Ирина Тишко
Проект «Ты и я — мы с тобой друзья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Ты и я – мы с тобой друзья!»
Учитель-дефектолог: Тишко Ирина Анатольевна
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели, учитель-дефектолог.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Актуальность:
Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми.
Публикация «Проект „Ты и я — мы с тобой друзья“ в старшей группе» размещена в разделах
День ребёнка в детском саду наполнен различными делами и событиями. Однако многие из них проходят мимо сердца ребёнка и не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости. Общение со сверстниками играет важную роль в нравственном развитии ребенка. Главными двигателями нормального поведения должны быть мотивы доброжелательного отношения к другому, ценность совместной деятельности. Наблюдая за детьми во время их общения, обратили внимание на то, что они не могут играть дружно друг с другом длительное время, ссорятся, дерутся, выясняют отношения, т. е. не умеют просто находиться рядом. Именно в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются представления об окружающем мире в целом, важно сделать акцент и направит в правильное русло понятия и представления о дружбе. Это и определяет тему проекта – «Ты и я – мы с тобой друзья!».
Цель:
Развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях, о доброжелательном отношении друг к другу, объяснить в чем ценность настоящей дружбы.
Задачи:
Воспитательная: воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам общения, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим. Воспитывать чувство коллективизма, сплоченности, умение работать в команде, дружить.
Обучающая: расширять и систематизировать представления детей о том, что значит «Уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить их с существующим нормам поведения. Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению и нарушению моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо.
Развивающая: развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении. Развивать коммуникативные навыки, социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость). Развивать связную речь, обогащать словарный запас, побуждать к использованию в речи пословиц и поговорок.
Предполагаемый результат:
В детском коллективе укрепятся дружеские взаимоотношения. Дети научатся адекватно оценивать свои и чужие поступки, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный.
Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме «Дружба».
Подбор художественной литературы, подбор наглядного материала, дидактических игр, музыкального сопровождения, создание картотеки «мирилок» и игр, консультаций для родителей.
2 этап. Разработка проекта.
Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями:
-подбор материала и оборудования для бесед, разнообразных игр и других видов деятельности;
-подбор песен, мультфильмов;
-оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстраций, литературы;
-беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Разработка проекта по реализации задач в процессе совместной деятельности по теме «Ты и я – мы с тобой друзья». Составление плана.
Работа с родителями.
Домашние задания: порекомендовать чтение произведений о дружбе детям, составить вместе с ребенком рассказ о его друге, выучить и оформить «мирилку».
Оформить с детьми «Дерево дружбы»
3 этап. Выполнение проекта.
Мероприятия с детьми:
Чтение художественной литературы: Е. Пермяк «Самое страшное», Э. Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка», РНС «Кот, петух и лиса».
Просмотр мультфильмов: «По дороге с облаками», Бременские музыканты»
Просмотр мультимедийных презентаций: «Правила дружбы»
Беседы: «Что самое страшное случилось у мальчика, почему?», «Что такое дружба?»
Песни: «По дороге с облаками», «Если с другом вышел путь», «Ничего на свете лучше нету», «Солнечные зайчики».
Рисование: «Мой друг».
Аппликация: «Подарок другу».
Организованная образовательная деятельность (согласно перспективному плану) :
Познавательно-исследовательская деятельность: «Зелёные кристаллы»
Наблюдения: за игрой детей средней и старшей группы (умеют ли они дружить)
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые: «Ждем друга в гости»
Театральная деятельность: драматизация «Ежик и кот».
Дидактические: «Найди друга», «Эмоции», «Кто с кем дружит»
Подвижные: Волшебный стул», «Дракон» «Помоги другу», «Зеркало»
«Я хочу с тобой дружить».
