Наталья Клюева
Проект по театрализованной деятельности во второй младшей группе «Мы любим сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
одержание
1. Актуальность проекта
В жизни ребенка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми и злыми героями, превращениями, волшебными сюжетами. Они просты и понятны детям, а образы героев сказок становятся неотъемлемой частью жизни каждого ребенка.
Публикация «Проект по театрализованной деятельности во второй младшей группе „Мы любим сказки“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Мир театра – это и есть страна доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Театр – это один из самых демократичных и доступных для детского восприятия видов искусства. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Таким образом, любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.
2. Основное содержание проекта
2.1. Паспорт проекта
Тема проекта : «Мы любим сказки» театрализованная деятельность во второй младшей группе.
Вид проекта : групповой, ролево-игровой, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный с начала сентября 2018 г. по июнь 2019 г. (рассчитан на один учебный год).
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Цель проекта : создание предпосылок для творческого и речевого развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности.
Задачи проекта
Обучающие:
• формировать представления детей о театрализованной деятельности и видах театра;
• пробуждать интерес детей к театрализованной игре;
• формировать умение следить за развитием действий в играх-спектаклях;
• формировать умение правильно пользоваться темпом, громкостью (интонацией) речи, отчетливо произносить звуки, слова, фразы;
• знакомить с приемами вождения настольных и перчаточных кукол;
• вызвать желание выступать перед сверстниками.
Развивающие:
• развивать творческие способности и познавательный интерес детей, привлекая их к совместной театрализованной деятельности;
• развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние (мимикой, позой, жестом, движением);
• развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки;
• развивать диалогическую речь (вызвать у детей желание использовать слова и выражения сказки);
• развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в знакомых произведениях.
Воспитывающие:
• воспитывать у детей положительные черты характера, такие как отзывчивость, доброжелательность, инициативность т. д.
Для успешной реализации задач проекта обязательное условие – создание предметно-развивающей среды. Перечень обязательных составляющих предметной среды представлен в Приложении № 1.
2.2. Образовательные области
Основные принципы, отраженные в ФГОС ДО, это реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Театрализованная деятельность в детском саду включается в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, а также помогает выполнению задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
ОО «Социально-коммуникативное развитие» :
воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
воспитание культуры познания сверстников и взрослых (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.).
ОО «Речевое развитие» :
содействие развитию монологической и диалогической речи;
овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, антонимов и др.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» :
создание выразительного художественного образа;
приобщение к литературе, музыке, фольклору;
реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
развитие воображения;
приобщение к совместной деятельности по моделированию декораций, атрибутов, элементов костюма.
ОО «Познавательное развитие» :
наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
ОО «Физическое развитие» :
выразительность исполнения основных видов движений;
развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
согласование действий и сопровождающей их речи;
умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа.
2.3. Ожидаемые результаты.
Посредством театрализации у детей :
• у детей начнут развиваться творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты станут более разнообразными;
• дети чаще будут использовать настольный театр в своей игровой деятельности, а также как часть сюжетно-ролевых игр;
• у детей разовьются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;
• совершенствуется речь: расширится и активизируется словарный запас детей; начнет вырабатываться правильный темп речи, интонационная выразительность; усовершенствуется диалогическая и монологическая форма речи, улучшится грамматический строй речи.
2.4. Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный:
• изучение литературы по теме проекта;
• выявление представлений детей о театре;
• составление перспективного плана работы на весь период работы по данному направлению;
• подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборника речевых, пальчиковых игр, этюдов (см. приложение №2);
• подготовка оборудования для реализации данного проекта (различные виды настольного театра, декорации).
II этап– основной:
• проведение образовательной деятельности с детьми по проекту согласно плану (в течение дня и во время проведения режимных моментов);
• проведение консультаций для родителей, оформление папок-ширм по теме проекта;
• привлечение родителей к чтению и разыгрыванию по ролям детских сказок и потешек.
III этап – заключительный:
• подведение итогов проекта;
• обработка материалов проекта в виде презентации.
2.5. Ресурсное обеспечение проекта
1. Подборка методической и художественной литературы, иллюстраций.
2. Театрализованный уголок и уголок ряжения.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, дидактические игры, различные виды театров, атрибуты для инсценировок, танцевальных импровизаций, дыхательных упражнений и т. д.
4. Технические средства: ноутбук, фотоаппарат и т. д.
