Земфира Халикова
Практико-ориентированный проект по благоустройству и озеленению развивающей среды «Зеленая страна детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
С целью полноценного осуществления образовательной программы, одной из задач которой является создание благоприятной развивающей среды, в МБДОУ детский сад с. Большой Куганак был разработан проект озеленения и благоустройства ДОУ «Зеленая детства страна». С целью экологического и трудового воспитания детей к воплощению проекта в жизнь были привлечены как педагоги, так и родители. Наглядный пример созидания и приумножения природных богатств необходим для развития в будущем поколении бережного отношения к природе и чувства ответственности за окружающую нас действительность.
Публикация «Практико-ориентированный проект по благоустройству и озеленению развивающей среды „Зеленая страна детства“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Девиз проекта :
МЫ НЕ ХОТИМ СТОЯТЬ В СТОРОНЕ,
МЫ ЗА КРАСОТУ И ПОРЯДОК НА НАШЕЙ ЗЕМЛЕ!
Тип: Практико-ориентированный.
Вид: Творческий.
Основное направление: воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей дошкольного возраста. Гуманизация среды ДОУ через создание интерьеров, фрагментов участка по характеру напоминающих близкую к восприятию ребенка сказочную среду; благоустройство и декоративное оформление как всей территории, игровых площадок, цветников так и отдельных ее элементов, озеленение и оформление малыми архитектурными и игровыми формами, создание безопасных условий для жизнедеятельности детей.
Сроки реализации проекта : учебный год
Руководитель проекта : старший воспитатель Халикова З. С.
Участники проекта : администрация ДОУ, сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители.
Основание для разработки проекта : желание обновить среду детского сада, создать индивидуальный облик территории дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства мира ребенка, интересный воспитанникам и их родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей в ДОУ.
Стратегии реализации проекта :
• Создание своего «образа»
• Создание комфортных условий для развития личности ребенка;
• Активизация творческого потенциала педагогов и родителей.
Ведение
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться, без качественного оформления не только территории, но и внутреннего пространства ДОУ, без создания условий для экспериментирования.
Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие предметно-развивающей среды ДОУ.
Одной из задач является постоянное совершенствование профессионального мастерства педагогов и как следствие повышение творческого потенциала.
В 2013-2014 учебном году в МБДОУ детский сад с. Большой Куганак был реализован проект благоустройства и озеленения территории, включающий в себя работу педагогов с детьми по основным направлениям: художественно - эстетическому, физкультурно-оздоровительному, экспериментально - исследовательскому и социальному.
Актуальность
В соответствии с ФГОС и введением комплексно-тематического планирования в образовательный процесс с дошкольниками, педагоги и специалисты активно осваивают методические требования к проектам. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого специалиста и создавать условия для экспериментирования, креативности в оформлении развивающей среды для детей.
Основным принципом создания соответствующей среды в ДОУ для детей, является выделение ее познавательного начала. Среда детского дошкольного учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.
Она призвана обеспечить детям возможность развиваться, а для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром. Коллектив детского сада постоянно вносит изменения в уже сложившуюся среду, создает индивидуальный облик территории детского сада и внутренних помещений, соответствующих законам организации пространства в ДОУ. При этом имеющиеся деревья, кустарники и огород гармонично включаются в обновленный проект и соответствую интересам детей, что позволяет идти в ногу с современными требованиями ФГОС.
Проект «Зеленая страна детства» - это попытка соотнести элементы развивающей среды с целями и задачами новых требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы в нашем дошкольном учреждении.
Гипотеза
Мы считаем, что методически грамотная организация развивающей среды не только внутри дошкольного учреждения, но и на его территории, позволит содействовать развитию психических процессов детей дошкольного возраста, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию нравственных и эстетических начал, большей социализации.
Цель проекта
Создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей на территории дошкольного учреждения через благоустройство территории и организацию познавательной, экспериментальной деятельности, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе, на участках детского сада. Через элементы сказочных персонажей, развивать воображение детей, творческий потенциал, фантазию.
Задачи проекта
1. Оборудовать развивающую среду ДОУ в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями работы с детьми.
2. Использовать дополнительные возможности (бюджетные и внебюджетные средства) для приобретения оборудования, вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей.
3. Добиваться улучшения в дизайне, художественно – эстетическом оформлении территории ДОУ.
4. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
5. Привлечь детей к опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности.
6. Формировать развитие креативности у сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников.
Реализация проекта
I этап.
Анализ состояния участка и помещений детского сада и существующих проблем
Площадь земельного участка 5820 кв. м.
Площадь постройки 702,5 кв. м.
