Колосанова Наталья Дмитриевна
Проект «Удивительный мир пуговиц» для среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта «Удивительный мир пуговиц».
«Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость, которая позволяет видеть то, чего не видят другие» Л. А. Жаданов.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Удивительный мир пуговиц“ для среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
В программе «Радуга» перед педагогами поставлена задача «Для выявления и поддержания избирательных познавательных интересов детей 5-го года жизни необходимо создать условия, которые помогали бы каждому ребёнку соприкасаться с тем, что лично его интересует и привлекает в нашем мире». Большую помощь в решении этой задачи окажет коллекционирование.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей. Достоинством коллекционирования считается его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
В методических рекомендациях «Я познаю мир» предлагается создание коллекции пуговиц.
Пуговица – это уже готовый материал для коллекционирования, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать- «декоративный» бросовый материал.
Ни для кого не секрет, что дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Но делать одни и те же упражнения малышу скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае – это игры с использованием пуговиц, создание поделок из них.
И очень важно создание единой развивающей предметно – пространственной образовательной среды в семье и ДОУ, а также чтобы родители стали активными участниками образовательных отношений.
Тип проекта: исследовательско – творческий.
Сроки реализации: краткосрочный – 1 неделя.
Участники проекта:
педагоги, воспитанники средней группы, родители (законные представители).
Цель: Формирование у дошкольников естественно - научных представлений о предметах окружающего мира через увлечение детей идеей коллекционирования.
Задачи:
• Организовать совместную познавательно – исследовательскую деятельность всех участников образовательных отношений;
• обогатить представления детей о роли пуговиц в жизни человека, о многообразии пуговиц;
• развивать практические умения в продуктивной деятельности – СТД (рисование, лепка, аппликация);
• развивать воображение и творчество детей и родителей, интерес к коллекционированию;
• развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук;
• воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе;
• прививать бережное отношение к чужому труду;
Предполагаемые результаты проекта:
• повышение уровня познавательных процессов;
• развитие мелкой моторики кистей рук детей;
• улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников образовательных отношений;
• заинтересованность детей идеей коллекционирования;
• создание коллекции пуговиц в группе;
• представление мини - выставки детско-родительского творчества «Пуговичная фантазия»;
• изготовление коврика для профилактики плоскостопия у детей, пособий для развития мелкой моторики.
Механизм реализации проекта
1 этап — подготовительный.
Формы работы с детьми:
• Презентация Microsoft Office Power Point «Удивительный мир пуговиц»;
Формы работы с родителями:
• Информационный лист для родителей о начале проекта;
• Беседы с родителями о важности данной проблемы.
2 этап – основной
Формы работы с детьми
• ФЦКМ: Цель: выявить представления детей о пуговицах через модель 3-х вопросов.
Что мы знаем?
- Пуговицы бывают круглые, овальные.
- Они могут быть железные.
- У меня есть на рубашке.
- А у меня однажды оторвалась.
Что мы хотим узнать?
- Когда «родилась» пуговица?
- А пуговицы тонут в воде?
Что будем делать для этого?
- Надо спросить у воспитателя.
- Узнаю у бабушки, у неё много пуговиц и книг.
• Обсуждение продуктов реализации проекта (Когда так много узнаем, что мы можем сделать, чтобы не забыть).
• Познавательно-исследовательская деятельность:
- рассматривание пуговиц под лупой;
- знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы;
• Игровая деятельность:
- игры и задания по сенсорике: «Составь картинку»;
- дидактические игры: «Найди пару»;
- сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин – отдел пуговиц»;
• Создание коллекций «Детские пуговицы», «Металлические и форменные пуговицы», «Деревянные пуговицы», «Пуговицы – украшение»;
• Продуктивная деятельность (самостоятельна творческая деятельность - СТД):
- рисование: «Нарисуем пуговицу», выкладывание из пуговиц мозаичных изображений;
- лепка (составление из пуговиц узоров на пластилине: «Печатаем узор» (пуговица-штамп, «Бабочка», «Гусеница», «Это мой цветок!»);
- конструирование (создание объёмных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина: «Пуговичные человечки», «Гусеница», «Домик», «Пирамидка», «Весёлые человечки».
• Речевая деятельность:
- речевое упражнение «Возьми и расскажи» («волшебная» коробка).
Формы работы с родителями:
• Подбор познавательной и художественной литературы (загадки, стихи, сказки, пословицы о пуговицах);
• Папка – раскладушка: «Игры с пуговицами для развития мелкой моторики»;
• Альбом «Пуговичная фантазия»;
• Привлечение родителей к пополнению коллекции пуговиц новыми экспонатами;
• Изготовление родителями массажного коврика для профилактики плоскостопия у детей, изготовление пособий для развития мелкой моторики.
3 этап - заключительный
• Мини - выставка детско-родительского творчества «Пуговичная фантазия»;
• Награждение активных детей и родителей;
• Представление коллекции.
Оценка эффективности проекта:
Использование коллекции на занятиях по развитию речи, по изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений, в познавательно - исследовательской деятельности, проведении дидактических и сюжетных игр, в СТД детей.
Повышение познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Проект оказался интересным для всех его участников. Оказалось, что существует научное название данного вида коллекционирования - филобутонистика (от англ. button - пуговица).
Главное, чему научил проект и детей, и взрослых - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.
Литература.
1. Альперович Ю. И. Республика чудаков или 1000 и одна страсть. М., 1970;
2. Андроников И. Л. Личная собственность: [о собирателях редкостей]. М., 1960;
3. Власов В. Г., Гортинский Е. М. Если ты собираешь марки, значки. М., 1975;
4. Жаданов Л. А., Сагалов 3. В. О чём рассказывают коллекции. М., 1978;
5. Забочень М. Филокартия: (Краткое пособие-справочник). М., 1973;
6. Ильинский В. Н. Коллекция служит людям. Л., 1973;
7. Стальбаум Б. Твоя коллекция: Монеты, марки, этикетки, открытки. М., 1963;
8. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. Яр., 1998.