Татьяна Удалова
Проект «Театрализованная деятельность через экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе».
Г. В. Власова
Введение
Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится театрализованной деятельности.
Публикация «Проект „Театрализованная деятельность через экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые показывают неприглядность потребительского отдыха, загрязняющего все вокруг, и направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Актуальность проекта
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности.
Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель : объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющего все вокруг.
Чтобы сыграть на сцене экологическую сказку, спектакль, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других.
Проблема проекта
Экологическое воспитание и образование детей чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью в формировании человека нового поколения с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Новизна проекта
Состоит в сочетании трё х важнейших принципов: творческом, экологическом и практическом. Ведущим принципом является экологический. Он позволяет строить образовательно-воспитательную деятельность на основе окружающей ребёнка природы.
Цель проекта
Формировать у дошкольников основы экологической культуры путем театрализованных представлений.
Задачи проекта
1. формировать умение детей осознанно наблюдать за отдельными процессами окружающего мира и природы;
2. познакомить детей с системой экологических взаимосвязей средствами театрализованной деятельности;
3. способствовать развитию ценностной позиции детей по отношению к самому себе и к окружающей природе;
4. развивать творческие способности детей;
5. формировать у детей умение налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием;
6. формирование экологической компетентности родителей.
Участники проекта
Дети старшей группы, родители, воспитатель группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации проекта
Долгосрочный (01.05.20 - 30.09.20)
Этапы реализации проекта
1. Организационно-подготовительный этап.
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
- разработка проекта
- привлечение родителей детей к обсуждению проекта;
- составление плана тематических мероприятий (наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, театрализованные игры, выставки фотографий «Я и природа», где изображена природа, рисунков о природе, изготовление поделок из природного материала;
- знакомство детей с театральным искусством, его историей и развитием;
2. Основной этап.
Практическая деятельность с детьми детей в соответствии с тематическим планированием:
-разучивание потешек, песен, стихов, прозы;
-работа над актерским мастерством, мимикой, жестами, выразительностью речи;
-подготовка костюмов и атрибутов, декораций;
-разучивание коротких сценок
3. Заключительный этап.
- назначение даты проведение спектакля;
- театрализованное представление
- анализ проведенной работы.
Методы реализации проекта :
- этюдная работа - раскрывает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слуху, вкусу;
- знакомство с сюжетом - дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки;
- театрализованные игры и ситуации, игры-драматизации дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои, это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими;
- смена ролями - проигрывая определенный сценарий (стихотворение, короткую сказку, у ребенка появляется возможность многократного перевоплощения;
А так же традиционные формы работы, такие как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые и обучающие ситуации, экологические занятия.
Достигнутые результаты проекта
Сформированные представления у детей о растениях, их значимости в жизни человека. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
Бережное отношение детей к природе.
Раскрытие творческого потенциала детей.
Обладание способностями свободно и раскрепощёно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.
Дети различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
Расширение словарного запаса.
Продукты проекта
1. картотека экологических игр с элементами театрализации;
2. сборник экологических сказок;
3. сценарии проводимых мероприятий;
4. анкеты для родителей;
5. наглядно-информационные материалы для родителей, рекомендации по экологическому воспитанию детей;
6. картотека экологических дидактических игр для детей;
7. банк разных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Огромное влияние на формирование у детей основ экологического мировоззрения оказывает семья, поэтому на протяжении всего времени проводилась непрерывная целенаправленная работа по привлечению родителей к созданию условий по данной теме. В итоге родители воспитанников с удовольствием помогают нам в организации экскурсий, сами отправляются на экскурсии вместе с детьми на природу, оказывают помощь в изготовлении костюмов, поделок из бросового и природного материалов.
Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания, помогло в выборе правильных форм и методов работы с детьми. Даю советы родителям по вопросам бережного, заботливого отношения к природе, о том, как развивать осознанное отношение к объектам природы, например: "Как читать с детьми книги о природе?".
Заключение.
Итак, в своей работе по формированию основ экологической культуры мы добились от детей понимания того, что всё взаимосвязано - природа и человек. Ребёнок познаёт мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нём. Самое главное, дети стали добрее и внимательнее относиться ко всему, что их окружает, а это и является той крупицей в решении глобальной проблемы - экологического воспитания человека. Создание экологического театра в нашем детском саду открыло новые возможности творческого поиска, результатом которого стали не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы, желание охранять ее чистоту и первозданность.
Театрализованная деятельность помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников.
Главная цель- это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека.
Приложения к проекту
Репка.
Место НОД в изучении темы: НОД проведена в рамках проектной работы по экологии с элементами театрализации.
