Раиса Мутовкина
Проект театрализованной деятельности «Сказка в гости к нам пришла» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования Сосновского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колокольчик»
Проект
во 2 младшей группе
Выполнила:
Воспитатель 1 кв. категории
Мутовкина Раиса Васильевна
Р. п. Сосновское 2018г
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Вид проекта : долгосрочный, групповой, творческо-игровой.
Сроки реализации: октябрь 2018г-май 2019г.
Актуальность проекта : Младший дошкольный возраст – один из благоприятных периодов всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. Происходит формирование основных качеств личности.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является игра и театрализованные игры.
Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, развивается диалогическая речь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, для целенаправленной, систематической работы над поставленными задачами нами выбрана работа над проектом «В гостях у сказки».
Цель проекта : Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи проекта :
• побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
• привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
• формировать представление о различных видах театра;
• развивать речь, воображение и мышление;
• помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
Ресурсное обеспечение:
• настольные театры : «Репка», «Курочка Ряба»
• театр на магнитах : «Репка», «Теремок»
• пальчиковый театр : «Репка», «Теремок»,
• плоскостной театр : «Теремок», «Колобок»
• костюмы к сказке «Репка», «Курочка ряба»
• сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам.
• дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка»,»Курочка Ряба», мозаика «Репка»
Участники проекта :
• воспитатели, музыкальный работник,
• дети группы,
• родители воспитанников.
Ожидаемый результат:
• У детей должно сформироваться представление о различных видах театра :, пальчиковый, магнитный театр;
• Сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами; .
• У родителей появится интерес к театру и совместной театрализованной деятельности.
• Пополненится содержание театрального уголка.
Предварительная работа:
- подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек; загадок о героях сказок;
- прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя»,- посещение кукольных представлений в ДОУ
- показ кукольного театра : «Теремок», «Колобок».
- рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам;
- комплекс утренней гимнастики – «Курочка и цыплята», «На лесной полянке».
Подготовительный этап
1. Опрос родителей «Любите ли Вы театр?»
2. Наглядная информация для родителей:
«Театрализованная деятельность в детском саду»,
«Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».
3. Определение целей и задач.
4. Разработка проекта в группе : «В гостях у сказки»
5. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
Основной этап
1) Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами : настольный, пальчиковый, кукольный) .
2) Знакомимся со сказками :
Сказка «Теремок»
- Рассказывание сказки «Теремок» с показом пальчикового театра;
- рассказывание сказки вместе с детьми с использованием пальчикового театра;
- коллективная аппликация «Теремок»;
- конструирование домиков для животных теремка;
- имитационные движения героев сказки и их голосов;
- дидактические игры: «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?»;
- подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору».
- использование раскрасок к сказке «Теремок».
Сказка «Репка»
- Рассказывание сказки «Репка» с показом театра на магнитах;
- лепка «Репка»;
- имитационные упражнения;
- дидактическая игра «Мои любимые сказки»;
- ряжение в костюмы;
- драматизация сказки «Репка»;
- разучивание пальчиковой игры: «Репка»
- использование раскрасок к сказке «Репка».
Сказка «Колобок»
- рассказывание русской народной сказки «Колобок» с показом настольного театра;
- лепка, рисование «Колобок»;
- ОД по ФЭМП с использованием театрализованной деятельности;
- рассказывание сказки детьми с имитацией действий;
- упражнение «Изобрази героя»;
- ряжение в костюмы;
- дидактические игра: лото «Сказки».
- подвижные игра: «Лиска – лиса».
- использование раскрасок к сказке «Колобок».
Взаимодействие с родителями:
-Семинар-практикум «Театрализованная деятельность как средство развития речи младшего дошкольника»
-Участие родителей в проекте театрализованной деятельности «В гостях у сказки»
-Использовать информацию, полученную на семинаре-практикуме в рамках развития детей в театрализованной деятельности.
-Приобретение родителями дисков, кассет со аудиозапсью сказок.
