Валентина Яковлева
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей г. Чебоксары
Проект
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Выполнила воспитатель:
Яковлева Валентина Сергеевна
Чебоксары,2017
Публикация «Проект „Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Автор проекта : Яковлева Валентина Сергеевна
Актуальность проекта.
Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для физического, интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является развитие речи, коммуникативных навыков.
Такая помощь старшим дошкольникам может состоять, например, в организации игры-театрализации, театрализованной деятельности, способствующей развитию речи, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и развитию ребенка в целом. Ведь именно игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.
Театрализованная деятельность, к тому же, предполагает объединение взрослых (не только педагогов, но и родителей воспитанников) и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества.
Отсюда тема проекта : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.
Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Проблема: у детей группы низкий уровень развития речи, творческого воображения.
Цель проекта – развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в специально организованной предметно-развивающей среде дошкольного учреждения.
Задачи проекта :
1. изучить нормативно-правовую базу, подобрать методическую литературу по данному вопросу, познакомится с опытом педагогов на сайтах в рамках профессиональных сообществ.
2. развивать сенсорное, слуховое, моторно-двигательное внимание детей, наблюдательность, фантазию, музыкальность, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, выразительность движений;
3. способствовать повышению познавательного интереса у детей; развитию восприятия, памяти, мышления, речи (интонационная выразительность речи, монологическая и диалогическая речь, связность речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи, творческого воображения;
4. оказание помощи и поддержки детям с отклонениями в развитии речи, применяя эмоционально привлекательные для детей формы и методы развития речи;
5. определить систему развивающего взаимодействия по проблеме с детьми, взаимодействия с их родителями и педагогами ДОУ;
6. создание и совершенствование предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.
Образовательная область: «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие».
Продолжительность проекта : 1 месяц
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, старший воспитатель.
Возраст детей : дети от 5 до 6 лет.
Методы и мероприятия, проводимые в ходе проекта.
Реализация проекта предполагает три этапа.
№№ Этап Содержание работы Сроки Ответственные
11 I этап – подготовительный
1. Диагностика развития речи детей группы.
2. Анализ предметно – развивающей среды : уголка театрализованной деятельности Недостаточно :
- Недостаточно материала в уголке театрализованной деятельности
- Картотеки театрализованных игр
3. Изучение методической литературы и опыта педагогов на сайтах в рамках профессиональных сообществ:
1) 1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2008.
2) 2. Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом, 2007
3) 3. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009
4) 4. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003
5) 5. Интернет ресурсы.
4. Постановка цели и задач, составление плана работы,
1неделя воспитатель
22 II этап – содержательный 1. Пополнение уголка театрализованной деятельности настольным театром, театром бибабо, пальчиковым театром; изготовление масок, подбор материала в уголок ряженья.
2. Обновление картотек театрализованных игр.
3. Консультация для родителей на тему: «Роль театрализованной деятельности для развития речи дошкольников», «Театр дома»
4. Привлечение родителей и детей к изготовлению театра из нестандартного оборудования.
5. Разработка паспорта уголка театрализованной деятельности.
6. Работа с детьми:
- Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, чтение произведений, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.
- Игры – драматизации.
- Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
- Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.
- Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.
- Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей
- Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого
- Подвижные речевые игры с персонажами сказок
- Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия).
2 недели
3 III этап - оценочный Анализ уголка театрализованной деятельности.
Наблюдение за деятельностью детей в уголке театрализованной деятельности, диагностика речи детей.
Оценка реализации проекта : повысился интерес детей к использованию нетрадиционного оборудования на занятиях и в свободных видах деятельности.
1 неделя
Роль родителей в реализации проекта.
Привлечение детей и родителей к изготовлению материала из нестандартного оборудования.
- Продукт проектной деятельности :
Для детей :
Обогащение уголка театрализованной деятельности.
Для педагогов:
Участие в смотре конкурсе, обмен опытом.
Обновление картотеки театрализованных игр.
Паспорт уголка театрализованной деятельности.
Для родителей:
Консультации.
Ожидаемые результаты:
• будет создана предметно-развивающая среда по теме проекта;
• обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;
• у детей повыситься уровень развития речи, общительности, самооценки;
• у родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка;
• родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».