Мария Тарасова
Консультация для педагогов «Детская музыка как основа музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская музыка
как основа музыкального воспитания
детей дошкольного возраста.
«Без музыкального воспитания невозможно полноценное воспитание ребенка»
В. А. Сухомлинский.
Детская музыка занимает значительное место в музыкальной культуре и составляет одну из ее существенных граней.
Что собой представляет детская музыка?
Детская музыка - это музыка, предназначенная для слушания и исполнения детьми, а еще чаще всего под ней подразумевают музыку, доступную для исполнения детьми. Лучшие образцы детской музыки характеризуются конкретностью, живым поэтическим содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной детской музыке свойственны программность, элементы изобразительного звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота музыкальной фактуры, опора на фольклор. Детскую музыку можно классифицировать по ее жанрам: вокальная, инструментальная, симфоническая, детская опера, балет, музыка к детским кино- и мультфильмам. Детская вокальная музыка представлена разными жанрами — это народные песни, авторские песни, популярные песни современных авторов.
Народное музыкальное творчество — это фундамент для развития и формирования национального самосознания и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Ребенка нужно знакомить с музыкой с первых дней жизни. Первая песня, которую слышит ребенок, — это колыбельная, самые важные музыкальные впечатления ребенка связаны именно с пением матери, так как это самые нежные и задушевные песни. Колыбельную песню можно назвать первым педагогическим произведением большой воспитательной силы. Музыка открывает каждому ребенку целый мир высоких чувств, стремлений, надежд, мыслей. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многосторонне. Основой музыкальных произведений для детей является фольклор: народные сказки, песни, прибаутки, пляски, скороговорки. Один из любимых видов народных песен у детей — хороводы. В хороводах-играх первостепенную роль играл текст, обязательным было наличие хора, запевалы и действующих лиц, обыгрывающих слова песни. Важную познавательную и воспитательную роль играют исторические и трудовые народные песни. Трудовые песни возникли вместе со стремлением людей облегчить физический труд; песня объединяла единым ритмом труд целого коллектива: запевал кто-то один, а остальные отдыхали, а в припеве дружно подхватывали и начинали работу. Исторические народные песни несут в себе много информации: история развития семьи, народная мораль, исторические события. По характеру мелодий исторические песни близки к речевому сказительству, они протяжные и напевные. Известны семейно-бытовые, любовные, бурлацкие, лирические народные песни. Важно, изучая жанры народной музыки, показать детям связь народного творчества с классической музыкой. Многие композиторы- классики немало страниц своего творчества посвятили детям. Небольшое количество примеров музыки, написанной авторами для детей, сохранились издревле до наших дней.
Во второй половине 19 века появилось сравнительно большое количество профессиональных произведений детской музыки, например “Детский альбом” Чайковского – своеобразная фортепианная сюита, где в разнообразных небольших по объёму пьесах народного характера перед детьми последовательно ставятся разные художественно-исполнительские задачи. Сходны по задачам и способам их разрешения являются сборники фортепианных пьес для детей A.С. Аренского, С. М. Майкапара, В. И. Ребикова. В основном широкое распространение имеют профессиональные вокально-хоровые произведения композиторов-классиков: И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, С. Танеева, П. Чайковского, С. Рахманинова и др.
В ХІХ столетии появляются первые сборники песен, где немало хоров и для детей А. Лядова, Г. Мамонтовой, О. Гречанинова, П. Чеснокова. Советские композиторы обогатили детскую музыку, расширили её жанровые возможности и средства выразительности. Широко известны, например, фортепианные пьесы для детей С. М. Майкапара «Бирюльки» и «Первые шаги». Творчество М. Р. Раухвергера в основном обращено к детям дошкольного возраста. Лучшим произведениям композитора свойственны современность музыкальных интонаций, выразительность мелодических оборотов, острота гармонии. Популярны произведения Д. Б. Кабалевского, который написал 3 тетради педагогических фортепианных пьес, расположенных в порядке возрастающей трудности. Его произведения отличают тематическое богатство, близость массовым формам музицирования – песням, танцам, маршам.
Детская музыка советского периода воспитывает наилучшие чувства патриотизма, дружбы, любви, человечности на своих ярких, разнообразных музыкальных образах - это песни и хоры Ю. Чичкова, А. Филипенко, Л. Дичко, Т. Чудовой, Д. Кабалевского, С. Рустамова и многих других.