Цель НОД: формирование представлений о росте и развитии растений и установление связей между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.
Приоритетная образовательная область – познавательное развитие.
Задачи приоритетной области:
Познавательное развитие:
-Познакомить детей с правилами посадки и выращивания некоторых культурных растений;
-Формировать представление детей о росте и развитии растений;
-Обобщать представления детей о необходимости тепла, света, влаги для полноценного роста растений;
-Формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек» : люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами людей;
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Речевое развитие:
-обогащать активный словарь детей словами семена, лупа, росток, рыхлить и др.
-развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы;
-развивать связную диалогическую речь;
-развивать умение детей понимать аллегорический смысл загадок.
Социально-коммуникативное развитие:
-развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание окружающим;
-развивать способность детей принимать на себя различные роли;
-формировать позитивный настрой к коллективной деятельности;
-способствовать развитию умения детей работать в группе.
Физическое развитие:
-Развивать у детей крупную и мелкую моторику;
-Совершенствовать умение детей координировать слова с движениями;
-Поддерживать у детей интерес к играм различной подвижности;
Художественно-эстетическое развитие:
-развивать воображение и творческую активность детей;
-формировать у детей предпосылки к эстетическому восприятию окружающего мира;
-развивать способность детей выражать свои эмоции с помощью рисунка.
Предпосылки УУД : коммуникативные – умение слушать, отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности; регулятивные – умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение договариваться; познавательные – умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающего мира; умение выделять существенные признаки объектов; умение использовать правила и инструкции; личностные – умение работать в коллективе, прийти на помощь другу; воспитание нравственных ориентиров (уважение к людям труда).
Оборудование:
- для педагога: декорации деревни сундучок, конверт с загадками и рисунки-отгадки, ватные шарики, магнитные доски, музыкальное сопровождение;
- для детей: карточки с алгоритмом работы по посадке растений, ширма, кукольный театр из персонажей сказки "Репка", фломастеры, кружочки белой бумаги.
1. Игра – приветствие «Добрый день»
Кто стоит там в стороне?
Вы ко мне скорей спешите,
Ваши глазки покажите.
Крепче за руки беритесь
И друг другу улыбнитесь!
Ребята, каждый день, приходя в садик, мы приветствуем друг друга и говорим…
Тем самым мы желаем здоровья и хорошего дня.
Давайте скажем здравствуйте нашим гостям.
Теперь наш день будет непременно добрым и принесет нам много сюрпризов. Ой, а что это там стоит?
Хотите посмотреть, что в нем?
(Конверт с загадками)
Ой, ребята, а в нем загадки. Вы любите отгадывать загадки?
А умеете их отгадывать?
А сейчас мы это и проверим.
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед,
Мой родной, любимый.
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой.
У окна мурлычет кошка,
Громко лает Жучка,
В гости к бабушке пришла
Дорогая …
Заворчал живой замок, лег у двери поперек.
Две медали на груди, лучше в дом не заходи!
собака
Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьет, песенки поет.
кошка
Маленький росток, длинный хвосток,
Серая шубка, острые зубки.
Мышка
Молодцы! Все загадки отгадали!
А где выращивают репку?
В огороде
Где выращивают волшебную репку?
В волшебном огороде
Ой, а где же нам найти волшебный огород?
В сказке
Основная часть
Я вам расскажу как можно попасть в сказку, и в этом мне поможет моя волшебная корзиночка.
Давайте скажем волшебные слова: «Абра-кадабра, сим-салабим! В сказку попасть мы очень хотим!»
Дети произносят заклинание, сопровождая его жестикуляцией.
Дети достают ватные шарики.
Ой, ребята, что это?
(Волшебные пушинки)
Сейчас мы перенесемся на волшебных пушинках в сказку.
Возьмите в руки пушок, встаньте друг за другом. Положите пушок на ладошку и пойдем медленно, чтобы не уронить наши волшебные пушинки. Положите свободную руку на плечо друга стоящего перед вами, закройте глаза.
Раз – шажок,
Два – шажок,
Три – шажок,
Четыре, пять
В сказку мы пришли опять.
Открывайте глаза.
Предлагаю взять с ладошки наши пушинки двумя пальчиками и тихонько подуть на них.
Сделаем глубокий вдох носом, и медленно подуем на комочки 2-3 раза. Сейчас положим пушинки на ладошку и подуем, но не сильно, чтобы наши пушинки не улетели далеко. Наши пушинки устали. Предлагаю положить их обратно в корзиночку, пусть отдохнут.
.Ребята, где мы очутились?
В сказке
Смотрите - огород, рядом дом стоит, а как вы думаете, кто в нем живет?
