Лариса Никифорова
Информационно-речевой практико-ориентированный проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-речевой, практико-ориентированный проект «Зимующие птицы»
Продолжительность проекта: 1 неделя
Тип проекта: краткосрочный, информационно - речевой, практико-ориентированный
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатель старшей группы, дети старшей группы, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Проблема:
Публикация «Информационно-речевой практико-ориентированный проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Трудности формирования у детей связной речи, способности пересказа литературных произведений, составления описательных рассказов. Недостаточные представления детей о зимующих птицах. Слабое развитие творческих способностей детей.
Цель: формирование связной, грамматически правильной речи; расширение и обогащение знаний о зимующих птицах нашего края, формирование бережного отношения к ним.
Задачи:
1. Развитие связной речи, расширение словарного запаса, формирование лексико-грамматических категорий, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, речевого дыхания.
2. Совершенствование интонационной выразительности речи.
3. Развитие сенсорных способностей детей: учить узнавать голоса птиц, различать их по оперению
4. Знакомство с интересными фактами из жизни птиц.
5. Пополнение развивающей среды группы по теме проекта.
6. Стимулирование желания родителей помогать своему ребенку, общаться с ним.
7. Стимулирование творческих способностей детей.
Актуальность:
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Дети с нарушениями речи имеют имеют трудности в формировании связного высказывания, разнообразные нарушения в употреблении грамматических форм, а так же проявляют недостаточную сформированность общей и мелкой моторики, речевого дыхания и зрительного внимания и восприятия, а так же недостаточный уровень знаний о явлениях природы, жизни птиц и животных в зимнее время года. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируется опыт использования полученных на занятиях знаний в практической деятельности, значительно стимулируются речевые возможности, коммуникативная активность. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. Форма речевого научно-познавательного проектирования дает возможность детям проявить свои знания, реализовать творческие способности и удовлетворить желание узнавать новые факты из жизни природы, заботиться о ней.
При реализации проекта детям даются элементарные знания о том, как можно спасти птиц от гибели зимой, чем кормить птиц зимой, и, таким образом замотивировав ребят, параллельно с экологическим и нравственным воспитанием, проводится работа над социально-коммуникативным и речевым развитием.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий.
2. Расширение представлений у детей о зимующих птицах, формирование навыка составления связных описательных рассказов о птицах.
3. Применение полученных знаний, исследовательских и речевых умений и навыков в творческой деятельности.
4. Повышение уровня экологической культуры воспитанников, педагогов, а также родителей детей.
5. Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Форма проведения: НОД, коррекционный логопедический час, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, пальчиковые и логоритмические упражнения, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, просмотр презентаций, продуктивные виды деятельности.
Продукт проекта:
Обогащение предметно-развивающей среды группы предметными и сюжетными картинками по теме, художественной литературой, дидактическими и настольно-печатными играми, атрибутами для подвижных и сюжетных игр
Кормушки, выполненные родителями и детьми.
Выполнение коллективного коллажа «Птицы на ветке»
Выставка творческих работ детей (рисунки, аппликации, лепка).
Выставка рисунков и фотографий птиц, выполненных совместно детьми и родителями.
I этап Подготовительный
1. Изучение литературы по проектной деятельности.
2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, энциклопедий с зимующими птицами, иллюстраций и репродукций.
3. Обогащение развивающей среды:
- книжный уголок – внесение книг про птиц, иллюстраций и наглядных пособий, открыток, плакатов, фотографий;
- в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; схемы для составления рассказов «Я о птичке расскажу»
- в игровую зону – маски, элементы костюмов птиц;
- зона ИЗО – раскраски с изображением зимующих птиц, материалы и образцы для штриховки, творческих работ, шаблоны для обведения и вырезания;
- подготовка средств ИКТ- сопровождения - звуки «Голоса птиц», презентация о зимующих птицах
II этап Практический
Непосредственно образовательная деятельность
Речевое развитие
Формирование связной речи и лексико-грамматических категорий.
Тема: Зимующие птицы.
Программное содержание:
Образование множественного числа существительных И. п, Р. п. (д/у «один-все-много»)
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (голубь – голубок).
Образование притяжательных прилагательных (д/у «чей? чья? чьё? чьи?»).
Образование сложных прилагательных (красногрудый, белобокая)
Образование приставочных глаголов
Согласование существительного с числительным в роде, числе (д/у «сколько птичек?»)
Образование формы Т. п, Р п. (д/у «кого чем накормим?», П. п. (о голубях, про снегирей).
Составление сложноподчиненного предложения с союзом «потому что»
Составление рассказа-описания по опорной схеме
Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира
Тема: «Наши друзья - зимующие птицы».
