Светлана Чувашова
Проект «Властелины времени» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшего дошкольного возраста
«Властелины времени»
Подготовила Чувашова С. А. воспитатель подготовительной группы
Вид: монопредметный, по предмету области – математический, по форме – практико-ориентированный.
Тип: познавательный, групповой, краткосрочный (1 неделя).
Публикация «Проект „Властелины времени“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда). Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.
Вид: монопредметный, по предмету области – математический, по
форме – практико-ориентированный.
Тип: познавательный, групповой, среднесрочный (1 неделя).
Цель: систематизировать и обобщить знания детей о временных
отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда).
Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с
моделями часов.
Задачи:
развивающие:
-развивать интерес к математике, представление о времени.
-развивать навыки использования в речи слов, обозначающих
временные категории, развивать поисковую деятельность, творческую
активность;
обучающие:
- научить определять время с помощью часов суток, часов недели,
часов месяцев:
воспитывающие:
- расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и
назначением часов. Воспитывать желание «беречь» время.
Интеграция образовательных областей: познание, творчество,
социализация, коммуникация, развитие речи и др.
Основные формы деятельности детей: совместная с педагогом,
совместная с родителями, совместная со сверстниками, самостоятельная.
Методы и приемы: метод проекта (создание «машины времени»,
объяснительно - иллюстративный (работа с методическим материалом,
литературой по данной теме, объяснение педагога, познавательные задачи,
рассказы,
Обеспечение проекта
Материально-техническое и учебно-методическое:
• Наборы для работы: картон, цветная бумага, альбомы,
фломастеры, ножницы, клей и др.
• Детская художественная литература;
• Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени.
• Модели часов различных временных промежутков.
• Дидактические игры на развитие ориентировки во
времени.
Этапы проведения:
1. Мотивация и постановка цели:
Мотивация воспитанников:
Зачем же нам нужно время? Когда мне было 7 лет, мама подарила мне
волшебные часы. Вместо цифр у них красивые цветы, а стрелочки - две
волшебные палочки. Циферблат необычного перламутрового оттенка, и даже
ночью он весь светится и переливается изнутри.
Но главный их секрет в том, что в цветочках живет прекрасная фея. Мы
с ней сразу подружились. Она мне помогает во всех моих делах: напоминает,
когда надо просыпаться, делать уроки, идти в сад. Не забывает фея и про мой
отдых: мы вместе рисуем, читаем, гуляем. Вот такая замечательная подружка
есть у меня. И я никогда не расстаюсь ни с ней, ни со своими волшебными
часами. Кто хочет подружиться с прекрасной феей и узнать, как же она
узнает время? Кто готов узнать секрет времени?
Формулировка цели:
Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь
все события в окружающем нас мире протекают во времени!
Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг!
Причем "течет" время всегда только в одном направлении — от прошлого к
будущему. Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить.
Древние греки считали, что рядом с людьми струится невидимая река,
которая навсегда уносит дни, недели, месяцы и годы. Они назвали эту реку
Летой — рекой времени.
Формулировка проблемы:
Давайте немного поразмышляем о времени и попробуем с Вами
ответить на вопрос, что же такое ВРЕМЯ? Что может дать нам время? И для
чего же оно нам всё таки нужно?
Введение в игровую (сюжетную) ситуацию:
Дети! Сегодня я прочитала очень интересную сказку и хочу поделиться
ею с вами.
Сказка про время
Однажды время залетело в парк, где было полно цветов, росли высокие
кусты роз и нежно пахло жасмином. Время присело на скамейку и решило
немного отдохнуть. Вокруг по дорожкам бегали ребятишки, катались на
велосипедах и самокатах, играли в классики, а девочки прыгали через
веревочку. Один мальчик лепил из песка высокий дворец и украшал его
камешками.
Время обратило внимание на малыша. У него такие ясные большие
голубые глаза, пухлые ручки и ножки, вьющиеся волосы — настоящий
человек!
