Любовь Похвальнова
Практико-ориентированный проект «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Я и моя семья»
Тип проекта : практико –ориентированный
Продолжительность проекта : кратковременный (1 неделя)
Участники проекта : дети, родители, воспитатель.
Возраст детей: 5 – 6 лет
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект : «Для чего человеку семья? Что я знаю о своей семье».
Обоснование актуальности проблемы:
Публикация «Практико-ориентированный проект „Я и моя семья“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Большое значение для решения этих задач имеет семья. Ведь именно семейные ценности - это те принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Именно в семье у ребенка формируется чувство любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи», о родословной семьи, слабо сформированы представления о профессиях родителей, значимости этих профессий в обществе. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека.
Родители также недооценивают значимость семейных традиций, в воспитании своих детей
Необходимость создания и реализации проекта «Я и моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта :
Способствовать самопознанию ребенка, формированию у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитанию уважения к членам семьи.
Задачи:
Для детей:
1. Формировать у ребёнка позитивное отношение к своему «Я»
2. Помогать ребенку осознавать свои характерные особенности, предпочтения
3. Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, особенностях поведения мужчин и женщин;
4. Сформировать представления о профессии родителей, о родословной;
5. Воспитывать любовь, заботу, уважение к старшему поколению, прививать детям чувство привязанности к семье и дому, учить проявлять заботу о родных людях;
6. Развивать коммуникативные навыки детей;
7. Формировать и развивать у детей навыки творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Для родителей:
1. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности
2. Установление тесного эмоционального контакта с ребенком через включение в совместную деятельность.
3. Поддержать интерес ребенка посредством бесед о семье, семейных традициях и т. д.
Для педагогов (воспитатель, педагог-психолог)
1. Проведение диагностической работы по выявлению знаний детей о своей семье
2. Создание условий, стимулирующих развитие творческую деятельность детей
3. Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта
4. Активизация психолого-педагогической компетентности родителей
Формы работы
С детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций по проекту «Я и моя семья» ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; развлечение; конкурсы; рисование, сочинение рассказов по проекту «Я и моя семья», совместная деятельность с родителями
Продукты проекта :
для детей:
•альбомы «Я и моя семья», «Профессии родителей»
•рисунки «Моя семья»
Совместное итоговое мероприятие с детьми и родителями «Составление генеологического древа каждой семьи»
• для родителей:
•коллажи «Мамина профессия», «Папина профессия»
•Совместное итоговое мероприятие с детьми и родителями «Составление генеологического древа каждой семьи»
•Сбор и накопление материалов по теме проекта.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
•Имеют представления о себе, своей семье, родственных отношениях, распределении семейных обязанностях, семейных традициях
•Дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких и друзей
•Развитие творческих способностей детей, путем осуществления совместной деятельности с родителями.
Для родителей:
•Приобретение родителями психологических знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей
•Укрепление детско-родительских отношений
•Конструктивное сотрудничество педагогов с родителями
Для педагогов:
•Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
•Оценка проекта в целях определения его актуальности.
• Создание системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок - родитель» по данной проблеме.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :
Понедельник
Утро
Коммуникативная деятельность: проект «Моя семья» - углублять представления ребенка о семье и ее истории.
Игровая деятельность Д/и (познание) «Семья» - углублять представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории.
Инд. работа по развитию речи с Соней К. Тимофеем - составление описательного рассказа по картине «Семья».
ООД. ФЦКМ. Тема: «Моя семья»
Прогулка.
На прогулке предложить палочки для рисования на песке «Моя семья на отдыхе»
II половина дня.
Игровая деятельность С\р игра «Семья» - учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений.
Вечер.
Чтение художественной литературы «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.
Д/и «Ценности моей семьи» - углублять представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории.
Прогулка№2
Наблюдение за кошкой с котятами «Кошачья семья» - Рассмотреть взрослых животных и котят. Как мама заботится о своих детях. Выявить их сходства и различия.
Вторник
Утро.
Предложить детям для рассматривания альбом с семейными фотографиями. Расширять словарный запас: дружная семья, родственники, забота, любовь, уважение, защита.
Игра малой подвижности. «Как у дедушки у Трифона» - упражнять в согласовании танцевальных движений со словами.
ООД. Развитие речи. Тема «Моя семья и я»
ООД. ФЦКМ. Тема: «Какую одежду носят мои мама и папа. Свойства ткани»
Прогулка
Познавательно – исследовательская деятельность. Наблюдение за работой дворника. Расширять знания детей о труде взрослых осенью - результатах труда, его общественной значимости. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
II половина дня.