Работа с родителями: чтение с детьми произведений о дружбе, оформление «Мирилок»
1 день. Чтение худ. лит-ры, постановка проблемы: Е. Пермяк «Самое страшное»
(дома с родителями подумать, что же самое страшное произошло у Вовы)
Работа с родителями: перечитать дома детям рассказ: Е. Пермяк «Самое страшное». Побеседовать по прочитанному.
2 день. Беседа: «Что самое страшное случилось у мальчика, почему?»
«Что такое дружба?»
П/ и: «Волшебный стул» «Дракон»
Наблюдение: за игрой детей средней
М/ ф: «По дороге с облаками»
Прослушивание песни: «По дороге с облаками»
Пословицы и поговорки: «На деньги друга не купишь».
3 день. Чтение худ. лит-ры: Э. Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка»
Рисование: «Мой друг»
Прослушивание песни: «Если с другом вышел путь»
С/ р: «Ждем друга в гости»
Театр. деят-ть: драматизация «Ежик и кот» (проигрывание разных ситуаций)
М/ ф: «Бременские музыканты»
Прослушивание песни: «Ничего на свете лучше нету»
Пословицы и поговорки: «Старый друг лучше новых двух».
П/ и: «Помоги другу», «Зеркало»
Д/ и: «Кто с кем дружит»
4 день. Чтение худ. лит-ры: Э. Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка»
Совместная деят-ть: построить домик дружбы.
М/ ф: «Бременские музыканты»
Беседа (ОБЖ) : «Что нельзя делать вместе с другом»
Д/ и: «Найди друга» (герои мультфильмов; объяснить: почему их можно назвать друзьями)
Прослушивание песни: «Солнечные зайчики»
Пословицы и поговорки: «Дружба дороже богатства».
5 день. Чтение худ. лит-ры: РНС «Кот, петух и лиса»
Д/ и: «Эмоции»
Аппликация: Подарок другу.
Совместная деят-ть: в ходе игр и бесед сформулировать с детьми правила дружбы.
П/ и: «Я хочу с тобой дружить»
Игра «Угадай мелодию» (песни о дружбе)
Пословицы и поговорки: «Дружба дороже богатства».
Работа с родителями: оформить дома с детьми «Мирилки»
6 день. Развлечение: «Путешествие в Изумрудный город»
Оформление «Дерева дружбы» цветами.
4 этап. Подведение итогов.
Развлечение: «Путешествие в Изумрудный город»
Цель: Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.
Задачи: Систематизировать и обобщить знания детей о дружбе. Формировать умение действовать сообща, помогать друг другу.
План:
1. Беседа о дружбе. В каких произведениях встречается.
Выбор персонажа из сказки «Приключения в Изумрудном городе»
2. Путешествие в Изумрудный город, преодолевая препятствия.
-) «Волшебное озеро». (На лодке могут переплыть только два героя, как перебраться всем)
-) «Страна Мигунов» (Все жители поссорились. Помогите им помириться используя волшебные слова и «Мирилки»)
-) «Найди друга» (Найти пары героев мультфильмов и сказок, которые дружат)
-) «Островок безопасности» (Вспомнить, используя специальные знаки, что нельзя делать вместе с другом).
-) «Угадай мелодию» (Через пещеру могут пройти только те герои, которые угадают песню про дружбу)
-) «Изумрудный город» (В ворота может пройти тот, кто назовет правило дружбы)
3. Встреча с Великим Гудвином.
Выполнить задание: изумруды потеряли свой цвет, вернуть зеленый цвет, использую различные краски (кроме зеленого).
4. Исполнение желаний героев: стать сильным, храбрым, получить доброе сердце, стать умным и т. п.)
5. «Возвращение» в детский сад.
Оформление «Дерева дружбы» цветами.
Вывод:
Дети получили представления о дружеских взаимоотношениях, стали более доброжелательно относиться друг к другу, получили представления о ценности настоящей дружбы. В детском коллективе укрепились дружеские взаимоотношения. Дети научились более адекватно оценивать свои и чужие поступки, стали чаще самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
В дальнейшей планируется продолжать работу по сплочению детского коллектива, знакомить с произведениями о дружбе.