Время невольно задумалось. А ведь этот малыш скоро вырастет и
станет нескладным подростком. Потом похорошеет, окрепнет и превратится
в прекрасного юношу. Много девушек станут сохнуть по нему. Но он
выберет одну самую очаровательную и милую. Они поженятся, у них родятся
дети. А когда дети вырастут, то у них появятся свои дети, и наш
ангелоподобный малыш превратится в дедушку. Его лицо изрежут глубокие
морщинки, он станет плохо слышать, растеряет волосы и зубы.
"Нет, я не хочу, чтобы этот чудесный мальчик стал стариком! —
думало Время. — Вчера я залетал во дворец моей любимой королевы. Она
собиралась на бал. Я помню ее еще совсем молодой, а теперь, из-за меня, она
превратилась в старуху".
Камеристка украсила ее волосы золотой короной, платье королевы
сияло и переливалось бриллиантами, на волосах, в ушах тоже играли дорогие
бриллианты. Даже пряжки на туфлях и те были бриллиантовые.
Королева взяла зеркальце, посмотрелась в него и отбросила от себя.
— Время! Безжалостное время превратило меня из юной красавицы в
отвратительную старуху. Даже чудесные камни не способны больше
украсить меня! Ненавижу время! Остановить его не в силах никто!
Время, очень грустное, незаметно вылетело из дворца. На глазах его
блестели слезы, ему было жалко старую королеву.
Время тряхнуло головой, чтобы отогнать неприятное воспоминание.
— Неужели, я не смогу сделать так, чтобы прелестный малыш в парке
не стал стариком?
Полечу-ка я, пожалуй, к волшебнику, что живет в замке из хрусталя на
высокой-превысокой горе, и спрошу у него совета.
Время так и сделало.
Старик-волшебник ласково принял его, выслушал рассказ и достал из
темного дубового шкафчика склянку с прозрачной жидкостью.
— На, возьми! Завтра отправляйся в парк и брызни на малыша ровно
три прозрачные капли. Посмотришь, что будет!
Время поблагодарило волшебника и утром снова оказалось в парке.
Светило солнце, на площадке играли дети.
Время брызнуло на малыша ровно три капли заколдованной жидкости.
Они попали ему на головку.
— Ай! Пошел дождь! — воскликнул ребенок.
— Нет никакого дождя, тебе просто показалось, — заметила его
подруга, и они продолжали играть.
Между тем время шло, иногда оно залетало в парк и замечало, что
окружающие малыша дети за лето вытянулись, подросли, а он все оставался
таким же.
Прошел год. Как-то весенним днем Время залетело в парк. Его
любимец все так же играл совочком и формочками в песок, а другие дети уже
вовсю гоняли на роликовых коньках и велосипедах, играли в мяч.
Они росли, а многие из них уже собирались осенью в школу. Прошло
еще несколько лет. Товарищи малыша давно выросли, а он играл уже с
другими крохами, все такой же голубоглазый и кудрявый. Время снова
присело на скамейку и глубоко задумалось: "Что же ждет моего любимца?
Он так и останется навсегда малышом? Не будет учиться в школе, не
встретит красивую невесту, у него не появятся ни дети, ни внуки.
Как много всего интересного пройдет мимо него!
Нет! Пусть его жизнь идет так же, как у других людей. В этом и
состоит ее великая мудрость!"
Время снова достало сосуд с волшебной жидкостью и брызнуло
малышу на лицо три золотые капельки. На следующее утро мальчик вскочил
с кровати и не узнал себя: его пижама тала ему совсем мала, а ноги не
влезали в тапочки.
— Мамочка! Смотри скорей, что со мной случилось! Я вырос!
— Да, сынок, слава богу! Ты вырос ровно за одну ночь! Пойду и куплю
тебе новую одежду. Думаю, ты скоро пойдешь в школу.
Формулировка задач:
1. Создать творческую мастерскую в группе
2. Определить время и правила ее посещения
3. Разрешить каждому попробовать в творческой узнать, что же такое
время и как оно работает
Вхождение в проблему:
Ребята! Что такое часы, как вы думаете? (механизм, который придумал
человек, чтобы измерять время)
Для чего человеку нужны часы? (чтобы не проспать в д/с, на работу,
никуда не опаздывать, вовремя включать телевизор и др.)
