Галина Черепанова
Консультация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через позновательно-исследовательскую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Черепанова Галина Викторовна, учитель – логопед
Кривоножко Татьяна Олеговна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №212» г. Зимы
Аннотация.
Публикация «Консультация „Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через позновательно-исследовательскую деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
В статье раскрывается сущность развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность. Описывается процесс экспериментирования, которое благотворно влияет на развитие словарного запаса, связной и диалогической речи и на совершенствование грамматического строя речи, что, необходимо для успешной адаптации дошкольника в социуме.
Ключевые слова: дошкольный возраст, познавательно – исследовательская деятельность, ФГОС дошкольного образования, целевые ориентиры, экспериментирование.
Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов по темам доступным его пониманию. Чем будет лучше развита речь ребёнка, тем будет успешнее обучение в школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к ДОУ в качестве целевых ориентиров следующее: на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности [1 пункт 4.6.]. Поэтому, речевое развитие было и остается одной из главных задач в деятельности педагогов ДОУ.
Кроме того, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы.» [1 пункт 4.6.].
В настоящее время существует проблема развития речи у детей, так как речь уходит на второй план из-за ненормированного использования информационно-компьютерными технологиями, планшетами, телефонами и другими гаджетами. А также имеется ряд негативных факторов, которые влияют на речевую активность воспитанников:
- дети соматически ослаблены;
- детям не хватает речевого общения с родителями;
- недостаточное общение со сверстниками, так как они предпочитают компьютерные игры. А общение со сверстниками и взрослыми является необходимым условием нормального личностного и социального развития детей.
Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является познавательно-исследовательская деятельность [2]. С помощью такой деятельности можно развивать вышеперечисленные социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
Под познавательно – исследовательской деятельностью, исследователи имеют в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию [5]. В результате такой деятельности у дошкольника формируется желание узнать и открыть как можно больше нового для самого себя, а в познавательно-исследовательской деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить свою любознательность и свои представления о мире в целом.
Развитие речи и познавательно – исследовательская деятельность тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если?» [4].
Детская познавательно - исследовательская деятельность располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у дошкольников, умение строить связный текст, налаживать взаимодействие с партнером, а также общаться в широком кругу взрослых и сверстников.
Поэтому целью педагогической работы МБДОУ «Детский сад № 212» г. Зима стало развитие речи через познавательно-исследовательскую деятельность.
Реализуем работу по данной теме с детьми старшего дошкольного возраста через основную образовательную программу дошкольного образования ДОУ. Вся работа строится через образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие». В старших и подготовительных группах создан экспериментальный центр - детская исследовательская лаборатория, которая способствует развитию у детей познавательного интереса, повышению интереса к исследовательской деятельности. Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте. В экспериментальном центре находятся различные приборы и материалы для проведения опытов, тем самым дошкольники могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. При оборудовании лаборатории были учтены следующие требования:
Занимаясь в лаборатории, дошкольники с большим интересом и с огромным желанием выбирают самостоятельно темы исследований, а также весь материал для исследования. Вместе с воспитанниками были проведены самые разнообразные исследования с предметами и веществами: «Невидимка - воздух», «Волшебница - вода», «Насекомые и цветы созданы друг для друга», «Свет вокруг нас», «Как появляются холмы».
Совместная деятельность со взрослым познавательно-исследовательской деятельностью позволила дошкольникам научиться навыкам более точно ставить цель исследования, в ходе обсуждения действий высказывать гипотезы, выстраивать диалог между собой, а также слушать и слышать друг друга, не перебивая. Тем самым у детей, развивается монологическая речь, речь – рассуждение и диалогическая речь.
Для эффективного функционирования лаборатории большое значение имеет сотрудничество с родителями, так как они помогают в оборудовании центра, принимают активное участие в познавательно – исследовательской работе, а также исследуют с детьми объекты живой и неживой природы в домашних условиях. Также проводятся с родителями индивидуальные беседы и консультации, на которых рассказывается о значимости совместных исследований, поощрений в стремлении дошкольников узнать новое, непонятное, о методах и приемах проведения исследований, чтобы вникнуть в суть предметов и явлений.
Специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и развивающим познавательную и речевую активность дошкольников. [5]
В результате познавательно - исследовательской деятельности, проведенной в лаборатории МБДОУ «Детский сад №212», у детей проявляется любознательность, инициативность, они начинают задавать вопросы, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, у них появляется склонность к наблюдательности и экспериментированию. Кроме того, развивается словарный запас, связная и диалогическая речь, совершенствуется грамматический строй речи. Это необходимо для полноценного развития дошкольника, ведь умение общаться со взрослыми и сверстниками - одно из условий личностного и социального развития человека.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155.
2. Малкова М. С. Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М. : Буки-Веди, 2014. — С. 169-171.
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 -128 с.
4. Спиридонова Н. А. Влияние поисково-экспериментальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 62-65.
5. Горбовская С. А. «Влияние поисково-исследовательской деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста». WebUrok. Учебно-методические материалы для учителей. Адрес: https://weburok.com/2571875