Каждый дом начинается со двора. Первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида дома, благоустройства двора. Не случайно говорят, что встречают по одёжке.
Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанник не только получает положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками.
Для работы над проектом коллектив детского сада провел анализ исходного состояния участков и территории учреждения, и продумал изменения, необходимые для ее модернизации. Каждой группой был подготовлен эскиз участка, распланированы клумбы, продумано оформление отдельных элементов оформления территории.
Оформление территории детского сада делится на несколько зон: прогулочные участки, физкультурно-спортивная зона, цветники, клумбы, огород.
Проблема: для художественно-эстетического оформления территории детского сада необходимо продумать установку клумб у входа детского сада и более интересно оформить фасад перед зданием ДОУ для повышения интереса детей, гостей и родителей к посещению детского сада и создания эмоционального состояния.
Физкультурно-спортивная зона – важная часть территории ДОУ. Она представлена спортивной площадкой и спортивными снарядами, находящимися на всех участках. На прогулочных участках имеются снаряды для лазанья и подлезания. На всех участках ДОУ имеются бумы для ходьбы и развития равновесия. На спортивном участке пеньки для ходьбы и упражнений для равновесия.
Проблема: для удовлетворения потребности детей в движении необходимо дополнить спортивную площадку новым оборудованием, а участки - элементами оздоровительных, спортивных игр, метания мяча в цель.
Зона отдыха. На каждом прогулочном участке имеются теневые навесы для отдыха, где можно спрятаться от солнца и дождя. Одно из любимых мест ребят – песочницы – хотелось бы, чтобы они были современными и необычными, они могут быть не только квадратными. В соответствии с требованиями СанПина на всех участках песок закрыт мягкими тентами и имеет эстетический вид.
Проблема: на участках старших групп необходимо создать оборудование для экспериментирования и проведения опытов с песком и водой.
Огород детского сада используется для формирования у детей трудовых, исследовательских и познавательных навыков. Здесь проводятся наблюдения, исследования почвы и растений. Каждая грядка отмечена табличками. Чтобы поддержать интерес ребят к выращиванию растений и вызвать положительные эмоции, на табличках написаны названия растений и их изображение.
Проблема: для ухода за растениями необходимо привести хорошую плодородную землю.
Безопасность жизнедеятельности. Территория имеет ограждение по периметру. В ночное время территория освещается уличными фонарями. На участке детского сада много зелени. Вокруг детского сада - зеленое ограждение, оно защищает участки от пыли, очищает воздух. Групповые участки не везде разделяются зеленой изгородью.
Проблема: хотелось бы создать декоративные барьеры между всеми участками. Для этой цели необходимо приобрести низкорослые кустарники.
В нашем ДОУ в каждой групповой комнате оформлены уголки природы, созданы условия для ознакомления детей с природой. Отбор растений осуществляется в соответствии с требованиями СанПина.
Растение – это самое естественное украшение помещения, за ними нужен постоянный и индивидуальный уход. Эти «зеленые питомцы» отблагодарят чистым воздухом, красивыми цветами, листвой. Известно, что зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, они выделяют летучие вещества - фитоциды, пагубно влияющие на болезнетворные микробы. Растения, правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом, создают эстетическую и психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают определенный комфорт. Кроме того, живые цветы являют собой удачное украшение помещений.
Проблема: для эстетического оформления и правильного ухода необходимо закупить соответствующий инвентарь: горшки цветочные, лейки и садовые ножницы.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Организация уголка природы облегчает работу воспитателя: под его руководством воспитанники систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами, растениями. В то же время, согласно требованиям СанПина, в групповых комнатах недопустимо нахождение аквариумов и других животных.
Проблема: необходимо создать и организовать зеленую зону вне группы, это должно быть специально приспособленное помещение, куда дети могут прийти вместе с воспитателе на экскурсию с целью наблюдения за живой природой.
II этап.
Организационно – практический
План реализации проекта :
1) детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
2) оформление план - схемы дошкольного учреждения (приложение 1);
3) подбор эскизов поделок с использованием интернет ресурсов;
4) проектирование
5) заготовка и закупка необходимых материалов;
6) составление карты - схемы экологической тропы (приложение 2);
7) изготовление табличек с рисунками для огорода;
8) заготовка и закупка семян;
9) привлечение родителей, общественности к благоустройству и озеленению среды ДОУ.
Организационно-управленческие мероприятия
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственный
1. Изучение нормативных документов вышестоящего уровня По мере поступления Заведующий
2. Оперативные совещания по озеленению развивающей среды МБДОУ детский сад с. Большой Куганак согласно требованиям СанПина По мере необходимости Заведующий
3. Организация субботников по благоустройству территории с участием сотрудников и родителей воспитанников МБДОУ детский сад с. Большой Куганак
В течении года
Организационно-методические мероприятия.