Воспитатель: мы отправляемся на выставку часов (слышится звук
тиканья часов)
Посмотрите, тут много разных часов. Вот часы висят на стене, значит
они. (настенные)
А эти стоят на столе, значит они. (настольные)
Эти часы, человек носит на руке, они (наручные) А вот эти часы
необычные, старинные, их носят в кармане (карманные)
Есть часы, которые стоят на полу, они (напольные)
Даже на башне Кремля есть часы (башенные) Это часы по которым
можно узнать время, если следить за цветами (цветочные)
А эти часы измеряют время с помощью солнца (солнечные)
В этих часах отмеряет время вода (водяные)
А эти часы точные! В них песчинки текут- Секунды бегут! Как
песчинки собрались, Холмиком улеглись В колбочке из стекла Так и минута
прошла. Какие это часы (песочные)
А есть и новые Часы неугомонные!Только раз их заведи, Заведешь и
год ходи! (Электронные)
-Молодцы ребята! Вы знаете, какие бывают часы.
Поиск формы реализации проекта :
Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Где мое место, «Что раньше, что
потом?», «Который час», «Режим дня»
• Подвижные игры: «Ходят стрелочки по кругу»
• Зрительная гимнастика: «Часики»
• Игра опыт «Молчанка»
Познавательное развитие:
• Словесная игра «Продолжи предложение»
• Игровое упражнение «Найди и обведи»
Художественно-творческая деятельность:
• Поделки на тему: «Часы будущего»
• Коллективное рисование: «Дни недели»
• Изготовление деталей для «машины времени»
Развитие речи:
• Словесная игра «Продолжи предложение»
• Чтение: Шварц «Потерянное время»
• Сказка «Старое доброе время»
Анализ и самоанализ:
Ежеднневная беседа и фиксирование продвижения работы
Коллективная реализация проекта, его демонстрация, рефлексия:
• выставка машин времени
• подведение итогов конкурса на лучшую машину времени
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
• Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
• Подбор материалов для реализации проекта.
• Изготовление дидактических игр.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной
теме
2 этап. Выполнение проекта
• Изготовление «деталей» машины.
• Конструирование модели «машины времени».
• Систематизация знаний о временных отношениях.
3 этап. Результаты
• Презентация проекта в форме демонстрации работы
«машины времени».
• Подведение итогов и анализ работы.
Список литературы:
1. Безруких М. М. ,Филиппова Т. А. Время. Часы// М. : Издательство
«Ювента»,2004
2. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей
дошкольного возраста : кн. для воспитателя дет. сада. -М. :Просвещение,1991
3. Шорыгина Т. А. «Беседы о пространстве и времени»,ТЦ «Сфера»,2009
4. https://www.razumniki.ru/obuchenie_dni_nedeli.html
5. Радуга: программа и руководство для воспитателей сред. группы дет. сада
[Текст] / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. ; сост. Т. Н. Доронова.
- М. : Просвещение, 1999. - 208 с.
6. Глаголева, Л. В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ
[Текст] / Л. В. Глаголева. - М. : Просвещение, 1990. - 234 с.
7. Метлина, Л. С. Математика в детском саду [Текст] / Л. С. Метлина. - М. :
Просвещение, 2004. - 246 с.
8. Носова, Е. А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста.
Использование игровых методов при формировании у дошкольников
математических представлений [Текст] / Е. А. Носова. - Л. : Педагогика, 2000.
- 235 с.
План реализации проекта
Утренняя беседа Занятие Прогулка Работа с родителями
Понедельник -Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»;
Занятие «В мире часов»
Предшествующая работа: рассматривание серии картинок «части суток», «времена года», «режим дня школьника».
Цель:
-уточнить представления детей о частях суток и временах года,
-способствовать накоплению опыта при изучении времени,
-вызвать интерес к изучению времени;
-развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление -Дидактические игры «Где мое место, «Что раньше, что потом?»
Обсуждение конструкции «машина времени».
Консультация для родителей «Потерянное время»
Вторник -Беседа о разных видах часов, о строении часов, о значении часовой и
минутной стрелки.
«Дело мастера боится»
Цель:
-расширить знания детей о многообразии часов, их строении.
-воспитывать уважение к людям разных профессий.
-Знакомство со строением циферблата. -Практикум «Делу время, потехе – час».
Подвижные игры: «Ходят стрелочки по кругу» Беседа с родителями «Как правильно рассказать детям о «времени»»
Среда Просмотр презентации
«Время - какое оно» Калейдоскоп математических игр
«Ориентировка во времени»
Цель:
- развивать представления о времени.
-закреплять знания о сутках, неделе, месяцах.
-поощрять желание играть в математические игры.
-улучшать память, внимание.
-развивать мелкую моторику рук. Дидактическая игра «Что сначала, что потом» Совместно с детьми изготовить модели часов суток, часов недели и часов. года (круги
разного диаметра).
Четверг Беседа «Что мы знаем о времени» -Разучивание стихов о времени.
Творческая мастерская
«Создаем машину времени»
Цель:
-научить отражать абстрактные понятия в конкретных действиях.
-закреплять умение пользоваться режущими и колющими
инструментами.
-развить творческую фантазию. Сказка «Старое доброе время» Привлечь к помощи изготовления «Машины времени»
Пятница Чтение: Шварц «Потерянное время» Заучивание стихов о частях суток и временах года. Защита проекта. Подведение итогов Демонстрация «машины времени».
Цель:
-обобщить знания детей о времени. --совершенствовать умения детей определять время по моделям часов. Подвижные игры «Часики», «Совушка» Демонстрация выставка «Машины времени».
Демонстрация «машины времени».
Машина времени.
-Мы хотим представить вашему вниманию модель Машины времени,
которую мы изобрели в нашей лаборатории.
С помощью М. времени легко ориентироваться в разных временных
интервалах. Каждая деталь этой машины заставляет работать определенный
промежуток времени.
Чтобы узнать, что было год назад, нужно сделать поворот на главном
временном диске против часовой стрелки.
-Год назад мне было 5 лет.
-Год назад я весил 18 кг.
-В прошлом году мой рост был 96 см.
-В прошлом году моей бабушке исполнилось 50 лет.
Чтобы узнать, что будет через 2 года, надо сделать 2 оборота стрелки
вправо, по часовой стрелке.
-Через два года я перейду во 2 класс.
-А мой брат закончит школу.
-Через 2 года Полянке будет 25 лет.
Следующий диск разделен на 12 частей.
-Даша, объясни ученому совету работу этого диска времени.
(В году 4 времени года- осень, зима, весна, лето. В каждом времени
года 3 месяца. А всего в году 12 месяцев.
А зачем нам знать названия месяцев? Можно обойтись без них?
-Нет, нельзя.
-Я родился в марте. Март- первый месяц весны.
-Июнь-середина лета.
-А в сентябре, когда наступает осень, дети идут в школу.
Молодцы, вы все правильно объясняете. Но давайте перейдем к
следующему диску.
-Антон, что означает этот диск?
-Этот диск разделен на 7 разноцветных частей. В неделе 7 дней.
Посмотрите, уважаемые коллеги, этот веселый гномик Тик-так
помогает быстрее запомнить дни недели.
Давайте расскажем,что делал гном всю неделю.
-В понедельник добрый гном в красный цвет покрасил дом.
-А во вторник стало вдруг все оранжевым вокруг.
-Желтым все покрасил в среду и успел он лишь к обеду.
-А четверг зеленый весь. Он принес такую весть.
-В пятницу стал дом другим - словно небо голубым.
-А шестой был день - Суббота. Синий цвет - его примета.
-В воскресенье гномик отдыхает дома. А фиолетовая краска ему
расскажет сказку.
Что мы еще можем узнать по нашей машине времени?
-Мы можем узнать о частях суток.
-Сутки это-утро, день, вечер, ночь.
А зачем нам знать их?
-Чтобы соблюдать режим дня.
-Чтобы знать, когда начинаются занятия.
-Когда мы ложимся спать.
Последний диск нашей М. времени это - Часы. (Хором).
-Которые отсчитывают часы, минуты, секунды.
Мы много говорили о значении часов в жизни человека.
Где можно увидеть часы?
-Дома. В детском саду. В группе. В телефоне. В машине. На вокзале.
На Спасской башне Кремля и т. д.
И люди не могут обойтись без часов в современной жизни.
Стих. «Часы».
Часы секундам счет ведут,
Ведут минутам счет,
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
За часом час, за годом год,
Часы всегда идут вперед.
Все надо делать по часам
Тогда доволен будешь сам.
Итоги:
- Ребята, что нового узнали?
- какие бывают часы?
- зачем нам нужны часы и зачем нужно понимать время?
- какая стрелка часовая, какая минутная?
- в каком направлении двигается стрелка часов и т. д?
Приложение
1. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Цель.
Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.
Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что,
поэтому
Набор включает серию парных картинок с изображением простых бытовых
сюжетов. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием
изображенного на картинках.
Материал может быть использован для усвоения предложно-падежных
конструкций.
Методическое сопровождение
К 3,5 годам в норме дети понимают простые причинно-следственные связи.
Но масса детей, имеющих речевые нарушения, испытывают трудности в
понимании не только логико-грамматической конструкции, но и самих
причинно-следственных отношений, которые эта конструкция обозначает.
Из-за отсутствия умения определять причины и следствия произошедшего,
дети неправильно строят фразу, неверно используют словосочетание
«потому что», «из-за того что» и т. п.
Данная серия парных картинок содержит причину и следствие. К ним
прилагаются карточки со словами-связками «потому что», «из-за того что»,
«поэтому».
Пары картинок предлагаются по усложнению: сначала очевидные следствия
и причины, затем более сложные.
1. «Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».
2. «Мальчик попал под дождь» и «Мальчик мокрый».
3. «Маша упала» и «Маша плачет».
4. «Маше подарили куклу» и «Маша рада».
5. «Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа в синяках».
6. «Маша ест снег» и «У Маши болит горло».
7. «Вася дразнит собаку» и «Собака кусает Васю».
8. «Петя едет на велосипеде и смотрит па ворону» и «Петя упал с
велосипеда».
9. «Антон проткнул Васин шарик острой палочкой» и «Шарик у Васи
лопнул».
10. «Пете холодно» и «Петя надел теплую куртку».
Ребёнку предлагается пара картинок, составляющих причинно-следственную
последовательность; он должны определить, что было сначала, а что – потом.
Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину
(например, «Миша неаккуратно наливал сок», а в левую – картинку-
следствие («На столе лужа») и спрашивает, чё тко проговаривая: «Что было
сначала – на столе появилась лужа или Миша неаккуратно наливал сок?»
После этого он говорит, как правильно должно звучать предложение.
Начинать следует, выстраивая картинки в прямой последовательности:
сначала причина, а потом следствие, и соответственно первым нужно
использовать союз «поэтому».
И лишь после того, как ребёнок освоит эти конструкции, можно переходить к
предъявлению обратной последовательности: сначала следствие, а потом
причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок».
Вводить союзы следует постепенно. Если ребёнок умеет читать, между
картинками в нужном месте ставится карточка с соответствующим словом
или словосочетанием.
2. Игра «Поставь правильно время на часах»
Прочитать детям шуточное стихотворение:
Кот Антипка жил у нас,
Он вставал с лежанки в час,
В два на кухне ел сосиски,
В три — сметану ел из миски
Он в четыре умывался,
В пять по коврику катался,
В шесть тащил сельдей из кадки,
В семь играл с мышами в прятки,
В восемь — хитро щурил глазки,
В девять — ел и слушал сказки,
В десять — шел к лежанке спать,
Потому что в час вставать.
Воспитатель: Ребята поставьте на часах стрелки так, чтобы они показывали
время в соответствии с текстом стихотворения. Вызываю по одному к доске:
«В два на кухне ел сосиски». (Два часа.)
«В семь играл с мышами в прятки». (Семь часов.)
«В восемь хитро щурил глазки». (Восемь часов.)
«В десять –шел к лежанке спать»(Десять часов)
В о п р о с ы. Сколько времени было на часах, когда кот ел сметану? (Три
часа.)
Сколько времени было на часах, когда кот тащил сельдей из кадки? (Шесть
часов.)
3. Игра «Короче – длиннее»
Воспитатель: ребята, определите какой отрезок времени является более
длинным, более протяженным. Слушайте внимательно, думайте, потом
отвечайте.
Один час или 2 часа? Что длиннее - неделя или месяц? Пять часов или одни
сутки? Семь суток или одна неделя? 12 месяцев или 1 год? Тик-так: Молодцы
ребята!
4. Игра опыт «Молчанка»
Воспитатель: А хотите, мы проведем опыт?
Как вы считаете 1мин - это много или мало времени. (много)
Давайте проверим Я предлагаю вам помолчать одну минуту. Песок в
песочных часах будет сыпаться ровно одну минуту.
Соня следит за временем, как только последняя песчинка упадет, подай нам
сигнал «Стоп игра». Один, два, три.
Как вы считаете 1мин - это много или мало времени. (много)
А теперь за 1 мин попробуем нарисовать портрет нашего друга. За временем
буду следить я.
Один, два, три.
А сейчас, 1 минута- это много или мало времени.
Мало времени, мы не успели нарисовать портрет.
Воспитатель: Ребята, когда мы заняты делом, время проходит быстро, а
когда мы просто сидим и молчим, время тянется долго. Поэтому люди
придумали пословицу «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
А вам в детском саду скучно? (Нет)
Тик-так: Ребята, отгадайте - ка мои загадки
Воспитатель: Друзья мои, я предлагаю вам перейти на ковер.
1) Я напрасно не стучу,
Когда надо - разбужу. (будильник)
2) Цифры все блестят, сверкают
Они точно знают суть,
Быстро время ты узнаешь
Лишь на него спиши взглянуть. (циферблат)
3) Хвост на месте лежит,
Г олова вокруг бежит. (стрелка часов)
5. Игра «Который час?»
Воспитатель называет определенное время. Дети на своих часах двигают
стрелки, устанавливая их на указанный час.
Воспитатель: Покажите на своих часах 2 часа.
Воспитатель: Попробуйте показать 1 час. Куда показывает минутная
стрелка?
Дети: Минутная стрелка показывает на 12.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?
Дети: Часовая стрелка показывает на 1.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я вам расскажу историю появления
часов. Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.
Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу.
Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Однажды
человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются,
становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и
придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг него начертил круг и
разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце
всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти
часы солнечными. Солнечные часы показывали время только в солнечный
день, ночью они не работали. (Показ иллюстрации солнечных часов)
Как вы думаете, удобны ли такие часы?
Дети: Нет, так как эти часы показывали время только в солнечную погоду.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Такими часами люди пользовались недолго и
придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый
день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду.
На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и
времени прошло. Но …прошло время, и водяные часы перестали устраивать
человека. Чем они были не удобны? (Показ иллюстрации водяных часов)
Дети: В них надо постоянно подливать воду.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок, он есть один
И бог, и царь, и господин.
Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов). Они показывают
время и днём, и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок
и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединили
между собой. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего
пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок, значит, прошло
определенное количество времени. Их до сих пор используют в
поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные
процедуры, но узнать который час по ним нельзя.
Как вы думаете, а такими часами удобно пользоваться?
Дети: Нет, так как эти часы надо все время переворачивать.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Ребята, часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1 минуту.
Их нужно через минуту переворачивать. А как вы думаете, одна минута – это
много или мало? Сейчас мы проверим, много ли это - 1 минута.