Список литературы:
1. Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»
2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»
3. Т. А. Шорыгина «Красивые сказки»
4. И. Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет»
5. Н. Фопель Как научить детей сотрудничать
Приложение 1. Художественная литература.
Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное».
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девчонок из рогаток стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему не страшно было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть: оставили его, и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.
Подошел Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит, старенькая, в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете.
Подумайте дома: что самое страшное случилось у Вовки.
(Вова остался один. Один-одинешенек).
Сказка «Правила дружбы»
Жил-был маленький лисенок. И никто не хотел с ним дружить. Гулял как-то лисенок на полянке и встретил ёжика. Решил он подружиться с ним.
- Эй ты, колючая голова, давай дружить.
- Эх ты, лисенок, лисенок. Ты разве не знаешь правила вежливости?
- А что это такое «вежливость»?
- Вежливость – это…Пойдем со мной.
И пошли они по тропинке в лес. Идут, кругом птички поют, солнышко светит, и видят они куст малины. Ёжик подошел к кустику, сорвал одну ягодку и говорит лисенку:
- Лисенок, будешь ягоду?
- Конечно буду. – сказал лисенок и забрал ягоду у ёжика.
Ёжик в ответ покачал головой, но ничего не сказал лисенку.
Идут они дальше по лесной тропинке и видят белочку. А она с одной ветки на другую прыгает, да еще хвостиком своим пушистым виляет.
- Привет, белка. – помахал ей лапой ёжик.
- Привет, ёжик.
- Познакомься, лисенок, это моя подружка белка. Поздоровайся с ней.
- Эй, белка, здорово.
- Привет, лисенок. – сказала она с неохотой и запрыгнула повыше, сделав вид, что у нее появились какие-то дела.
Ёжик вздохнул, и они пошли дальше. А им на встречу заяц.
- Здравствуй, зайчик. – воскликнул Ежик. – Как же давно мы с тобой не виделись.
- Да уж, давненько не видались. – сказал зайчик и от радости улыбнулся. - Прости, ёжик, у меня зайчата дома одни, спешу я к ним.
- Ничего страшного. Ты только познакомься с моим новым другом лисенком.
- Очень приятно, я заяц. Извини, я спешу. Пока, лисенок.
Лисенок лишь фыркнул в ответ. Идут они дальше и видят на тропинке растущий прямо на глазах бугорок. Лисенок поначалу испугался, а ёжик сразу понял, что это его давний знакомый крот.
- Привет, крот. – сказал ёжик и похлопал его по голове.
- Здравствуй, ёжик. Посмотри, какой в этот раз был большой урожай моркови. Ты угощайся, не стесняйся.
- А я не один, а вместе со своим новым другом лисенком.
- Здравствуй, лисенок. Угощайся моей морковкой, мне не жалко.
- Ах, ну раз так…
Лисенок взял себе морковки столько, сколько у него смогло поместиться в лапах. Ёжик вот-вот хотел ему что-то сказать, но лишь молча вздохнул. Он взял себе совсем немножко, закинул на свою колючую спину, и они пошли дальше. Пока они шли, лисенок слопал всю свою морковку и даже с ёжиком не поделился. Тем временем надвигалась сильная гроза.
- Ладно, - сказал лисенок. – скучно тут с вами, пошел я.
- Постой, куда же ты? Надвигается сильная гроза. Пойдем ко мне домой, переждем ее там вместе.
- Никуда я не пойду. – фыркнул лисенок и ушел.
- Ну что ж, делать нечего… - сказал ёжик и направился в сторону дома.
Лисенок не торопясь шел домой, как тут резко полил дождь, начался сильный ветер, засверкала молния и загромыхал гром. Он успел спрятаться под упавшее дерево, свернулся в клубочек и понял, что потерялся. Ему стало страшно.