ООД. Рисование. Тема «Как я с мамой и папой иду домой»
ДИ «Назови ласково»
Вечер.
Театрализованная игра по сказке «Айога»
Игровая деятельность. Предложить детям построить автобус для семейных поездок на отдых. Учить договариваться о предстоящей игре, обсуждать сюжет, подбирать атрибуты. Воспитывать в игре дружеские взаимоотношения.
Чтение стих-я «Родня»
Прогулка №2
Работа с родителями. Беседа с родителями о пополнении портфолио: «Генеалогического древо моей семьи».
Среда
Утро.
Коммуникативная деятельность Ситуативный разговор «Что радует и огорчает моих родителей» Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, какие поступки ребенка их радует, как они об этом говорят. Что огорчает? – воспитывать любовь к своим родным.
ООД. Развитие речи. Тема: «Трудолюбивая семья».
Прогулка№1
Целевая прогулка в парк. Наблюдение за родителями гулящими с детьми. Уточнять и расширять представления детей о семье, родственных отношениях. Развивать образную память, умение анализировать и делать самостоятельные выводы. Учиться понимать проявление теплых отношений в семье.
II половина дня.
ООД. Рисование. Тема: «Укрась платочек ромашками для бабушки».
Вечер.
Чтение художественная литературы. Чтение Толстого «Бабушкины руки». Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
Игровая деятельность С\р, строительные игры «Дом для моей семьи» - развитие опыта детей в конструктивной деятельности, закрепить представления о фронтальном проецировании строительных деталей, знания о частях постройки (дом, умение анализировать чертеж.
Инд. работа с Ш. Егором, Катей и К. Тимофеем - расширять представления детей о профессиях их родителей.
Прогулка №2
Самостоятельная деятельность. Игры с куклами разного пола - формирование гендерной принадлежности.
Работа с родителями. Напомнить родителям Софии и Саши о вечерней прогулке с детьми по городу, о наличии светоотражающей повязки у ребенка. Воспитание любви к своему городу, малой родине, патриотических чувств.
Четверг
Утро.
Пальчиковые игры: «Моя семья», «Наш малыш», «Пальчики здороваются». Продолжать развивать мелкую моторику, соотносить слова с действами.
Ситуативное общение «С кем я живу» - углубить представления о семье и её истории. Формированиеуважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье; формирование гендерной, семейной принадлежности.
Д/И «Придумай слово»
Прогулка№1.
Ситуативное общение «Как помочь маме, если везде лежит мусор» - Воспитывать уважение к старшим и их труду. Проявлять желание помочь им.
Вечер
Коммуникативная деятельность. Рассматривание иллюстраций на тему: Профессия моих родителей. Отметить с детьми, что каждая профессия важна. Пополнять знания детей о труде взрослых.
С/Р игра «Мы едем в гости» - развивать у детей самостоятельность, умение распределять роли (мама, дочь, сын и т. д., готовить игровое место. Воспитывать доброжелательные отношения.
Чтение Бажова «Серебряное копытце» - учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, сопереживать героям произведения. Воспитывать уважение к своей семье и близким людям.
Прогулка №2.
Работа с родителями. Порекомендовать родителям записаться с ребенком в детскую библиотеку, приобщать детей к книге. Воспитывать бедующего читателя.
Родителям Артема и Ксюши рекомендовать обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д., показывать на собственном примере как нужно применять эти слова.
Пятница
Утро.
Коммуникативная деятельность Рассматривание фотографий «Традиции и увлечения семьи» - закреплять представления о родственных отношениях в семье, её традициях, увлечениях. Делиться своими впечатлениями.
Д/и (познание) «Все заняты делом» - развивать логическое мышление, Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
ООД. Аппликация. Тема: «Аквариум с рыбками для моей любимой бабушки»
Прогулка№1.
Наблюдение за живой природой (животный мир) Наблюдение за собакой. Предложить вспомнить, что ребята знают о волке. Чем волк отличается от собаки. Закрепить умение выделять сходное и различное в строении и поведении животных. Вспомнить, что у животных есть своя семья. Поговорить о том, как животные заботятся о детенышах.
II пол, дня.
С\р игра «Семья», «Магазин» - учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать
Вечер
Коллекционирование «Бабушкин сундук» (семейные реликвии).
Творческие мастерские «Сувенир для мамочки».
Чтение художественной литературы «Как Маша стала большой» Е. Пермяк; «Я с бабушкой своею» Л. Квитко.
Совместное итоговое мероприятие с детьми и родителями «Составление генеологического древа каждой семьи»