-Изготовление родителями своими руками атрибутов для театрализованной деятельности
-Просматривание телепередач с участием кукольных персонажей, совместная –Совместная художественная деятельность (рисование, аппликация, конструирование) на тему «Театр и куклы»
- Организация домашних кукольных представлений.
Перспективный план театрализованной деятельности работы с детьми на 2018-2019 уч. г.
Дата Тема Программное содержание Форма организации Оборудование
Сентябрь Драматизация настольного театра по сказке «Теремок» 1. Учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
2. Активизировать речь детей.
3. Обогатить словарь новой лексикой.
4. Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанной сказке.
5. Уточнить представления детей о диких животных. Чтение сказки «Теремок».
Рассматривание иллюстраций по сказке «Теремок».
Игры-упражнения «Кто как кричит»
Прослушивание русской народной мелодии «Уж вы, сени» Н. Ф. Горбунова.
Подвижная игра «Медведь и звери».
Дидактическая игра «Найди маму».
Хоровод – игра «Мыши на лугу».
Игры с разрезными картинками «Герои сказки»
Итоговое мероприятие. Драматизация настольного театра по сказке «Теремок». Настольный театр «Теремок».
Иллюстрации по сказке «Теремок».
Маски животных к сказке «Теремок».
Картинки диких животных.
Разрезные картинки «Герои сказок»
Октябрь Игра - драматизация по сказке «Три медведя» 1. Вызвать интерес к театральной деятельности.
2. Развивать эмоционально – чувственную сферу детей.
3. Побуждать их к выражению своих чувств.
4. Активизировать речь детей.
Чтение сказки «Три медведя».
Словесная игра «У медведя во бору».
Проговаривание чистоговорок на развитие дикции.
1. Подвижная игра «У медведя во бору».
Рассматривание иллюстраций по сказки «Три медведя».
2. Отгадывание загадок про диких животных.
3. Пальчиковая гимнастика «Дикие животные».
4. Артикуляционная гимнастика «Трубочка».
5. Мимические этюды : «злой медведь», «добрый мишка».
6. Этюды на пластику «Медведь неуклюжий».
7. Обыгрывание эпизодов сказки «Три медведя».
Театральное представление с плоскостными фигурками:показ р. н. с. «три медведя» на фланелеграфе.
8. Н. п. и. «Сказочное лото».
9. Рассказ воспитателя о медведях.
Итоговое мероприятие. Игра драматизация по сказки «Три медведя».
1. Настольный театр.
2. Маски медведя
3. Разрезные картинки для лото.
4. Иллюстрации с изображением сказки.
Фланелеграф
Ноябрь Показ конусного театра «Лиса и заяц» Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.
Научить выражать эмоции через движение и мимику.
Познакомить со сказкой «Лиса и заяц».
Побуждать к активному восприятию сказки.
Учить внимательно слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета. Рассматривание иллюстраций по сказки «Лиса и заяц».
Отгадывание загадок про диких животных.
Дидактическая игра «Кто позвал?».
Дидактическая игра «Кого не стало?».
Рассказ воспитателя «о дружбе».
Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Лисичка», «Зайчик».
Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи», «Испуганный заяц», «Хитрая лиса».
Чтение сказки «Лиса и заяц».
Показ настольного театра «Лиса и заяц».
Итоговое мероприятие : показ конусного театра по сказке «Лиса и заяц». Иллюстрации к данной сказке.
Настольный театр «Лиса и заяц».
Разрезные картинки к дидактической игре.
Элементы костюмов лисы и зайца (шапочки).
Декабрь Игра -драматизация по сказке «Маша и медведь» (пальчиковый театр) 1. Вызвать у детей симпатию к героям сказки.
2. Обогащать словарь детей.
3. Совершенствовать грамматический строй речи по средствам беседы.
4. Развивать у детей внимание, память
5. Упражнять детей в четком произношении звука «д» «д*» Чтение сказки «Маша и медведь».
Рассматривание иллюстраций по сказке «Маша и медведь».
