Нина Ростовцева
Информационно-практико-ориентированный долгосрочный проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект “Моя семья”
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Публикация «Информационно-практико-ориентированный долгосрочный проект „Моя семья“» размещена в разделах
Патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Тип проекта
Информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проектной деятельности : долгосрочный (6 месяцев).
Участники: родители, дети, воспитатель.
Цель проекта : воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи:
• установить тесный контакт с семьей в вопросах нравственно-патриотического воспитания, опора на ее традиции и опыт, поиск новых форм работы с родителями;
• ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье, сделать родителей непосредственными участниками работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей;
• уточнить представление о понятиях: “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”;
• дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей; продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;
• расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь; укреплять детско-родительские отношения.
Чтобы систематизировать работу с детьми по теме “Моя семья” мы провели первичную диагностику.
При анализе результатов выявилась проблема: не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей “тетя Света”, “дядя Саша”. Кем работают их родители, они тоже не знают, не могут назвать свой домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из детей знает свое родословное, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”.
Виды деятельности.
1. Воспитатель вместе с детьми.
Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”.
Просмотр видеофильмов о семье (В. Катаев “Цветик-семицветик”, р. н. с. “Снегурочка”, “Морозко” и другие).
Викторины по сказкам.
Дигры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?», «Огорчится ли мама, если…».
Беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг” и др.
Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.
Изготовление подарков для родителей.
Сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Дочки-матери”.
Выставка рисунков “Моя мама – самая лучшая”, “Наша дружная семья”.
Занятия: “Дружная семья”, “Вместе весело шагать”.
Знакомство с русским музыкальными инструментами, с русским песенным фольклором.
2. Родители – дети.
Беседы с детьми о своей семье, родственниках.
Рассказы о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии.
Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье :
О. Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”,
З. Александрова “Посидим в тишине” и др.
Составление таблиц-схем “Моя родословная”.
Выставка творческих работ с привлечением детей “Добрых рук мастера”.
Семейный отдых “Всей семьей на стадион!”.
3. Воспитатель – родитель.
Анкетирование.
Организация родительских встреч: “Защитим детей от…”, “Какой хороший папа!” (с участием детей).
Консультация для родителей: “Родословная – старинная русская традиция”, “Памятка по составлению родословной” (с эскизами по ее оформлению).
Индивидуальные беседы-консультации.
Акция “Пусть прогулка станет интересней!” (благоустройство участка детского сада).
Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
4. Воспитатели – родители – дети.
Воспитателю провести беседы на темы: «Моя семья», «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьей», «Семейные фотографии», «Младшие члены семьи», «Хозяйство семьи».
Провести праздники «День защитника Отечества», «Вместе с мамой»
Фотовыставка “Наши семейные традиции”, “Отдыхаем всей семьей!”.
5. Деятельность педагога.
Изучить историю составления родословной.
Подготовить художественную литературу по данной теме.
Выпустить “Газету для родителей” по теме “Роль отца в воспитании детей”, “Отцовская любовь”.
Поместить в папку раскладушку «Памятку для бабушек по воспитанию внуков», советы родителям «Как воспитать патриота»
План реализации проекта.
Декабрь 1 - 2 недели
Тема "Я и мое имя"
Содержание занятий по развитию речи.
Для чего человеку имя? (беседа).
"Полное" и "неполное" имя (игра).
Этюд "Назови ласково".
Связь с другими видами деятельности
Изготовление именных карточек.
Рисование на тему "Мой лучший друг".
Интегрированное занятие "Друг в беде не бросит".
Декабрь 3 — 4 недели
Тема "Новый год у ворот"
Содержание занятия по развитию речи
Загадки о зиме.
Беседа о встрече Нового года в других странах.
Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.
Составление письма Деду Морозу
Связь с другими видами деятельности
Рисование на тему "Новогоднее представление".
Аппликация "Елка".
Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка" (вместе с родителями).
Акция "Подкормим птиц".
Январь
Тема "Наша Родина – Россия"
Содержание занятия по развитию речи
Рассматривание репродукций с картин о родной природе.
Чтение стихотворения М. Матусовского "С чего начинается Родина?"
Объяснение значения пословиц о Родине.
Рассказ о Российском флаге, гербе, гимне (раскрашивание нарисованного герба аппликация флага).
Связь с другими видами деятельности
Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.
Рисование на тему "Моя Родина".
Пение русских народных песен, частушек, калядок.
Народные игры.