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственный
1. Организация функционального использования территории ДОУ:
— организация разнообразной деятельности детей на прогулке (игровые прогулочные площадки);
— проведение мероприятий познавательного характера (занятия экскурсии по ознакомлению с природой, экспериментальная и опытническая деятельность в саду, на огороде, в цветнике, в тематических зонах);
— спортивные праздники и развлечения (спортивная площадка).
В течение срока реализации проекта ст. воспитатель
Халикова З. С
2. Защита проекта благоустройства территорий прогулочных участков и цветников Май
2014г. Воспитатели и специалисты
3. Проведение в ДОУ тематических недель праздников:
- Осенние хлопоты;
- У бабушки в деревне;
- Краски осени;
- Обитатели осеннего леса;
- Крылатые друзья;
- Царство подводного мира;
- Вода- Волшебница;
- Перелетные птицы;
- Мир насекомых;
- Земля наш общий дом.
Согласно плану работы Педагоги ДОУ
5. Пополнение дидактического материала по экологическому воспитанию В течении года Педагоги ДОУ
6. Внутригрупповые конкурсы:
«Наши маленькие друзья»
«Огород на окошке»
Конкурсы детских работ по экологическому воспитанию
Согласно плану работы Педагоги ДОУ
7. Сбор семян Август-октябрь Педагоги и воспитанники групп
8. Конкурс среди возрастных групп ДОУ на самую необычную клумбу
«Цветочная фантазия»
Июнь -
август Сотрудники ДОУ
9. Тематическое оформление игровых участков В течении года Сотрудники ДОУ
III этап.
Итоговый
Ожидаемые результаты:
- благоустройство развивающей среды ДОУ в соответствии с приоритетными направлениями деятельности ДОУ;
- создание условий для отдыха, занятий спортом, игр и экспериментирования детей;
- создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
- создание зон непрерывного озеленения и цветения при декорировании здания, ограды, построек, входных зон;
- привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;
- удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;
- создание своего "образа" территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в селе;
- повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;
- гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
Полученные результаты реализуемого проекта :
Игровые площадки
Больше всего времени дети проводят на игровых площадках. Во время прогулок дошкольники играют, экспериментируют. Они могут это делать и под руководством взрослого, и самостоятельно. Оформление участка отражает не только возраст, но и название группы. Найдено интересное решение: веранды и участки групп отличаются друг от друга, но объединены единым замыслом в рамках проекта и его задач. Благодаря этому территория ДОУ смотрится как единое целое и с точки зрения планировки, и с точки зрения цветового оформления. Это то, чего мы хотели добиться!
При решении задач по созданию на территории красивых интересных клумб с различными цветами, а так же условий для развития детского творчества, фантазии, экспериментирования были разбиты цветочные клумбы, установлены вазоны из доступного бросового материала. Старый пень можно выкорчевать, а можно превратить его в мухомор, из крупных камней получаются не только отличные объекты для наблюдений, но и необычная альпийская горка, для создания ярких сказочных героев, своеобразных декораций отлично подходят использованные шины.
Одно из любимых мест ребят – песочницы – использованы не только квадратные формы, но и форма восьмиугольника, а так же песочницы обыграны в форме грузовой машины.
Любая скульптура, фигура – это не только украшение, она дает толчок для игры. Повозка с осликом, ветряк, фигурка животного, ярко и со вкусом раскрашенные, украшенные флажками, гирляндами веранды, – все это делает игровой участок привлекательным для ребенка.
Огород:
Огород – территории ДОУ для труда и экспериментирования. Он может быть разным: огород овощных культур, фитоогород (огород лекарственных растений, овощей). Грядки обозначены названиями растений и даны их изображение. Чтобы поддержать интерес ребят к выращиванию растений и вызвать положительные эмоции, можно привносить в название грядок личностный момент. Создать такой огород, где любому ребенку интересно трудится, наблюдать, фантазировать, радоваться всходам, понимать взаимосвязь семян и всходов, их агротехнику.
Традиционно огороды используются для формирования у детей навыков ухода за различными культурами. Однако круг видов детской деятельности на таких участках значительно расширен. Это и наблюдения, исследования почвы, растений, животных, использование игровых моментов, особенно когда в огороде оформлены сказочные герои.
Уголки природы:
Передача экологических знаний – это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Эта передача осуществляется согласно программе, с использованием различных методов – наблюдения, труд детей в уголке природы, игры с использованием объектов уголка природы, специальные занятия. В каждой группе оформлены уголки природы соответствии с возрастными особенностями детей.