3. Условия проведения театрализованной деятельности
Условия проведения работы:
1. Содержательность и разнообразие тематики;
2. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов;
3. Речевой образец (типичные сказочные выражения, повторяющиеся песенки, четкая композиция текста);
4. Работа над содержанием, образами сказки после ее чтения, обдумывание характеристик, особенностей литературных героев (лисичка хитрая, заяц боязливый и т. д.);
5. Использование приемов активизации и совершенствования речевой деятельности детей (воспроизведение детьми небольших диалогов персонажей, рассказывание отдельных эпизодов сказок, потешек).
Подготовка предметно пространственной среды является очень важной составляющей театрализованной деятельности, и для того, чтобы она была успешной, необходимо, чтобы среда обеспечивала все интересы и задачи по приобщению детей к театру. При ее построении необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, интересы, склонности, предпочтения, а также развитие любознательности и творческих способностей.
Для того, чтобы дети могли порепетировать отдельные эмоции и роли, необходимо создать в группе небольшую зону уединения (театральную зону, а также уголок ряжения.
В театральной зоне должны находится также разнообразные виды театра (настольный, перчаточный, пальчиковый, обеспечивающие тесную взаимосвязь интересов и склонностей ребенка с его возможностями и потребностями - это будет обеспечивать его свободу выбора (как в средствах, так и в способах). Также, в уголке должно быть множество декораций и атрибутов к играм-спектаклям, это позволит развивать в детях исследовательский интерес, любознательность, творческую инициативу.
В целях обеспечения индивидуального подхода в группах большой наполняемости детей, работу необходимо проводить подгруппами по 4-7 человек. Деятельность по приобщению детей к театру может проводиться в любой отрезок режима дня, будь то непосредственная образовательная деятельность, вечерние или утренние часы, или прогулка.
Проводить работу по театрализации необходимо с чтения сказок, причем, не простого чтения, а эмоционального, используя средства интонационной и лексической выразительности, когда педагог не просто передает содержание текста, но переживает его, показывая мимикой, позой, жестами происходящее с героями, превращаясь то в жадного медвежонка, то в хитрую лисичку, то в испуганного зайчонка. При чтении не стоит также забывать о иллюстрациях, анализируя эмоциональные состояния персонажей, сравнивать эти состояния в различных ситуациях: лисичка вначале перехитрила деда, а затем испугалась собак, которых дед посадил в мешок (сказка «Лисичка со скалочкой»). Чередовать чтение сказок можно с просмотром мультфильмов и мини спектаклей артистов театра.
По прочтении произведения обязательно проводится анализ-беседа на выявление понимания текста. Если дети затрудняются, необходимо пояснить содержание, настроение и чувства героев.
Далее вносится персонаж любой знакомой сказки. Когда лисичка или козленок из сказки начинает «разговаривать» с детьми, они сразу затихают, слушают его внимательно. А персонаж наблюдает, как дети выполняют те или иные действия. В следующий раз данный персонаж может «привести» с собой еще кого-либо, тогда с ними можно прочитать детям русскую народную сказку, или просто построить эмоциональный диалог, разыграв какой-либо фрагмент. После этого и дети захотят попробовать разыграть небольшую сценку. Нужно дать им эту возможность, т. к. дети учатся перевоплощению, пытаясь голосом и жестами передать характер и эмоциональное состояние героев: пусть зайчик поплачется собакам на то, как его лиса выгнала из избушки, или мышка попросится в Теремок и т. д.
Главными составляющими успешной деятельности по приобщению детей к театральной деятельности и выполнению поставленных задач являются работа над эмоциональной выразительностью, вхождением в образ. Здесь обязательное условие – открытый показ, на начальном этапе педагога, а затем и ребенка. Различные игровые проблемные ситуации помогают ребенку более успешно брать на себя различные роли, войти в образ и «прожить» эту роль, передавая средствами мимики и пантомимики, движениями и жестами эмоции героев. Для создания большего интереса, передача характера героев может сопровождаться музыкой.
Необходимо, чтобы куклы различных видов театра находились в группе постоянно и рядом была ширма. Дети смогут брать полюбившихся кукол (настольного, перчаточного, пальчикового или других театров) в любое время, одевать их на руки и повторять элементы занятий, режимных моментов. Если персонажи кукольных театров будут постоянно находятся в распоряжении детей - они послужат стимулирующим фактором для развития их диалоговой речи. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примерят на себя» разные модели социального поведения.
