Приложение МААМ

Педагогический проект экологической направленности «Тополь»

Ольга Козлова
Педагогический проект экологической направленности «Тополь»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ Тогучинского района Горновский детский сад «Берёзка»

Педагогический проект экологической направленности

«Я и вреден, и хорош!»

Автор: воспитатель Козлова Ольга Владимировна

т. 8-383-40-23-387

п. Горный 2015 год

Проблема: Почему вырубают тополя? Неужели тополь вредное растение?

Публикация «Педагогический проект экологической направленности „Тополь“» размещена в разделах

Актуальность проекта : расширение и обобщение знаний детей о деревьях малой Родины, осознание экологической значимости тополя в жизнедеятельности человека. Создание условий, стимулирующих интерес детей к исследовательской деятельности.

Цель: формирование у дошкольников интереса к растениям родного края, развитие эмоционально положительного отношения к живой природе и труду взрослых.

Задачи: 1. Расширить представления о дереве тополь, о его особенностях, о его полезных свойствах и «вредном» воздействии на человека.

2. Учить детей наблюдать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения.

3. Стимулировать поисковую деятельность, желание делиться знаниями, помогать друг другу в поиске информации.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, нравственное и эстетическое развитие детей, умение ценить живое и прекрасное.

Проектная идея : помочь детям понять, что в природе не бывает ничего лишнего. Человек является частью природы, его деятельность не должна наносить вред окружающему.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации: июнь, июль.

Методы, используемые в проекте :

- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения; эксперименты;

- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, дидактические игры;

- наглядные: фотовыставка, экологический праздник, викторина, выставка поделок.

Прогнозируемый результат: формирование экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, активизация творческого потенциала и эмоциональной отзывчивости детей от общения с природой.

Этапы осуществления проекта.

I. Организационный.

1. Работа воспитателей с литературой: анализ книг с информацией о разновидности тополя, растущего на участке детского сада; подборка стихов, загадок, рассказов, пословиц о тополе.

2. Составление информационной справки по теме «Тополь»

3. Выставка литературы, наглядного и иллюстративного материала по теме «Деревья наших лесов» (разновидности, внешний вид, строение листьев, стволов, сходство и отличие, практическая ценность для человека)

II.Исследовательский этап.

Работа с детьми.

1. Беседа по экологии «Что мы знаем о деревьях?».

цель: формировать представления детей о деревьях родного края (какие бывают деревья – хвойные, лиственные, их название; внешнее строение, чем отличаются от других растений; где деревьям лучше живется в лесу или в городе?; Почему могут деревья исчезнуть и что произойдет на всей Земле).

2. Экскурсия в школьный парк.

Цель: формировать представления детей о разнообразии, красоте, особенностях внешнего вида деревьев. Познакомить поближе детей с тополем (погладить кору, понюхать ее, прижаться щекой, обнять дерево, определить, какое у него настроение).

3. Дидактическая игра «Найди дерево».

цель: учиться ориентироваться в пространстве и находить объект по описанию. Дать детям задание: выбрать понравившееся дерево - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?

4. Экологическая подвижно-образная игра «Если бы я был деревом…»

Цель: закреплять представления о деревьях разных видов, развивать воображение, координацию движений, учить передавать информацию с помощью движений тела

5. Наблюдения за пухом (рассмотреть, потрогать на ощупь; провести игру «Пух хорошо – плохо»; собрать пух для коллекции).

6. Наблюдение на прогулке «Что растёт у тополя

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прядки.

-Оформление страницы альбома «Наше дерево – дом для животных» (нарисовать «жильцов», которых обнаружили на тополе, около тополя

Окраска сероватая,

Повадка вороватая,

Известная персона,

Любимая ворона

7. Игра с элементами ТРИЗ «Теремок».

Цель: закрепление представлений у детей о деревьях нашего края; схожести и различия объектов наблюдения.

1 ребё нок: Тук-тук. Кто в теремочке живет?

2ребё нок: Это я тополь. А ты кто?

1ребё нок: А я береза. Пусти меня к себе!

2 ребё нок: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, береза, похожа на меня, тополя.

1 ребё нок: И ты, и я – деревья. У нас одинаковое строение: Есть корни, ствол, ветки, листья. Мы живые, поэтому дышим, размножаемся. У березы, как и у тополя, есть сережки, а еще с нашими деревьями имеют взаимосвязь многие растения и животные.

Драматизация сказки «Тополь и ель»

1 ребё нок: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

2 ребё нок: «Это я тополь. А ты кто?»

1 ребё нок: А я ель. Пусти меня к себе!

2 ребё нок: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

1 ребё нок: У ели есть иголки, а у тополя есть пух, листья, поэтому ель хвойное дерево, а тополь лиственное. Ель тенелюбивое растение, а тополь – светолюбивое и т. д.

8. Беседа «Этот удивительный тополь»

Тополь цветёт весной, до распускания или одновременно с распусканием листьев. Мужские серёжки после высыпания пыльцы усыхают и опадают, в женских серёжках созревают плоды-коробочки. Семена – мелкие, с пучком тонких волосков, разносятся ветром. Это и есть тот самый тополиный пух, столь ненавистный горожанам. То есть, свойством выделять пух обладают только женские деревья тополя.