Герои сказки «Репка»
.
Игра - пантомима «Посади репку»
А давайте поможем деду репку посадить. Вставайте в круг.
Что сначала надо сначала сделать?. А потом?.
Молодцы! Посадили репку!
Игра пантомима «Репка растет»
Давайте и мы превратимся в маленькое семечко и
попробуем вырасти.
(Дети должны сжаться в комочек на полу,
убрать голову и закрыть ее руками).
Дедушка очень бережно относится к
семенам, поливает их (гладит по голове и
телу, ухаживает.
С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются).
У него появляется один листочек (рука поднимается)
Затем второй (поднимают обе руки)
Они тянутся к солнцу (вытягивается тело)
Раскидываются (руки в стороны, пальцы сжаты).
Затем начинает формироваться репка (ноги в коленях немного сгибаются)
Солнышко пригревает, наступает радостный момент — наша репка вырастает (резко разжимаются кулачки, приседают ниже)
Вот и выросла наша репка. (педагог дает в руки одному из детей игрушку-репку)
Что делать дальше?
Позвать дедку.
Драматизация сказки «Репка»
Стал дед репку из земли тащить. Тянет – потянет, вытащить не может.
Тянул, тянул. Руки смозолил. Подуем ему на руки, остудим ладони, с-с-с-с, еще. Вдыхаем глубоко, через нос, надуваем живот, медленно выпускаем воздух.
Дети выполняют упражнение
Что дальше?
Позвал дед бабку
Как позвал?
бабка
Бабка не идет, не хочет, другим делом
занята. Как же деду ее позвать, чтоб пришла, помогла?
Громче
Услышала бабка деда, но не идет на помощь.
Хочет, чтобы дедушка ее ласково позвал.
Давайте попробуем.
«Бабулечка– красотулечка,
иди, пожалуйста, сюда, помоги репку тянуть!»
Прибежала бабка.
Тянут, потянут, вытянуть не могут.
Бабка: Надо внучку мне позвать!
Пусть привыкает помогать.
Внученька, беги, беги.
В огороде помоги!
Внучка: Что там дедке с бабкой нужно?
Без подружек будет скучно
Ладно, надо мне бежать!
Дедке с бабкой помогать.
Сказочница: Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку.
Тянут, потянут. Вытянуть не могут.
Внучка: Ох, устала! Может все же
Жучка нам еще поможет?
Жучка! Жучка, ко мне!
Жучка: Гав, гав, гав!
Ты звала меня, хозяйка?
Внучка: Репку дергать помогай – ка!
Сказочница: Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку,
Жучка за внучку. Тянут - потянут, вытянуть не могут.
Жучка: Гав, гав, гав, а где же кошка?
Не поможет ли немножко?
Кошка: Мяу! Мяу! Кто зовет?
Кошка в дом к себе идет.
С плошки молоко лакать,
Мышек в доме погонять,
Сказочница: Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку,
Жучка за внучку, кошка за Жучку. Тянут – потянут.
Вытянуть не могут.
Кошка: Может мышек мне позвать?
А не в доме их гонять!
Мышки – малышки
Серые штанишки,
Поспешите в огород,
Заведите хоровод!
Мышки: Ты звала нас кошка?
Поплясали мы немножко.
Нужно нам тебе помочь?
Ну так что же, мы не прочь!
Сказочница: Дедка за репку, бабка за дедку,
Внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку,
Мышки за кошку. Тянут – потянут!
Репку вытащили ловко,
Вот и славная концовка!
(Поклон в «русском» стиле)
Игра «Собери алгоритм»
Все они перепутались. Помогите, пожалуйста, разложить их по порядку.
Дети выстраивают правильный алгоритм действий и мы еще раз его озвучиваем.
Мы помогли нашим сказочным героям за огородом ухаживать, репку посадить, а затем убрать урожай. А теперь нам пора и домой возвращаться.
Стоят в кругу
Заключительная часть.
Итог занятия
1. Возвращение.
Возвращаться мы будем так же, как пришли. Возьмите волшебные комочки в правую руку, левую положите на плечо впереди стоящего, закройте глаза.
Раз – шажок,
Два – шажок,
Три- шажок,
Четыре, пять.
Мы домой пришли опять.
Ребята, где мы сегодня побывали?
В сказке
С какой целью мы отправились в сказку?
Помогли мы сказочным персонажам? Вырастили репку?
2. Рефлексия
Угощение репкой детей и гостей.
У меня в руках белые кружочки бумаги. Предлагаю вам взять фломастеры и нарисовать на них ваше настроение после сказочного путешествия.
Дети рисуют свои эмоции