Елена Ковалева
Проект «Удивительные часы» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект для подготовительной группы на тему :
«Удивительный мир часов».
Вид проекта : исследовательский, познавательно-творческий.
Участники проекта : группа детей, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта : краткосрочный.
Актуальность:
Публикация «Проект „Удивительные часы“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Часы, время. Проекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Тема: «Часы» возникла в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду» по разделу «Формирование элементарных математических представлений» - блок: ориентировка во времени. Главная цель - дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Специфическими особенностями времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми.
Цель проекта :
Развивать интерес к истории возникновения различных видов часов. Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем. Закреплять знания о принципе их работы и роли в жизни человека. Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение. Научить отображать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
- Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда).
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Предполагаемый результат:
Разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям (что стало причиной их появления). Дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (час, минута, секунда, части суток, научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов. У детей повысится уровень знаний, исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения.
Этапы реализации проекта :
1 этап «Выбор темы или планирование»
Что вы знаете Что вы хотите узнать Как можно узнать об этом
Для чего нужны часы Как возникли часы? Спросить у взрослых, прочитать в энциклопедии
История часов или какие бывают часы? Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии.
Что мы знаем о времени? Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии.
Часы у меня дома. Механические часы и электронные часы В чем различия? Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии, догадаться самому.
Что случится, если часы будут идти по-разному? Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии, вести опыт.
Мой режим дня Что мы делаем в разное время? Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии.
Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете, прочитать в энциклопедии.
2 этап «Сбор сведений»
Создать развивающую среду:
- Просмотр слайд-шоу «Как возникли часы?». Просмотр мультфильма «Изготовление часов»
- Уголок книги: Цикл рассказов: «Механические часы»; «Электронные часы», сказка Б. Грешников «Сказка о волшебных часах», Цикл рассказов: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; О. Анофриева «Тик- Так», Ю. Мориц «Шли часы через дорогу», М. Манакова «Мой день», О. Подтуркин «Часы»
- Создание мини-музея «Удивительный мир часов»
- Изготовление макетов водяных, огненных и песочных часов
- Разучивание физкультурных минуток «Утро-день-вечер-ночь», «А часы идут, идут…».
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Часы»
- Дидактические игры «Когда это бывает», «Успей вовремя», «Учим время», «Определи который час», «Какие часы сломались», «Поставь стрелку на часах»
- Сюжетно-ролевые игры «Часовая мастерская», «Магазин часов» (Продолжать учить детей распределять роли и действовать в соответствии с сюжетом)
- Подвижные игры: «Часы пробили ровно час», «Быстрые часики»
Образовательная деятельность.
Познавательное развитие:
Рассматривание иллюстраций, фотографий, рассматривание альбома, экспериментирование, презентаций.
Образовательная деятельность:
«Как в старые времена в деревне определяли время», «Путешествие в прошлое часов», «Мы живём по часам», «Для чего нужны часы», «Северные олени», «Солнечные часы», «Как устроены водяные часы», «Познакомьтесь: огненные часы», «Песочные часы», «Часы наручные, настенные, напольные, башенные, карманные», «Дело мастера боится»
Речевое развитие:
Составление коротких рассказов из личного опыта «Какие бывают часы?». «Нужны ли человеку часы?». Развивать умение детей аргументировать свои ответы, уметь употреблять в речи сложносочинённые предложения, не перебивать друг друга, «Я загадаю – вы отгадайте!»- загадывание загадок о времени и часах. Учить мыслить, запоминать загадки.
Художественное чтение: Т. Вишнякова «Часы-будильник», сказка Б. Грешников «Сказка о волшебных часах», В. Берестов «Без четверти шесть», С. Маршак «Мы в часы мячом попали», И. Фомичёва «Солнечные часы»
Художественное творчество:
- лепка: «Часы- солнышко».
- рисование: «Часы такие разные и нужные», №Часы будущего»
- аппликация: «Наручные часы».
Самостоятельная деятельность детей.
Дидактические упражнения: «Что сначала, что потом?», «Всё о времени», «Часы пробили ровно час», «Что мы делаем сейчас?», «Пазлы - время», «Выбери, что нужно для часов», «Кто больше знает?», «Какие бывают часы?»
Сюжетно-ролевые игры: «Часовая мастерская», «Магазин часов», «Семья»(продолжать учить детей распределять роли и действовать в соответствии с сюжетом; развитие сюжета и использование предметов-заместителей).
- Подвижные игры: «Волк во рву», «Не попадись», «Палочка-выручалочка»
- Самостоятельное конструирование из бумаги и картона «Мои любимые часы»
- Свободное рисование «Что было интересного в часовой мастерской?», «Часы для любимой игрушки»
Взаимодействие с семьей.
Подбор стихов, загадок, иллюстраций на тему «Часы»
Привлечение родителей к созданию мини – музея «Удивительный мир часов»».
Совместное детско-родительское творчество «Такие разные часы» (создание макетов часов из различного бросового материала)
Консультация «Ребёнок и время», «Зачем ребёнку знать время», «Как научить ребёнка определять время»
Папки передвижки «Необычные часы», «Время - часть нашей жизни»
3 этап «Выбор проекта, как продукта творческой деятельности»
Создание мини-музея «Удивительный мир часов»
4 этап «Реализация проектов»
1. Интегрированная образовательная деятельность на тему: «Путешествие в прошлое часов»
2. Выставка совместной продуктивной деятельности в семье (поделки на тему «Такие разные часы»).
Список литературы:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятия - МУЦ Перспектива, 2008 – 248 с.
2. Шварц Е. П. «Сказки о потерянном времени», Оникс, 2009 г.
3. Новикова В. П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006
4. Котляр Э. П. «Часы-часики», малыш, 1984 г.
5. Прокофьева С. Л. «Часы с кукушкой» Малыш 1984 г.
6. Помораева И. В., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада – М. Мозаика – синтез. 2013 -176 с.
7. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада – 2-е изд. дороб. – М: просвещение, 1991 – 47 с.
8. Сорокина А. В. «Дидактические игры в детском саду».
9. Сапгир Г. В. «Часы» Лабиринт Пресс, 2009 г.