Зная это, озеленители пытаются избежать появления в городах женских особей. Но тополь обладает одним неприятным свойством: он очень любит менять пол в зависимости от различных обстоятельств (на ветке мужского дерева вдруг появляются женские серёжки). Особенно часто это происходит в больших городах со сложной экологической обстановкой. Именно поэтому выбраковка женских особей до конца не решает проблемы тополиного пуха. И первыми принимают удар аллергики. Сам по себе тополиный пух может вызвать только раздражение слизистой, но пушинки очень хорошо распространяют пыльцу, которая вызывает аллергическую реакцию у множества людей. Ещё одно неприятное свойство состоит в том, что все тополя поражаются вредителями, а также грибами и бактериями, вызывающими различные формы рака растений. В городах на тополе больше, чем на других породах, заводится насекомых, особенно вредит ему тополевая моль. Тополиный пух имеет свойство набиваться во все щели и легко вспыхивает, являясь причиной очень многих летних пожаров. Хотя свой вклад в это вносит дворовая ребятня, развлекающаяся поджиганием тополиного пуха.

Забивает тополиный пух и радиаторы машин, вызывая перегрев двигателя, а также кондиционеры. Да и сами тополя не менее опасны, чем их пух. Старые тополя помимо мягкой и легко гниющей древесины имеют слабую, поверхностную корневую систему, что делает их очень неустойчивыми. Каждая серьёзная гроза, сопровождающаяся порывами ветра, предвещает опасность падения деревьев и особенно тополей : на людей, на транспорт, на строения, на дорогу.

Но тут возникает логичный вопрос: почему же тогда вокруг нас так много тополей, если они являются причинами стольких проблем?

Во-первых, благодаря быстроте роста и неприхотливости тополя имели большое значение при создании после войны насаждений разного назначения, в том числе полезащитных, для озеленения и т. д.

Во-вторых, тополя являются одним из основных и самых благодарных объектов современной селекции древесных пород, направленной в основном на ускорение прироста древесины. Кроме того, специалисты говорят, что посадка тополей дешевле и целесообразнее с точки зрения экономии городской площади. Тополь декоративен, растет быстро, отличается высокой способностью к размножению, поэтому его и используют в озеленении городов. Сейчас при посадке новых деревьев стараются выбирать сорта, не дающие пуха, а старые – грамотно обрезать, что лет на пять избавляет нас от «пухопада». Тополь эффективно удерживает в себе металлосодержащую пыль.

Тополевые насаждения выделяют кислорода в несколько раз больше, чем, например, еловые. Тополь выделяет смолу, которая содержит фитонциды - вещества убивающие микроорганизмы, в том числе, болезнетворные. Таким образом, это растение хорошо очищает воздух. Есть данные, что только тополя способны задерживать цементную пыль, а кислорода они выделяют в 7 раз больше, чем хвойные породы, превышая по этому показателю и другие лиственные деревья, высаживаемые в городах. Раннее пожелтение листвы в конце июня - начале июля является первым признаком высокого уровня загрязнения воздуха.

Настои коры и почек тополя, обладающие противовоспалительным и жаропонижающим действием, применяются в народной медицине при лихорадке, для лечения, ожогов и т. п. Эфирное масло, получаемое из почек, используется в парфюмерии, а душистую клейкую смолу пчёлы перерабатывают в прополис

Решением проблемы тополиного пуха может стать посадка исключительно мужских особей, которые его не образуют. Также формированию пуха препятствует ежегодная обрезка деревьев. В благоприятных условиях возраст некоторых видов тополей может достигать 100 и более лет. Однако загрязнения, обычные для городов, особенно крупных, сокращают этот срок до 50-60 лет. Затем такие старые деревья необходимо вырубать: они начинают гнить изнутри и становятся слишком хрупкими.

Распространение и экология

В природе большинство видов произрастает по долинам рек и по хорошо увлажнённым склонам. Тополя требовательны к богатству и аэрации почвы, не выдерживают заболачивания.

Применение

Древесина у тополей лёгкая, белая, мягкая, хорошо обрабатывается и используется очень широко в технических целях: как сырьё для бумаги, для получения искусственного шёлка, изготовления спичечной соломки, фанеры, простой мебели, пиломатериалов, тары, долблёных лодок и многого другого. Древесина также идёт на дрова и древесный уголь низкого качества, так как теплотворность дров тополя в 1,5 раза меньше теплотворности, например, берёзовых дров. В южных, малолесных районах древесина идёт на строительство зданий. Из почек получают фиолетовую краску, из листьев — жёлтую. Побеги с листьями служат веточным кормом для скота.

В некоторых среднеазиатских странах обычай: при рождении сына отец рассаживает тополя для того чтобы сын, когда вырос, из готового сырья построил себе дом. Раннее пожелтение листвы в конце июня - начале июля является первым признаком высокого уровня загрязнения воздуха.