Зимний сад, несущий в себе функцию зоны релаксации:
Релаксация – это, прежде всего, расслабление, то есть процесс, обратный нахождению в состоянии напряжения. Главная задача зеленой зоны релаксации – снятие стресса или другими словами нервного напряжения у детей и взрослых. Во время стресса в организме человека вырабатываются гормоны стресса, которые мобилизуют силы нашего организма, и позволяют лучше справляться со стоящей перед нами задачей. Если человек не зависимо от возраста не избавится от них своевременно, то они начнут подавлять иммунную систему. Человек начинает часто простужаться, «просыпаются» хронические заболевания, снижается посещаемость детей. В связи с этим в ДОУ была создана зеленая зона отдыха : пение птиц помогает отвлечься от проблем; аквариумы с рыбками несут покой и умиротворение; звуки природы –дают заряд положительных эмоций.
Таким образом, было решено множество задач:
Снятие психоэмоционального напряжения у детей и взрослых;
Возможность уединения;
Профилактика перегрузок, эмоционального напряжения;
Индивидуальные беседы с детьми в ходе воспитательного процесса;
Бережное отношение к природе;
Воспитание трудовых навыков у воспитанников ДОУ.
Заключение
Результаты работы данного проекта оказали как опосредованное, так и прямое влияние на качество, и уровень образования, на работу по обеспечению охраны жизни и здоровья детей. Создание единого пространства детей, педагогов способствовало формированию у детей и взрослых чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему. Родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься спортом, познавательной деятельностью.
Таким образом, проект «Зеленая детства страна» помог решить задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; создать комфортные условия для развивающей среды в ДОУ. А также позволил осуществить активизацию творческого потенциала педагогического коллектива по созданию благоприятных условий для пребывания детей в дошкольных учреждениях, по формированию гражданской позиции воспитанников и обеспечения эстетики при благоустройстве территории дошкольного учреждения.
Вывод: Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает!
Для того, чтобы территория детского сада соответствовала задуманному предстоит еще много сделать. В перспективах на будущее - создание экологической тропы, площадки ПДД, летнего театра. Конечно это планы не на один год. Но старт дан и начало положено. В дальнейшем требуется воплощение идей в жизнь совместными усилиями педагогов и родителей. Немаловажным условием реализации проекта будет и поддержка общественности, учредителя, привлечение внебюджетных средств и ресурсов.
В заключение хочется отметить, что разноцветные клумбы, оригинальные дорожки и ландшафты, игровые, спортивные площадки, огород, внутригрупповые экологические зоны, зимний сад свидетельствуют о том, что для педагогов детский сад, его территория и внутреннее содержание – это не просто рабочее место, это – развивающая среда, которую хочется сделать уютной и комфортной. Поэтому у нас в планах на будущее: продолжать обогащать зеленый мир детского сада, который будет рациональным в использовании и значимым в образовательном процессе.
Список используемой литературы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации» от 29.12.12 № 273 ФЗ
2. Афанасьев, В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем / В. Г. Афанасьев. - М. : Наука, 2011. - С. 26-46.3. Бессолицына Р. В. Инновационные подходы к организации научно-методической работы / Р. В. Бессолицына // Методист. – 2009.-№1.– С. 25-28.
4. Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 2012. – 320 с.
5. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов /Под. ред. Р. Б. Стеркиной. – М. : Издательство АСТ, 2011. – 336 с.
6. Дьяченко, О. М., Лаврентьева, Т. В. Психическое развитие дошкольника / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М. : Педагогика, 2010. – 127 с.
7. Ильенко Л. П. Программа развития общеобразовательного учреждения: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений и органов управления образованием / Л. П. Ильенко. – М. : АРКТИ, 2008. – 128с.
8. Кузнецова, С. В., Гнедова, Н. М., Романова Т. А., Котова У. В. Проектирование развития ДОУ. – М. : «Сфера», 2008, -11
9. Методика ознакомления детей с природой в детском саду, //под ред. Саморуковой П. Г. — М. Просвещение, 1992 год.
10. Как знакомить дошкольников с природой, // под ред. Саморуковой П. Г. — М. Просвещение, 1992 год.
11. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. -//М. 1989.
12. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. — //М. 1985.
13. Дрязгунов В. А. Дтидактические игры для ознакомления дошкольников с растениям. — // М 1981.
14. Николаев С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — // М. 1985.
15. Николаев С. Н. Юный эколог; Программа и условия её реализации в детском саду. — М. 2002.
16. Николаев С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. — //М. 1999.
17. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М. 2001.