Поддержка инициативы и самостоятельности детей, являющаяся одним из основных принципов ФГОС ДО, проявляется главным образом, за счет поощрения участия детей в театрализованной деятельности, формирования положительного отношения к ней.
Только создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Разыгрывать можно начинать с настольными куклами хорошо знакомые детям русские народные сказки : «Курочка-Ряба», «Маша и медведь», «Бычок-Смоляной бочок», «Заюшкина избушка», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль», «Три медведя», «Заяц-хваста», «Колобок», «Снегурушка и лиса», «Лиса и заяц», «Петушок и бобовое зернышко», «Пых», «Теремок», «Рукавичка» и др.
Пользоваться в своей деятельности необходимо как готовыми наборами кукол, так и изготавливать персонажей для театрализации самим : вязаный пальчиковый театр, конусный настольный театр, театр - фланелеграф, и др. Чем разнообразнее театр, тем больше дети развиваются творчески.
Ведущей идеей работы с родителями является активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей. Главная задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
4. План реализации проекта
№
п/п Мероприятия Цели Сроки
реализации
1 этап - подготовительный
1. Изучение литературы.
Выявление представлений о театре. Составление перспективного плана работы на весь период проекта. Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборника речевых, пальчиковых игр, этюдов. Создать условия для реализации проекта. Сентябрь
2. Создание в группе детского сада уголка для театрализованных игр и представлений, а также уголка ряжения. Для литературного уголка подобрать художественную литературу, в том числе книжки-раскладушки, книжки-панорамы. Обновить уголок искусства для самостоятельной художественной деятельности детей. Способствовать развитию познавательного интереса у детей и интереса к театрализованной деятельности. 1-2 неделя сентября
3. Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на палочках, театр на дисках и т. д.) Способствовать развитию интереса детей к театрализованной деятельности. Во время всего проекта
4. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
Консультация для родителей: «Театральная деятельность в детском саду» Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Сентябрь
2 этап - основной
5. Чтение художественной литературы: прозы и поэзии, сказок, потешек. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Пересказ отрывков либо полностью сказок с помощью взрослого. Поддерживать у детей читательский интерес, способствовать становлению и развитию речи детей. Во время всего проекта
(ежедневно)
6. Беседы с детьми:
- «Что такое театр?», «Театральные секреты», «Настоящие актеры», «Любимые сказки», «Любимые мультфильмы», «Твой любимый герой сказки», «Какие бывают театры» Формировать умение детей включаться в диалог, пользоваться простыми фразами, развивать познавательный интерес Во время всего проекта
1-2 раза в неделю
7. Настольный театр (показ воспитателя в первый месяц, далее к рассказыванию сказок привлекаются дети) :
- рассказывание сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» с показом настольного театра;
- рассказывание русских народных сказок «Колобок», «Лиса и заяц» с помощью резиновых игрушек;
- рассказывание русских народных сказок «Курочка Ряба», «Заяц, лиса и петух» с показом театра на магнитах;
- рассказывание сказок «Рукавичка» и «Теремок» с помощью пальчикового театра;
- рассказывание сказки «Теремок», «Три поросенка» с помощью театра на палочках;
- рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с помощью теневого театра. Развивать у детей интерес к театрализованной деятельности, учить внимательно слушать и смотреть спектакль. Развивать интерес к театрализованной игровой деятельности, помочь детям понять содержание фольклора через инсценировку. Содействовать развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребенка. С октября по май
(1 раз в неделю)
8. Речевые упражнения на обогащение словарного запаса:
- «Один-много», «Назови ласково», «Большой-маленький» и т. д. Способствовать развитию кругозора детей и обогащению их словарного запаса. Во время всего проекта
(3-4 раза в неделю)
9. Артикуляционная гимнастика («Пощелкать зубами как злой волк», «Заяц грызет морковку» и т. д.)
Дыхательные упражнения «Лиса идет по следу», «Согреем лапки» Развить артикуляционный аппарат и укреплять дыхательный аппарат. Во время всего проекта
(ежедневно)
10. Пальчиковые игры «Зайка», «Волк», «Медведь» и т. д.
Музыкальная пальчиковая гимнастика Е. Железновой «Утята», «Есть в лесу из бревен дом», «Дождик», «Зонтик», «Капуста», «Мальчик-пальчик» и т. д.
