Любовь Сафронова
Образовательный информационно-практико-ориентированный проект «Страна Зазеркалье»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2»
Проект
«Страна Зазеркалье»
Исполнители: Пройдакова Юля, 7 лет,
Руководитель: Сафронова Любовь Анатольевна, воспитатель
Бийск, 2017 год
Исполнитель проекта : Пройдакова Юля, 7 лет
Руководитель: Сафронова Любовь Анатольевна, воспитатель
Тип проекта : Образовательный; информационно - практика - ориентированный
Темочки:
Вид проекта : среднесрочный, индивидуальный
Описание проекта
Актуальность:
Мы смотримся в зеркало каждый день и не задумываемся о том, сколько интересных открытий может подарить нам простое зеркало. Зачем человеку зеркало? Почему каждый внимательно вглядывается в своё отражение? Как устроено зеркало? Есть ли у него тайны? В чём загадка зеркала?
Цель:
Узнать, что такое зеркало и может ли человек обойтись без зеркал.
Задачи:
1. Узнать об истории возникновения зеркала.
2. В ходе опытов определить свойства зеркала.
3. Выяснить, где применяются зеркала в современном мире.
4. С помощью взрослых изготовить зеркальный шар и игрушку на основе зеркала: калейдоскоп
Объект исследования: зеркало
Предмет исследования: свойства зеркала
Гипотеза: Я предположила, что зеркала обладают разными свойствами и поэтому их очень широко применяют в современном мире.
План работы:
1. Я решила начать с изучения истории возникновения зеркал (Чтение познавательной литературы, интернет).
2. Составить «Ленту времени» (какие зеркала были в разное время).
3. Прочитать книги о зеркалах – сказки. Узнать, какие волшебные и загадочные свойства приписывали зеркалам.
4. Провести опыты и эксперименты с зеркалами.
5. Изготовить зеркальный шар и игрушку с использованием зеркал.
6. Выяснить, где еще применяются зеркала.
Ход работы над проектом:
1. Сначала я решила узнать, как и когда появились зеркала. Для этого мы сходили в библиотеку и взяли несколько познавательных книг о зеркалах. Кроме этого мы просмотрели статьи в интернете.
2. После того, как мы собрали материал о возникновении зеркал, мы составили «ленту времени», в которой хорошо видно, как появлялись зеркала, как они постепенно изменялись и какими становились.
3. Кроме познавательных книг, о зеркалах написано во многих книгах. Я решила узнать, в каких сказках упоминаются зеркала, какие волшебные и загадочные свойства им приписывали.
4. Для того чтобы узнать свойства зеркал, необходимо провести опыты и эксперименты.
5. Теперь, зная столько интересного о зеркалах, я решила попробовать сделать зеркальный шар и игрушку с использованием зеркала.
6. Для того чтобы выяснить, где еще применяются зеркала в современном мире, надо понаблюдать вокруг и обратиться к взрослым.
Результат проекта :
В ходе работы над проектом я узнала много нового.
узнала все об истории возникновения зеркал: как и когда они появились, как изменялись и как производятся сейчас.
в ходе опытов определила свойства зеркал. Главное свойство зеркала - отражение.
выяснила, где применяются зеркала в современном мире.
с помощью взрослых изготовила игрушку-калейдоскоп и зеркальный шар.
И, самое главное, я доказала свою гипотезу: Свойства зеркала очень разнообразны. И поэтому использование зеркал не знает предела!
Этапы реализации проекта
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность
ребенка Место
проведения
Срок
1 этап. Проектирование
Изучение программного содержания по разделам рабочей программы «Познавательное развитие».
Цель: определить наиболее интересные темы для развития проектной деятельности детей Группа 1-й день
Создание проблемной ситуации «Предположим, что у нас нет зеркала. Как раньше обходились без них? Что может заменить зеркало? В чём загадка зеркала?»
Цель:
Способствовать формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы детей Вхождение в проблему
Цель:
Выявить представления детей о зеркалах, активизировать познавательный интерес к желанию узнать историю возникновения зеркала
(Приложение № 1) Группа 2-й день
2 этап. Обсуждение проблемы, принятие задач, планирование деятельности
Систематизация информации в виде составление плана
Цель: Оказание консультативной помощи в решении проблемы, координация действий родителей и ребёнка
Совместная поисковая деятельность ребенка с родителями, беседы, рассматривание наглядного материала.