Подвижная игра «Догонялки».
Показ настольного театра «Маша и медведь».
Игра - инсценировка с детьми по сказке «Маша и медведь».
Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Машенька», «Медвежонок».
Настольная игра «Разрезные картинки».
Игра - упражнение «Покажи как я».
Рассказ воспитателя «Поведение в лесу».
Итоговое мероприятие: пальчиковый театр «Маша и медведь».
1. Иллюстрации к данной сказке.
2. Элементы костюмов (шапочка медведя, косынка для Маши).
3. Пальчиковый театр «Маша и медведь».
4. Настольный театр «Маша и медведь».
Разрезные картинки к игре.
Январь Показ настольного театра «Кот, петух и лиса» Обогащать словарь детей новой лексикой.
Совершенствовать звуковое внимание.
Учить строить диалог по ролям.
Воспитывать желание участвовать в ролевой игре.
Прививать стремление к самостоятельности. Чтение сказки «Кот, петух и лиса».
Дидактическая игра «Кого не стало».
Подвижная игра «Лисичка и петушки».
Игра - упражнение «Пройди как я».
Рассказ воспитателя «о домашних животных».
Отгадывание загадок о домашних животных.
Словесная игра «Петушок».
Заучивание стихотворения по сказке «Кот, петух и лиса».
Итоговое мероприятие: показ настольного театра «Кот, петух и лиса».
Иллюстрации с изображением сказки.
Маски с изображением героев.
Дидактические игры.
Настольный театр.
Февраль Игра -драматизация по сказке «Снегурушка и лиса» (магнитный театр) 1. Учить описывать знакомых героев по сюжетной картинке.
2. Воспитывать желание участвовать в игре -инсценировки.
3. Отрабатывать четкое произношение гласных звуков.
4. Совершенствовать звуковое внимание при слушании р. н. сказок.
5. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Чтение сказки «Снегурушка и лиса».
Рассматривание иллюстраций.
Слушание аудио сказки.
Совместная деятельность педагога с детьми в уголке «Умелые ручки» (рисуем Снегурушку).
Игра - упражнение «Пройди, как лиса»
Рассказ воспитателя «Куда делась Снегурушка».
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Провести анкетирование родителей по теме «Сказки в вашем доме».
Показ настольного тетра по данной сказке.
Итоговое мероприятие : показ сказки «Снегурушка и лиса» на магнитной доске.
Аудиозапись.
Элементы костюмов (шапочка лисы).
Сюжетные картинки.
Книжки - раскладушки со сказкой.
Картинки к дидактическим играм.
Декорации к сказке.
Март Игра –драматизация. Показ театра на фланелеграфе по сказке «Гуси -лебеди» Упражнять детей в четком произношении звуков «а», «о».
Учить вести диалог.
Активизировать в речи различные словесные формы выражения: просьба, благодарность.
Учить строить простые предложения.
Воспитывать желание участвовать в ролевой игре.
Чтение сказки «Гуси – лебеди».
Показ иллюстраций к сказке.
Рассматривание книг - раскладушек по сказке.
Словесная игра «Гуси».
Артикуляционная гимнастика «Иголочка», «Трубочка».
Отгадывание загадок про домашних птиц.
Подвижная игра «Гуси - гуси».
Пластический этюд : «Гуси летят», «Гуси ищут Иванушку», «Иванушка спрятался».
Обыгрывание эпизодов сказки настольного театра «Гуси- лебеди».
«Речка» рисование красками.
«Гуси» аппликация.
«Яблонька» рисование кистью, дорисовывание пальчиком.
Чтение скороговорок.
Рассказ воспитателя о домашних животных.
Проговаривание скороговорок.
Дидактическая игра «Чей детеныш»
Итоговое мероприятие: показ театра на фланелеграфе «Гуси – лебеди».
Книжки – раскладушки со сказками.
Картинки с изображением домашних животных.
Элементы костюмов (маски).
Фланелеграф.