Программное содержание. Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, воспитывать отзывчивость, сочувствие, доброжелательность, бережное отношение к птицам, желание их подкармливать, развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, воображение, наблюдательность, расширить и углублять знания детей о птицах родного края, их образе жизни, о роли человека в их жизни. Формировать желание заботиться о птицах, любознательность, сочувствие.
Речевое развитие.
Тема: Составление описательных рассказов о зимующих птицах по схеме.
Программное содержание. Развивать грамматическую сторону речи посредствам речевой игры, вызывать у детей интерес к образовательной деятельности через игру, закрепить умение составлять описательные рассказы используя схему, развивать двигательную активность в процессе выполнения физминутки.
Познавательное развитие. Продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: «Совушка-сова» Конструирование совы в технике оригами
Программное содержание. Учить работать с бумагой, преобразовывая её путём складывания. Развивать мышление, воображение и творческие способности детей. Вызвать интерес к экспериментированию с бумагой для передачи особенностей внешности птиц.
Вызвать желание сделать сову в технике оригами.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование. Тема: «Нарисую я синичку».
Программное содержание. Учить рисовать птицу по образцу, передавая характерные особенности строения тела птицы, выполнять цветовое решение окраски перьев. Воспитывать интерес и желание рисовать.
Пластилинография. Тема: «Снегири на ветках».
Программное содержание. Учить наносить клей, нарезать ватный диск и наносить его на поверхность, намазанную клеем. Закреплять умение примазывать пластилин на бумагу в соответствии с контуром рисунка. Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление. Способствовать формированию художественно-эстетического вкуса, аккуратности и умению доводить начатое дело до конца.
Физическое развитие
Включение в физкультурные занятия подвижных игр «Птички и птенчики», «Воробушки и кот», «Поймай птичку», «Птицы, собирайтесь в стаю», «Птицы и лиса», «Совушки», «Птицы и автомобиль».
Режимные моменты
Прогулка
- Организовать наблюдение за птицами предложить детям назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу. Организовать кормление.
- Рассмотреть в группе изображения следов птиц, найти следы птиц на прогулке, по возможности определить, чьи это следы.
- Рассмотреть в группе изображения перьев птиц, найти перышки птиц на прогулке, по возможности определить, чьи это перья.
Беседа.
«Как птицы к зиме готовятся?», «Чем птицы питаются зимой, если нет кормушек», «Кто чем питается? Какой корм нельзя давать птицам?», «Где птицы прячутся от холода?», «Пользу или вред приносят птицы».
Чтение художественной литературы
М. Горький «Воробьишко», А. Яншин «Покормите птиц зимой!», Л. Яхнин «Дятел», В. Бианки «Сова», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», «Сумасшедшая птица»,Н. Сладков «Волшебная полочка», «Кусок хлеба», М. Пришвин «Дятел». Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова, А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Серебрицкий «Берегите птиц»., Б. Павлов «Кто поет в зимнем лесу?».
Заучивание стихотворения З. Александровой «Новая столовая» с использованием мнемотаблицы.
Дидактические игры и игровые упражнен
я.
Лексико-грамматические упражнения.
«Один - все - много»: образование множественного числа имени существительного И. и Р. падежей (ворона-вороны-много ворон,
«Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко,
«Птичий счет»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д. ,
«Скажи наоборот» : упражнение в подборе антонимов-разных частей речи (имен прилагательных, существительных, глаголов, наречий,
«Чьё это перышко?» : образование притяжательных прилагательных,
«Угадай по описанию»: составление загадок-описаний птиц.
«Как птичка летает?»: образование приставочных глаголов
«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой»; «Кого чем накормим?», «У кого какой клюв», «Кто улетел из кормушки?»; «Угадай по контуру»,«Кто как голос подает?», «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Кто где сидит», лото «Птицы», «Угадай по описанию», «4 лишний», «Какая птичка прячется за веткой?»
Продуктивная деятельность
Обведение, штрихование, раскрашивание силуэтов птиц, вырезание из бумаги силуэтов птиц, рисование птиц
Выполнение пластилинографии «Снегири на ветке рябины».
Конструирование из бумаги в технике оригами «Совушка-сова»
Самостоятельная поисковая деятельность детей
Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под деревьями.
Наблюдение и сравнение птиц на кормушках, наблюдение за поведением птиц во время кормления.
Выявление предпочтений в корме синиц, воробьев, снегирей, поиск сходства и различия питания птиц зимой и летом.
Работа с родителями
Рекомендации родител[/i]ям по прочтению дома художественной литературы о зимующих птицах.
Приобщение родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.
Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».
Привлечение родителей к участию в конкурсе рисунков или фотографий птиц.
III этап Заключительный
/i][/h3]
1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о зимующих птицах.
2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей, у детей повысилась способность составлять описательные рассказы о птицах.
3. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
4. Выставка работ в технике пластилинографии «Снегири на ветке рябины».
5. Многие родители активно участвовали в ознакомлении детей с зимующими птицами.