Февраль 1 – 2 недели
Тема "Москва – главный город нашей Родины"
Содержание занятия по развитию речи
Сюжетно-ролевая игра "Пароход по Москве-реке".
"Экскурсия по Красной площади" (по иллюстрациям).
"Экскурсия по Кремлю" (по иллюстрациям).
Февраль 3 – 4 недели
Тема "Наши защитники" (ко Дню Защитника Отечества)
Содержание занятия по развитию речи
Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.
Просмотр видеофильма "Защитники Отечества".
Пение песен, чтение стихов об армии.
Связь с другими видами деятельности
Оформление газеты «Наши славные защитники»
Изготовление подарков для пап и дедушек.
Спортивное развлечение "Вместе с папой".
Март
Тема "Очень я люблю маму милую мою"
Содержание занятия по развитию речи
Беседа о мамах.
Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".
Пение песен о маме, чтение стихов.
Связь с другими видами деятельности
Рисование портрета "Моя мама".
Изготовление подарка маме.
Семейные посиделки "Вместе с мамой".
Апрель
Тема "Наши космонавты"
Содержание занятия по развитию речи
Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).
Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.
Игра "Космонавты".
Связь с другими видами деятельности
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Космонавты".
Рисование на данную тему.
Конструирование космического корабля.
Май
Тема "Этот День Победы"
Содержание занятия по развитию речи
Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).
Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.
Слушание и пение фронтовых песен.
Игры (соревновательного характера)
Связь с другими видами деятельности
Экскурсия к Вечному огню.
Изготовление праздничных открыток.
Высаживание цветов на аллею детского сада.
Оформление стенда.
Презентация: представление и защита проекта на педагогическом совете патриотической направленности.
Итоги реализации проекта.
Результативность.
За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Это можно увидеть в итоговой таблице.
Сводная информационно-диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье.
Эффективность.
Каждая семья оформила схему родословной “Моя семья”. (Приложение 4.)
Многие семьи придумали и оформили герб своей семьи
Многие родители проявили творчество при выполнении задания.
Готовясь к праздничному утреннику “Новая волна” дети вместе с родителями выучили песни, стихи, пляски, хороводы. (Приложение 5.)
Отдыхая на стадионе, семьи сделали фото на память детям в фотоальбом «Отдыхаем всей семьей!». (Приложение 2.)
Вывод.
Особенность нашего проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Таким образом, заложив фундамент развития гражданских качеств и основ гуманистического отношения к окружающей действительности, знакомства с традициями своей социокультурной среды с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою семью, а значит и свою Родину.
Презентация: представление и защита проекта на педагогическом совете патриотической направленности.
Итоги реализации проекта.
Результативность.
За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Это можно увидеть в итоговой таблице.
1. Дети лучше знают свои корни, они хорошо представляют, что такое род, родословная, семья.
2. В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как “уютный дом”, “родной дом”, “мои родственники” и др.
3. В процессе работы над проектом мы вместе с детьми более подробно изучили семьи воспитанников, познакомились с их семейными традициями. Особенностями семейного воспитания.
4. По ходу проекта появились некоторые затруднения:
В группе есть неполные семьи.
У некоторых детей уже нет бабушек и дедушек, они о них ничего не знают.
Эффективность.
Каждая семья оформила схему родословной “Моя семья”.
Многие семьи придумали и оформили герб своей семьи
Многие родители проявили творчество при выполнении задания.
Готовясь к празднику “Вместе с мамой” дети вместе с родителями выучили песни, пляски, хороводы.
Отдыхая на стадионе, семьи сделали фото на память детям в фотоальбом «Отдыхаем всей семьей!».
Новизна.
Особенность нашего проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Постановка новой проблемы.
У детей появился особый интерес к семейным традициям и реликвиям. Вместе с родителями мы решили создать “Мини-музей”, но это требует детальной разработки.
Сводная информационно-диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье.
Высокий уровень-
Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
Средний уровень-
Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки
ПАМЯТКА
С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ
• Слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы.
• Помогайте всем, чем только можно. Деньги-наименьшее, что можно дать близким, но иногда они очень важны.
• Интересуйтесь друзьями, подругами внуков. Попытайтесь понять, чем они привлекательны, отметьте их лучшие качества.
• Выполняйте свои обещания, не откладывайте их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них.
• Помните: главные воспитатели-родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.
• Обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.
• Умейте планировать радость. Помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха, детской непосредственности, детской любви.
Рекомендации для родителей
«Как воспитать патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
• Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
• Расширяйте собственный кругозор
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
• Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Анкета для родителей
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Спасибо за сотрудничество!