Цель: Самостоятельный поиск решения проблемы, обсуждение результатов
поиска, умение осмысливать новый материал. Детский сад - семья
3-5 день
3 этап. Реализация проекта
Систематизация материала, собранного ребенком и родителями
Цель: помочь сформулировать выводы о решении проблемы Совместная деятельность
«Лента времени»
Цель: Формировать представления о том, как менялись зеркала
(Приложение № 2) Детский сад - семья
6-11-й день
Подбор и чтение книг, где встречаются зеркала.
Цель: расширение познавательного интереса.
(Приложение № 3) Детский сад - семья 12-15-й день
Проведение опытов
Опыт № 1
«Зеркальная метель»
(Приложение № 4)
Семья 16-18-й день
Опыт № 2
«Зеркальное письмо»
(Приложение № 5) Группа 19-й день
Опыт № 3
«Многократное отражение»
(Приложение № 6) Группа 19-й день
Опыт № 4
«Сохранение тепла»
(Приложение № 7) Группа 20-й день
Опыт № 5
«Изготовление зеркала»
(Приложение № 8) Группа 20-й день
Изготовление игрушки «Калейдоскоп»
(Приложение № 9) Группа 21-й день
4 этап. Презентация проекта Подготовка и оформление презентации
Цель: Оказание помощи в подготовке публичного выступления Защита презентации перед детьми
Цель:
Развивать любознательность, связную речь, мышление, коммуникативные навыки.
физминутка
(Приложение № 10) Группа
22-й день
5 этап. Подведение итогов
Обобщение материалов проекта
Цель:
Сделать выводы о решении проекта.
Опрос мнения детей по теме проекта
Группа 23-й день
Ожидаемые результаты:
- подборка информационного материала,
- проведение опытов,
- изготовление игрушки: калейдоскоп
Ресурсы:
Информационные :
- статьи из интернета,
- фотоматериалы,
- иллюстративный материал,
- научная, художественная литература.
2. ИКТ:
- фотоаппарат,
- проектор, экран.
Приложение № 1
Воспитатель:
- Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, по дороге мне встретились две совершенно одинаковые, весёлые и озорные девочки – Оля и Яло. И они подарили мне вот этот красивый сундучок. Но как я не пыталась его открыть, так и не смогла. И тогда, девочки хитро улыбаясь, сказали мне, для того чтобы его открыть, нужно угадать, что там лежит. Вы мне в этом поможете?
Не смотря в окошко,
Был один Антошка.
Посмотрел в окошко –
Там второй Антошка
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка?
Воспитатель: Правильно, ребята, – это зеркало. Вот и сундучок открылся. А какие красивые зеркала в нем лежат (показываю ребятам). А кто скажет, для чего нужно зеркало?
Дети: Чтобы смотреться в него по утрам, смотреться в него, когда расчесываешься, одеваешься.
Воспитатель: Я сейчас вам дам подержать зеркала в руках (раздаю каждому ребёнку по зеркалу, дети его рассматривают).
- Ребята, посмотрите на своё зеркало и зеркало своего друга и скажите мне, все ли зеркала одинаковы? (нет) А чем же они различаются друг от друга?
- по форме: круглые, квадратные, овальные, прямоугольные;
- по величине: большие, маленькие;
- по цвету:…
- Молодцы, вы верно нашли отличия.
Игра «Каждому зеркалу своё место!»
- А сейчас мы с вами немного поиграем. Мы для каждого зеркала найдём его дом. Перед вами три коробки – это домики для зеркал. Сейчас выйдут те ребята, у кого круглые зеркала и найдут для них домик, затем найдут домик для овальных и прямоугольных зеркал.
Приложение № 2
Зеркало – очень нужная вещь в доме. Но оно появилось не сразу.
Человеку всегда было интересно узнать, как он выглядит, но в природе нет зеркал.
Давным-давно человек сначала смотрел в воду лужи, озера или реки. И чем более гладкой была вода, тем лучше было отражение.
Но лужицу не унесёшь в кармане, а значит, не увидишь себя, когда захочешь. И люди стали думать, как бы сделать так, чтобы лужица была под рукой.
И вот однажды человек нашел кусок металла.
Долго он полировал металл,
Сам себя там увидал.
И предмет он зеркалом назвал.
В древних цивилизациях в качестве зеркал использовали полированные камни, монеты, металлические пластины.