В этот момент ёжик почувствовал что-то неладное и решил найти лисенка. Идя по тропинке, по которой ушел домой лисенок, он встретил своих давних друзей, тех самых, которых он встречал вместе с лисенком. Это были белочка, заяц и крот.
- Привет, друзья. Не могли бы вы мне помочь найти моего нового друга лисенка.
- Привет, ёжик. А, это тот невоспитанный лисенок?
- Его просто надо научить вежливости.
- Хорошо, поможем мы тебе.
И отправился ёжик вместе со своими друзьями на поиски лисенка. К тому времени гроза усилилась. Лисенок понял, что был не прав, когда обращался невежливо с белочкой, зайцем, кротом и конечно же ёжиком. Ему стало стыдно за это.
Друзья работали слажено : белка высматривала лисенка сверху, перепрыгивая с дерева на дерево, заяц был быстрее всех, поэтому высматривал его впереди, крот же искал его по запаху, а ёжик пытался понять где он может быть. Они уже почти отчаялись, но тут белочка увидела с высоты маленький рыжий клубочек под свалившимся деревом.
- Я его нашла, нашла его. – закричала белка во весь голос.
Зверята подбежали к нему. Лисенок очень обрадовался и сказал им:
- Ребята, прости меня пожалуйста. Я грубил вам, но понял, что был не прав. Давайте дружить.
Зверята простили лисенка и стали с ним дружить.
Так лисенок узнал правила дружбы.
Приложение 2.
Игра «Волшебный стул».
Дети стоят в кругу, педагог в центр круга ставит стул и говорит: У меня есть волшебная палочка.
- «Сейчас я прикоснусь своей волшебной палочкой к этому стулу, и он вмиг станет волшебным. А волшебство его в том, что если кто - то сядет на этот стул, окружающие дети сразу начинают об этом (ребенке) говорить только хорошие, добрые слова. Взрослый предлагает одному из детей сесть на «волшебный стул» и сразу начинает об этом ребенке говорить что-нибудь приятное, хорошее. Затем «волшебная палочка» передается ребенку, который стоит справа от педагога, и тот продолжает говорить добрые слова о сидящем на стуле воспитаннике.
Ситуативная игра-история с элементами театрализации «Котик и Ежик на качелях»
Представьте двух друзей. Ёжик и Котик! На роли Ежика и Котика выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.
Приложение 3. Инсценировка.
Инсценировка стихотворения.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга - Котик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Котик: «Я первый!», а Ё жик: «Нет. Я!»
Не уступают друг другу друзья.
Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош».
Дети инсценируют стихотворение.
Обсуждение проблемы, поиск путей решения. Вопросы к детям:
1. Ребята, почему Котик решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.)
2. Как вы думаете, стоит ли из-за этого ссориться с другом? (Нет.)
3. Что нужно сделать, чтобы ссоры не было, как помирить друзей? (Ответы детей.)
- Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться, и не поссорились.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга - Котик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Котик сказал: «Покачаю тебя.
Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»
Подведение итогов.
- Так, что нужно делать, чтобы не ссориться?
Дети: Нужно уметь договариваться.
Ситуативная игра-история «Машина».
Котику мама купила машину:
Кузов нарядный, красивые шины,
Пульт управления, мощный мотор.
Котик довольный помчался во двор.
Ежик машину увидел, и вот
Молча у друга ее он берет.
Чудо-игрушку хочет отнять,
Котик ему не готов уступать.
И говорит он, надувшись, Ежу:
«Я с тобой, Ежик, совсем не дружу».
Выход из проблемной ситуации.
Ежик сказал: «Мы с тобою друзья.
Очень мила мне машина твоя.
Дай мне, пожалуйста, с ней поиграть,
Её аккуратно я буду катать».
Котик ответил: «Конечно, бери.
Кнопку для старта скорее нажми!».