Апрель Драматизация по сказке «Колобок» (ложковый театр). Воспитывать желание участвовать в игре- инсценировки.
Учить строить простые предложения.
Активизировать речь детей.
Вызвать желание проявлять заботу об окружающих.
Уточнить представления детей о диких животных. Чтение сказки «Колобок».
Рассматривание иллюстраций по данной сказке.
Совместная деятельность педагога с детьми (рисуем колобка, лепим колобка).
Игра - упражнение «Кто как кричит».
Дидактические игры «Найди маму», лото «Сказки», «Мои любимые сказки».
Прослушивание аудиозаписи «Колобок».
Раскраски по мотивам сказки «Колобок
Игра - упражнение «Пройди как зайчик, лиса, медведь, волк»
Слушание аудио записи сказки «Колобок».
Рассказ воспитателя на тему «Характеры диких животных».
Артикуляционная гимнастика «Трубочка»
Проговаривание чистоговорок на развитие дикции
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные».
Обыгрывание эпизодов сказки «Колобок».
Этюды на пластику: «Медведь неуклюжий», «Лиса осторожная», «Волк сердитый», «Колобок проворный».
Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Медвежонок».
Загадки про диких животных.
Итоговое мероприятие: показ ложкового театра «Колобок»
Ложковый театр.
Сюжетные картинки.
Изображение колобка (детские рисунки).
Элементы костюмов (шапочки зверей).
Дидактическая игра.
Краски, кисти.
Разрезные картинки к дидактической игре.
Иллюстрации по сказке.
Раскраски по сказке, карандаши.
Май Театрализованная деятельность по сказке «Заюшкина избушка» (настольный театр) Отрабатывать четкое произношение звуков.
Учить строить простые предложения.
Активизировать речь детей.
Вызвать желание проявлять заботу к окружающим. Чтение сказки.
Рассматривание иллюстраций.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Отгадывание загадок про диких животных.
Мимические этюды «Зайка испугался», «Хитрая лиса», «Смелый петушок».
Обыгрывание эпизодов сказки «Заюшкина избушка».
Конструирование из крупных кубиков «Зайкина избушка».
Подвижная игра «Домик лисы и домик зайки».
Лепка «Зайчик».
Совместная деятельность воспитателя и детей (рисование леса).
Прослушивание аудиозаписи.
Показ театра на магнитной доске.
Подвижная игра «Лиса и зайцы».
Итоговое мероприятие по сказке «Заюшкина избушка».
Элементы костюмов (маски животных).
Дидактическая игра (атрибуты).
Магнитная доска.
Загадки.
.
Содержание постоянной деятельности с детьми :
• Артикуляционная гимнастика
• Мимические этюды
• Загадки
• Упражнения на воображение
• Упражнения на напряжение и расслабление мышц
• Упражнения на интонационную выразительность
• Упражнения на отбивание ритма
• Упражнения на речевое дыхание
• Игры со словами и без слов
• Хороводные игры
• Подвижные игры с героями
• Инсценировка сказок, потешек, стихов.
(приложение№3)
Заключительный этап
1. Смотр-конкурс работ родителей.
2. Театрализованное развлечение совместно с родителями «Играем в сказку» : показ родителями театральных этюдов.
Итоги проекта :
1. У родителей появился интерес к театру и совместной театрализованной деятельности.
2. Пополнение театрального уголка.
3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра, тетра би-ба-бо и театра на магнитах.
4. У детей сформировано представление о различных видах театра.
Список литературы :
1. Е. В. Мигунова «Организация театрализованной деятельности в детском саду», Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2006;
2. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», Изд. -во ТЦ «Сфера», 2001;
3. О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», Изд. -во ТЦ «Сфера», 2011;
4. Веракса Н. Е, Комарова Т. С, Васильева М. А, «От рождения до школы», примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, М, «Мозаика-синтез» 2015;
5. А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду», М. ,» Мозаика-синтез», 2010;
6. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011;
7. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007.
8. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004.
9. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /. Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М. : Издательский центр «Академия», 2009.