Получи документы

Консультация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через позновательно-исследовательскую деятельность»

Галина Черепанова
Консультация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через позновательно-исследовательскую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Черепанова Галина Викторовна, учитель – логопед

Кривоножко Татьяна Олеговна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №212» г. Зимы

Аннотация.

Публикация «Консультация „Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через позновательно-исследовательскую деятельность“» размещена в разделах

В статье раскрывается сущность развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность. Описывается процесс экспериментирования, которое благотворно влияет на развитие словарного запаса, связной и диалогической речи и на совершенствование грамматического строя речи, что, необходимо для успешной адаптации дошкольника в социуме.

Ключевые слова: дошкольный возраст, познавательно – исследовательская деятельность, ФГОС дошкольного образования, целевые ориентиры, экспериментирование.

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов по темам доступным его пониманию. Чем будет лучше развита речь ребёнка, тем будет успешнее обучение в школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к ДОУ в качестве целевых ориентиров следующее: на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности [1 пункт 4.6.]. Поэтому, речевое развитие было и остается одной из главных задач в деятельности педагогов ДОУ.

Кроме того, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы.» [1 пункт 4.6.].

В настоящее время существует проблема развития речи у детей, так как речь уходит на второй план из-за ненормированного использования информационно-компьютерными технологиями, планшетами, телефонами и другими гаджетами. А также имеется ряд негативных факторов, которые влияют на речевую активность воспитанников:

- дети соматически ослаблены;

- детям не хватает речевого общения с родителями;

- недостаточное общение со сверстниками, так как они предпочитают компьютерные игры. А общение со сверстниками и взрослыми является необходимым условием нормального личностного и социального развития детей.

Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является познавательно-исследовательская деятельность [2]. С помощью такой деятельности можно развивать вышеперечисленные социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Под познавательно – исследовательской деятельностью, исследователи имеют в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию [5]. В результате такой деятельности у дошкольника формируется желание узнать и открыть как можно больше нового для самого себя, а в познавательно-исследовательской деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить свою любознательность и свои представления о мире в целом.

Развитие речи и познавательно – исследовательская деятельность тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если?» [4].

Детская познавательно - исследовательская деятельность располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у дошкольников, умение строить связный текст, налаживать взаимодействие с партнером, а также общаться в широком кругу взрослых и сверстников.

Поэтому целью педагогической работы МБДОУ «Детский сад № 212» г. Зима стало развитие речи через познавательно-исследовательскую деятельность.

Реализуем работу по данной теме с детьми старшего дошкольного возраста через основную образовательную программу дошкольного образования ДОУ. Вся работа строится через образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие». В старших и подготовительных группах создан экспериментальный центр - детская исследовательская лаборатория, которая способствует развитию у детей познавательного интереса, повышению интереса к исследовательской деятельности. Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте. В экспериментальном центре находятся различные приборы и материалы для проведения опытов, тем самым дошкольники могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. При оборудовании лаборатории были учтены следующие требования:

Занимаясь в лаборатории, дошкольники с большим интересом и с огромным желанием выбирают самостоятельно темы исследований, а также весь материал для исследования. Вместе с воспитанниками были проведены самые разнообразные исследования с предметами и веществами: «Невидимка - воздух», «Волшебница - вода», «Насекомые и цветы созданы друг для друга», «Свет вокруг нас», «Как появляются холмы».

Совместная деятельность со взрослым познавательно-исследовательской деятельностью позволила дошкольникам научиться навыкам более точно ставить цель исследования, в ходе обсуждения действий высказывать гипотезы, выстраивать диалог между собой, а также слушать и слышать друг друга, не перебивая. Тем самым у детей, развивается монологическая речь, речь – рассуждение и диалогическая речь.

Для эффективного функционирования лаборатории большое значение имеет сотрудничество с родителями, так как они помогают в оборудовании центра, принимают активное участие в познавательно – исследовательской работе, а также исследуют с детьми объекты живой и неживой природы в домашних условиях. Также проводятся с родителями индивидуальные беседы и консультации, на которых рассказывается о значимости совместных исследований, поощрений в стремлении дошкольников узнать новое, непонятное, о методах и приемах проведения исследований, чтобы вникнуть в суть предметов и явлений.

Специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и развивающим познавательную и речевую активность дошкольников. [5]

В результате познавательно - исследовательской деятельности, проведенной в лаборатории МБДОУ «Детский сад №212», у детей проявляется любознательность, инициативность, они начинают задавать вопросы, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, у них появляется склонность к наблюдательности и экспериментированию. Кроме того, развивается словарный запас, связная и диалогическая речь, совершенствуется грамматический строй речи. Это необходимо для полноценного развития дошкольника, ведь умение общаться со взрослыми и сверстниками - одно из условий личностного и социального развития человека.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155.

2. Малкова М. С. Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М. : Буки-Веди, 2014. — С. 169-171.

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 -128 с.

4. Спиридонова Н. А. Влияние поисково-экспериментальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 62-65.

5. Горбовская С. А. «Влияние поисково-исследовательской деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста». WebUrok. Учебно-методические материалы для учителей. Адрес: https://weburok.com/2571875

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Групповая консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Родители имеют большие возможности развивать связную.

Консультация для родителей «Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность» Консультация для родителей «Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность» Выполнила: Кузнецова.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: В связной речи отражается логика.

Описание опыта работы воспитателя в выразительности речи через театральную деятельность детей старшего дошкольного возрастаОписание опыта работы воспитателя в выразительности речи через театральную деятельность детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Гвоздевская Ольга Сергеевна МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 4», г. Уссурийска. «Мы не должны превозноситься.

Проект «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность» Проект В старшей группе «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность». Значимость.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – детский сад № 2» Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи детей старшего возраста через театральную деятельность по сказке Шарля Перро «Красная Шапочка» Цель: развитие диалогической речи. Помочь детям стать гибкими в общении, уметь находить нестандартные решения, раскрывая собственный творческий.

Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность» (Базовая площадка №1 от 22.11.2016г.

Консультация «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через конструирование» Социально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через конструирование. Теоретическую основу работы по данной теме мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через позновательно-исследовательскую деятельность»
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 09:16
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через позновательно-исследовательскую деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Черепанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД