Елена Кулик
Проект «Создание агрокомплекса «Теплица» с детьми старшего дошкольного возраста на базе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Экология стала одним из главных направлений развития системы образования в России. Однако, совершенно очевидно, что обучить дошкольников экологии только на занятиях совершенно невозможно. Необходимы экскурсии на природу, как сохранившуюся в естественном состоянии, так и в разной степени преобразованную человеком и работа в лаборатории. Учитывая условия рыночной экономики, положения Концепции модернизации образования, мы выбираем особый подход к развитию у дошкольников потребности трудиться. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.
Публикация «Проект „Создание агрокомплекса „Теплица“ с детьми старшего дошкольного возраста на базе ДОУ“» размещена в разделах
Теплица, которая будет находиться на территории детского сада, является живой лабораторией. Это источник познаний природы. Здесь расширяются, углубляются, закрепляются знания воспитанников о культурных растениях, их биологических особенностях и технологий выращивания. Вместе с воспитателем дошкольники смогут вырастить растения, ухаживать за ними, получат конкретные представления об их росте и развитии. Работа в теплице позволяет детям приобрести полезные трудовые навыки. Наличие огорода способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. В процессе ухода за растениями у них вырабатываются умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями, формируется бережное отношение к природе.
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости экологически чистых овощей на жизнедеятельность человека. Содержание проекта расширено за счет вовлечения педагогов ДОУ в образовательный процесс. Формирование готовности к труду, исследовательская деятельность осуществляются в ходе практических занятий на опытно-экспериментальном участке. Воспитатели ДОУ, в целях расширения спектра практических возможностей дошкольников, вышли с предложением о создании теплицы на территории ДОУ.
Цель: Повысить у 87 детей в возрасте от 4 до 7 лет уровень познавательного интереса к предметам естественно-биологического цикла до 95%, с целью развития практических умений по выращиванию овощных и цветочно-декоративных растений, посредством создания мини-агрокомплекса «Теплица» в МБДОУ ДС №123 «Тополёк».
Задачи.
- Сформировать представления об овощных и цветочно-декоративных растениях; представления о специфике сельскохозяйственного труда.
- Расширить практические умения дошкольников в работе с простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями.
- Обеспечить экологическое воспитание и развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.) в опытно-экспериментальной деятельности.
- Создать условия для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс и комплексного благоустройства территории детского сада.
Пути достижения цели
1. Изучение литературы по данной тематике
2. Наличие участка на территории детского сада для создания мини-огорода
3. Приобретение теплицы
4. Наличие посадочного материала
5. Вод обеспечение мини-огорода и теплицы
6. Наличие огородного инвентаря и материалов по уходу за растениями
7. Создание декоративного материала для оформления ми-огорода.
Методы и этапы реализации проекта
Подготовительный этап
• Определение идеи мини-огорода на участке детского сада. Подготовка планов, эскизов, чертежей мини-огорода, теплицы.
• Обсуждение цели и задач проекта
• Определение перечня растений для огорода.
• Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности, приобретение семян, контейнеров для рассады, инструментов для работы на огороде.
• Подбор необходимого материала для создания мини-огорода.
Основной этап
• Создание мини-огорода и теплицы (расчёт сметы, создание схемы, планирование зон для посадки и закупка материалов).
• Завоз плодородной почвенной смеси и дренажа.
• Закупка тепличного садового инвентаря (лопаты, рыхлители, перчатки, лейки, грабли, ведёрки, плёнка).
• Приобретение посадочного материала семян цветов и овощных культур.
• Посев семян цветочных культур для рассады – апрель 2020г.
• Уход за посевами.
• Пикирование рассады.
• Высадка посадочного материала и посева семян овощных культур в закрытый и на открытый грунт.
• Уход за посадками в закрытом и на открытом грунте.
Заключительный этап
• Уборка мини-огорода, подготовка почвы к осенне-зимнему периоду.
• Подведение итогов
• Презентация мини-огорода
Результаты проекта.
Ожидаемый результат этого проекта – у 87 детей в возрасте от 4 до 7 лет повышен уровень познавательного интереса к предметам естественно-биологического цикла до 95%. Посредством создания мини-агрокомплекса «Теплица» ДОУ реализованы следующие задачи:
- Сформированы представления об овощных и цветочно-декоративных растениях; представления о специфике сельскохозяйственного труда.
- Расширены практические умения дошкольников в работе с простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями.
- Обеспечено экологическое воспитание и развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.) в опытно-экспериментальной деятельности.
- Созданы условия для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс и комплексного благоустройства территории детского сада.
К окончанию проекта :
1. У детей должны сформироваться представления о специфике сельскохозяйственного труда, познавательный интерес к экономике и сельскому хозяйству, уважительное отношение к сельскому труду; знания и навыки по выращиванию растений в теплице : выращивание рассады из семян; пикировка растений в отдельные горшки; пересадка растений в теплицу; рыхление почвы; умение различать сорняки и культурные растения; умение определять необходимость полива; умение определять спелость овощей.
2. В ДОУ будут созданы необходимые условия для организации выращивания с детьми дошкольного возраста растений в теплице : приобретена теплица, закуплены плодородная земля, детский садово-огородный инвентарь для детей, создан мини-агрокомплекс «Теплица» на территории детского сада: опытно-экспериментальный участок (отдел овощных культур, отдел цветочно-декоративных растений; отдел лекарственных растений).
3. Вызван интерес у родителей и педагогов к проблемам выращивания огородных растений воспитанниками ДОУ, что станет новым этапом в развитии отношений между детьми и взрослыми.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Элементарные экологические знания, полученные детьми в дошкольном возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности; помогут сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию; помогут в определении будущей профессии. Функционирование мини-агрокомплекса «Теплица» будет способствовать комплексному благоустройству территории детского сада.