К синтетическим музыкальным жанрам относится опера, балет, оперетта, где музыка органически соединена с пением, театральным действием, танцем, декоративной живописью. На фоне ярких театральных декораций органично связаны все художественные грани оперы: выразительное пение, оркестровое сопровождение и актерская игра, что производит большое эмоциональное впечатление. В балете сливаются воедино сольные и массовые танцы, симфоническая музыка, яркое декоративное оформление. Но главная и решающая роль принадлежит музыке, в которой воплощается основная идея синтетического зрелища. Развитие оперы для детей берет свое начало с конца ХІХ века. Музыкальный язык этих опер прост, пронизан интонациями русских песен. Известные детские оперы Ц. Кюи «Снежный богатырь», «Красная шапочка»; О. Гречанинова — «Ялиночин сон», «Теремок», «Кот, Петух и Лиса»; Б. Асафьева — «Золушка», «Снежная королева»; В. Ребикова — «Елка», «Сказка о Принцессе и Короле-жабе». Развитию детской оперы и балета в советский период способствовал единственный в мире детский музыкальный театр, основанный в Москве в 1965 году и управляемый Н. И. Сац. Популярность получили детские оперы «Волк и семеро козлят» Коваля, «Маша и Медведь», «Теремок», «Топтыгин и лисица», «Царевна-несмеяна», «Морозко» М. Красева, «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Белоснежка и семь гномов» Э. Колмановского, «Песенка в лесу» Р. Бойко; балеты для детей: «Три толстяка» В. Рубина, «Доктор Айболит» Морозова, «Конек-горбунок» Р. Щедрина, «Буратино» Вайнберга. Большой вклад своим творчеством внесли в область детской музыки так же композиторы А. Александров, Р. Бойко, И. Дунаевский, А. Лепин, З. Левина, М. Мирзоев, С. Рустамов, М. Старокадомский, А. Филипенко.
Дмитрий Кабалевский один из основоположников жанра детской лирической песни («Песня у костра», «Наш край», «Школьные годы»).
Музыка занимает большое место в детских фильмах и мультипликационных фильмах: «Царь Дурандай» (1934) и «Красная Шапочка» (1937) А. Александрова, «Золушка» А. Спадавеккиа (1940, «Дети капитана Гранта» (1936) и «Концерт Бетховена» (1937) И. Дунаевского, «Айболит-66» Б. Чайковского, «Бременские музыканты» (1968) Г. Гладкова, «Крокодил Гена» М. Зива, «Приключение Электроника» Е. Крылатова, „Синяя птица” А. Петрова. Песни А. Островского, А. Долуханяна, З. Левиной, Е. Жарковского, В. Мурадели, С. Туликова, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, Ю. Чичкова, Л. Афанасьева, А. Флярковского, Е. Птичкина, Б. Савельева исполняются взрослыми певцами перед детской аудиторией.
Много силы воли, настойчивости, веры отдала детям педагог и композитор Елена Фабиановна Гнесина. Её силами были созданы музыкальная школа, училище, институт. Все юные музыканты играют её детские пьесы. Своё композиторское дарование она посвятила созданию детского репертуара, на котором воспитываются малыши. Тонкий вкус, яркая образность, удивительное знание детей сделали композиции Е. Гнесиной неотъемлемой частью той музыки, с которой начинают свой путь юные музыканты.
В последнее время понятие детской музыки стало подразумевать еще один аспект – психофизиологический. Со времен древних философов, которые пытались воздействовать на психику молодого поколения, воспитывать его путем погружения в определенную музыкальную среду. В настоящее время существуют методы музыкальной терапии: в противовес психотравмирующей, агрессивной музыкальной среде, обрушивающейся на ребенка с экранов телевизоров, из недр компьютерных игр, музыка для детей обладает оздоровительными свойствами. Большой терапевтической силой обладает музыка В. Моцарта, в целом же сюда можно отнести любые музыкальные сочинения, способствующие установлению гармонии в детской душе.
Список литературы:
1. Баринова М. Н. О развитии творческих способностей ученика / М. Н. Баринова. – Л. : Музгиз, 1961. – 60 с.
2. Гаккель Л. Я. Он сам дитя (о музыке Прокофьева для детей) / Л. Я. Гаккель // Советская музыка. – 1991. — №4. – С. 4-5
3. Кабалевский Д. Б. Прекрасное побуждает доброе / Д. Б. Кабалевский. – М. : Педагогика, 1973. – 336 с. 4. Кленов А. С. Там, где музыка живёт / А. С. Кленов. – М. : Педагогика – Пресс, 1994. – 152 с. 5. Колмакова М. День счастья (беседы о музыке) / М. Колмакова // Музыкальная жизнь. – 1993. №2. – С. 15-16.
6. Метлов Н. А. Музыка – детям / Н. А. Метлов. – М. : Просвещение, 1985. – 144 с.
7. Смирнова Т. И. Воспитание искусством или искусство воспитания / Т. И. Смирнова. _ М. : Грааль, 2001. – 368 с.
8. Шестаков Г. Детская музыка / Г. Шестаков __ Сергей Сергеевич Прокофьев. – М. : Музыка, 1990. С. 121-124.
9. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М. : Издательство Института Психотерапии, 2004. — 90 с.