Процесс их изготовления был довольно трудным, поэтому любоваться своим отражением в блестящей поверхности могли позволить себе только очень состоятельные люди.
В средние века зеркала были запрещены и они исчезли из обихода. Священники запретили людям использовать их. Считалось, что отражение в зеркале может навредить человеку. Только в XIII-XIV веках зеркала снова появились в Европе. Мастера-стекольщики выливали горячее олово в стеклянные сосуды, которые потом разбивали на отдельные куски. Так получались зеркала.
Вот так начали изготавливать зеркала. Но прошло немного времени, и человек стал изготавливать маленькие зеркала. Зачем?
- Чтобы носить их с собой.
А в 15-м веке в Венеции стали делать плоские зеркала. Технология производства зеркал держалась в строгой тайне. Мастера-стеклодувы были переселены на остров, чтобы они не могли общаться с людьми и выдать секрет изготовления зеркал.
Зеркала стоили очень дорого и служили символом богатства и достатка. Стоимость одного венецианского зеркала в те времена могла сравниться с ценой целого корабля или дворца.
Теперь зеркала доступны всем.
Немецкий химик начал применять серебро для серебрения зеркал и получил более ясное изображение.
После долгих опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает тонкий слой серебра, а стекло предохраняет его от царапин и повреждений.
Эта технология, практически без изменений до сих пор используется в производстве зеркал.
Приложение № 3
О зеркалах пишут в сказках и рассказах
«Оля была очень капризна, непослушна и всегда недовольна. Нужно заметить, что при всех своих недостатках Оля не уставала любоваться собой в зеркале.
А однажды случилось необъяснимое, ее пригласило к себе в гости зеркало».
«Ах, Китти, как бы мне хотелось попасть в Зазеркалье! Там, должно быть, столько всяких чудес! Давай играть, будто мы туда можем пройти! Вдруг стекло станет тонким, как паутинка, и мы шагнем сквозь него! Посмотри-ка, оно, и правда, тает, как туман. Пройти сквозь него теперь совсем не трудно…
Тут Алиса оказалась на каминной полке, хоть и сама не заметила, как она туда попала. А зеркало, и точно, стало таять, словно серебристый туман поутру.
Через миг Алиса прошла сквозь зеркало и легко спрыгнула в Зазеркалье».
В сказке Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях» очень важную роль играет говорящее зеркало. Наделив зеркало таким волшебным свойством, поэт подчеркнул настоящее назначение этого предмета: лишь зеркало способно сказать правду даже самой царице, ведь только оно отражает то, что есть на самом деле.
О злой мачехе-царице:
"Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело».
«… как вдруг зеркало до того перекорёжило от гримас троллей, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось на миллионы, биллионы осколков, и оттого произошло ещё больше бед. Некоторые осколки, с песчинку величиной, разлетаясь по белу свету, попадали людям в глаза, да так там и оставались. А человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи только дурное – ведь каждый осколок сохранял свойство всего зеркала.
Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего : сердце делалось как кусок льда».
Такой осколок разбитого зеркала попал в сердце Кая. Он стал злым и грубым. И спасла его Герда своей любовью и добротой.
Висящее на стене зеркало в замке короля Дроздоборода показывало прошлое, в котором принцесса была груба и невежественна.
Книжка-игрушка научит вслед за героями забавных и добрых стихов Андрея Усачё ва выражать разные эмоции: радоваться, сердиться, дразниться или просто веселиться. На обложке и на каждом развороте помещено зеркальце из фольги, которое ему в этом поможет.
Приложение № 4
Опыт № 1
«Зеркальная метель»
Приложение № 5
Опыт № 2
«Зеркальное письмо»
Приложение № 6
опыт № 3 «Многократное отражение»
Приложение № 7
Опыт № 4
«Сохранение тепла»
Приложение № 8
Опыт № 5
«Изготовление зеркала»
Приложение № 9
Изготовление игрушки «Калейдоскоп»
Приложение № 10
Защита презентации
Физминутка
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движения -
Раз, два, три - ну-ка, повтори!
(под музыку Юля показывает движения – дети отображают их).
Я иду, и ты идёшь - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою, и ты поёшь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идём, и мы поём - раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живём - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
На раз – присяду я, согнусь.
На два – я встану, потянусь.
На три – на стул присяду я,
Разминочка окончилась моя.
Спасибо за внимание!