Речедвигательные игры. Способствовать созданию у детей радостного настроения, привлечь внимание к ритмичному звучанию слов, к интонации голоса. Продолжать учить подражательным игровым действиям. С начала октября по конец мая
(1-2 раза в день)
11. Мимические этюды:
«Медвежата», «Кот Васька», «Вкусные конфеты», «Заяц испугался», «Голодный злой волк», «Добрая белочка», «Лисичка подслушивает» и др. Развивать умение мимикой показывать различные эмоциональные состояния, характер персонажа. С начала октября по конец мая
(2-3 раза в неделю)
12. Игровые упражнения «Мы артисты» ( имитация движений под музыку: мишки косолапые, зайки-попрыгайки, мышки, лисички, лошадки, и т. д.) Обучать детей простым танцевальным движениям, имитации движений под музыку, способствовать развитию координации движений, снятию психоэмоционального напряжения. Во время всего проекта
(2-4 раза в неделю)
13. Подвижные игры:
«У медведя во бору», «Вороны и собачка», «Мыши и кот», «Мишка косолапый», «Лиса и куры», «Наседка и цыплята», «Васька кот» и др.
Учить детей действовать в соответствии с текстом игры, продолжать учить детей бегать в различных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, развивать внимание, быстроту и ловкость движений. Во время всего проекта
(1-2 раза в день)
14. Художественно – творческая деятельность детей :
• раскрашивание картинок по русским народным сказкам;
• рисование «Снесла курочка яичко»;
• рисование «Катится колобок по дорожке»;
• аппликация «Теремок»;
• лепка «Репка» Развивать познавательные и творческие способности через художественно-эстетическую и продуктивную деятельности. С начала октября по конец мая
15. Дидактические игры и упражнения:
«Веселый-грустный», «Покажи настроение», «Помоги развеселить», «Собери сказку», «Расскажем сказку вместе» «Кто прячется в сказке?», «Из какой сказки?», «Найди ошибки художника» и т. д. Закрепить знание детьми сказок и их содержания, правильно называть и выделять персонажей сказок, развивать логическое мышление детей. С начала октября по конец мая
(ежедневно)
16. Игры-ситуации: «В гости к нам пришел зайчонок», «У медвежонка День Рождения», и др.
17. Итоговая беседа с детьми «Наш театр» Подвести итоги о проделанной работе. Начало мая
Работа с родителями
18. Папки – ширмы «Чему учат сказки»
Памятка «Игры для развития речи детей 3-4 лет» Расширить знания родителей по необходимым направлениям. Октябрь - декабрь
19. Консультации:
«Роль книги в жизни ребенка»
«Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста»
"Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребенка" Расширить знания родителей по необходимым направлениям. С начала октября по конец мая
20. Домашнее задание:
Рисование с родителями «Мой любимый сказочный герой»,
«Животные в сказках» т. д.
Приобщить родителей к совместной деятельности с детьми. С начала октября по конец мая
3 этап - заключительный
21. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации Анализ и обобщение результатов театрализованной деятельности. 3-4 неделя мая
5. Подведение итогов проекта
Целенаправленная и планомерная работа в течение года по развитию творческих способностей и речи детей показала, что театрализованная деятельность с детьми 3-4 лет является очень эффективным способом воздействия на детей, в которой наиболее полно проявляется принцип обучения «учить играя». Ведь детей не нужно заставлять играть, они это очень любят. Данная деятельность развлекает детей, создает эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, развивает его фантазию, создает все предпосылки для развития речи ребенка.
Таким образом, системная работа по театрализованной деятельности оказалась эффективной и:
помогла сформировать представления детей о театре, сформировать эмоционально – положительное отношение к нему;
ознакомила с литературными произведениями для театрализованных игр : с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками;
способствовала созданию в группе развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности;
помогла сформировать у детей умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер;
помогла развить художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки;
способствовала укреплению детско-родительских отношений (родители активно принимали участие в проектной деятельности детей).
Также дети чаще стали в свободное время использовать настольный театр в своих играх – разыгрывать знакомые сказки, придумывать свои истории от первого лица. Использование настольного театра сблизило детей в совместной деятельности, развило коммуникативные навыки.
Таким образом, понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я намерена использовать ее и дальше в своей работе:
создавать условия для развития творческой активности;
приобщать к театральной культуре;
обеспечивать её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.