Работа с родителями: провести наблюдения с детьми в лесу, на дачах за деревьями. Поговорить какая у деревьев кора, листья летом; понаблюдать, кто живет на деревьях и под ними.

9. Целевая прогулка по посёлку.

Цель: рассмотреть места вырубок тополей в посёлке. Объяснить детям, почему производят вырубку. Какие деревья нужно убрать и как их используют в хозяйстве.

- Оформление страницы альбома «Земля – почва» (нарисовать животных, которые живут в почве нашего дерева).

-Наблюдения на прогулке «Изучаем корни» (попробовать вытащить наше дерево из земли, что его там держит?; найти место, где ствол постепенно «переходит» в корни; видны ли корни, какие они – толстые, прямые, твердые, мягкие, представить). Деревья стареют, становятся опасными для людей. Дети объясняют, чем опасен стареющий тополь и как можно использовать спилы дерева.

Легенды о тополе.

Одна из легенд рассказывает о том, что жил на свете благородный и смелый рыцарь. Большую часть своей жизни он проводил в походах и на рыцарских турнирах. А дамой его сердца была прекрасная Фея, которая преданно ждала своего рыцаря в замке на острове посреди озера. Мечтала она о том, что рыцарь устанет сражаться и останется с ней не на день, два, неделю, а на всю жизнь. Но, увы! Снова и снова, вскочив на коня, уезжал он в далёкие страны, где ждали его новые сражения. Ни разу в своей жизни не потерпел рыцарь поражения. Но однажды меч предателя ударил его в спину и упал рыцарь на землю, обливаясь кровью. Всё, что успел он, - произнести имя возлюбленной феи своей. И тотчас она оказалась рядом с ним, но спасти любимого было не в её силах, тогда и превратила она его в тополь, который стал расти возле стен её замка. Теперь никуда он не мог уйти от своей возлюбленной, вот только вместо слов любви тихо шелестел под её окном ветвями.

Стихотворение о тополе.

Hа могучем тополе.

На могучем тополе

Дружно почки лопнули,

А из каждой почки

Вылезли листочки.

Развернули трубочки,

Распушили юбочки,

Отряхнулись,

Улыбнулись,

И сказали:

«Мы проснулись!»

(Саша Черный)

III.Обобщающий этап.

Работа с детьми.

- Наблюдения на прогулке и в группе за листьями нашего дерева (есть на листьях пыль, много ли больных листьев). Сделать вывод о внешнем виде дерева, которое характеризует экологическую обстановку места, на котором оно растет.

- составление гербария «Деревья нашего участка»

- выставка художественного творчества «Волшебная веточка»

- составление творческих рассказов о тополе

Детское творчество «Рассказы о тополе»

Яна Д.

Возле нашего дома рос тополь большой - большой. Ветер дует, он стучит нам в окно. Страшно. Приехала большая машина. Начали пилить тополь по кусочкам. В комнате стало светло. Тополь был старый и мог повредить кого-нибудь

Коля Р.

Мне нравится дерево тополь. Он большой и красивый. Листочки собирают всю грязь из воздуха. У нас на участке много тополей, мы там играем, прячемся, дышим свежим воздухом.

Семён Ч.

Тополь даёт много пуха. Он лезет в глаза, но всё равно он полезный. Он чистит воздух, на нём птички живут. Мы видели под тополем грибы. А ещё он защищает от солнца.

В дальнейшем продолжим проектную деятельность по изучению деревьев наших лесов, так как проведённая работа очень понравилась юным исследователям.

Публикации по теме:

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности «Дикие и домашние животные» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности "Дикие и Домашние животные" Калимуллина Гюзель Матрица проекта.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «В снежном царстве» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития/ Тема проекта: "В.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема проекта: «Весенние изменения в природе». Проблемное.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Город мастеров» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема проекта:«Город мастеров». Проблемное поле.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Мой детский сад — мой дом родной!» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Тема проекта: "Мой детский сад - мой дом родной!".

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Осень золотая» Тема проекта: «Осень золотая».Проблемное поле проекта: В период детства дети только начинают познавать мир, явления природы. В этот период.

Педагогический проект социальной направленности в начальных классах «Арт-терапия»Педагогический проект социальной направленности в начальных классах «Арт-терапия» Аннотация проекта Социальный проект «Арт – терапия» направлен на воспитание потребности у обучающихся класса помощи в снятии психологического.

Педагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНРПедагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНР Педагогический проект «Заряжаем радостью» в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР. Вид проекта: • по доминирующему.

Педагогический проект «Земля — наш общий дом» в группе общеразвивающей направленности 4–5 летПедагогический проект «Земля — наш общий дом» в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет Педагогический проект «Земля - наш общий дом» в группе общеразвивающей направленности 4 -5 лет. Тип проекта: Познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект экологической направленности для детей 6–7 лет «Дневник наблюдений (часть 1. Осень)» Познавательно - исследовательский проект экологической направленности для детей 6-7 лет "Дневник наблюдений (часть 1 Осень)"В век компьютерных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект экологической направленности «Тополь»
Опубликовано: 3 января 2020 в 11:37
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект экологической направленности «Тополь»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Козлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД