Ольга Фёдорова
Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР через вовлечение в театральную деятельность. Проект «Театр для всех»
▼ Скачать + Заказать документы
"Театр для всех" Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР через вовлечение в театральную деятельность.
[/b]
Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, которые имеют различные отклонения психического или физического плана, которые влияют на их развитие. Одной из категорий детей с ОВЗ - это дети с нарушениями речи, а именно дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Опыт работы с дошкольниками, имеющими ОНР, показывает, что у детей этой категории речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена, ребёнок не всегда понимает обращенную к нему речь, не способен сам правильно озвучить свои мысли, у него затруднено словообразование и словоизменение, неразвита связная речь. Речь детей является малопонятной, не эмоциональной. Работая над исправлениями речевых нарушений у детей, педагоги сталкиваются с некоторыми трудностями: занятия с логопедом, коррекционная работа, работа с родителями необходимы, очевидны и общепризнанны. Но, к сожалению, такая деятельность не вызывает интереса у детей, так как предполагает ежедневный труд, требует от ребенка усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Для более успешного преодоления имеющихся нарушений речи и большим стимулом для детей является организация совместной творческой деятельности, основанной на игре и свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность и театрализованные игры детей. Принимая в них участие, дети разыгрывают песенки, стихи, потешки, сказки, мини-сценки, басни; учатся владеть всеми доступными видами театра. Дети с удовольствием включаются в игру: они отвечают на вопросы кукол, дают советы, перевоплощаются в тот или другой образ. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки. Театрализованная деятельность помогает ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе. Таким образом, театрализованная деятельность способствует повышению уровня речевого развития детей с ОНР, у детей развиваются коммуникативные навыки, навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР через вовлечение в театральную деятельность, Проект „Театр для всех“» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Цель проекта : развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР через вовлечение в театральную деятельность.
Задачи проекта :
1. Развивать речевую активность дошкольников с нарушениями речи, расширение активного словаря, развитие диалоговой речи. Формирование эмоционального интеллекта и эмпатии;
2. Формировать у детей умения выражать свои эмоции, чувства с помощью поз, мимики, жестов;
3. Прививать интерес к театру как искусству, воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству;
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду для активизации словесного творчества и актерского мастерства;
5. Создание авторской программы по развитию речи детей дошкольного возраста с ОНР через вовлечение к театральной деятельности, расширять материально-техническую базу в соответствии с требованиями программы.
Тип проекта : практико-ориентированный.
Длительность проекта : проект долгосрочный, рассчитан на 2 года. Реализация проекта началась с сентября 2017 года.
Участники проекта :
1. Воспитанники и родители МДОУ детского сада компенсирующего вида для детей с общим недоразвитиям речи №26 «Солнышко» г. о. Серпухов в МО;
2. Педагоги учреждения.
Этапы проекта :
I этап – Подготовительный:
1 Формирование проблемы, целей и задач проекта.
2 Изучение методической литературы по теме.
3 Анкетирование родителей (законных представителей).
4 Педагогическая диагностика речевого развития детей 5-6 лет
4 Планирование проектной деятельности.
II этап – Основной:
Деятельность в рамках основного этапа проекта :
I. Формирование развивающей среды :
Совершенствование театрального уголка в группе включает в себя:
1. Изготовление наглядных пособий (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»);
2. Изготовление атрибутов для организации театрализованных игр (ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров).
II. Работа с детьми:
1. Игры-имитации (цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя, образов хорошо знакомых сказочных персонажей, отдельных действий человека, животных и птиц);
2. Игры-импровизации (бессловесные, под музыку, по текстам сказок, рассказов, стихов);
3. Игры-драматизации (по сказкам и авторским текстам);
4. Тренинговые упражнения (на умение передавать и понимать эмоции, развитие эмпатии)
3. Упражнение по дикции (артикуляционная гимнастика, скороговорки, чистоговорки и т. д.);
4. Упражнения на развитие детской пластики (разные виды игр, гимнастик, физ. минуток, музыкально-ритмические разминки, пальчиковые гимнастики);
5. Ритмические игры (повторить ритм, найти ритм, создать ритмический рисунок);
6. Разыгрывание мини-диалогов (из сказок, рассказов, стихов, а также личного опыта, построение сюжетно-ролевых диалогов);
7. Инсценировка (сказок, рассказов, стихов, песен);
III. Работа с родителями:
1. Организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;
2. Совместное выступление детей и их родителей;
3. Консультации для родителей (беседы, круглые столы, творческие встречи, открытые занятия и т. д.)
4. Совместное детско-родительское творчество (написание сказок, диалогов, стихов, изготовление театральных атрибутов и т. д.)
III этап – Заключительный
1 Педагогическая диагностика речевого развития детей 6-7 лет
2 Подведение итогов проекта.
3 Написание программы коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста через театрализированную деятельность.