Махмутова Рамзия Шагизяновна
Проект «Сотрудничество с семьей по оздоровлению дошкольников к основам здорового образа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект; «Сотрудничество с семьей по оздоровлению дошкольников к основам здорового образа жизни».
Сравнительный анализ 5- ти образовательных программ дошкольного образования.
(Программа «Детский сад – Дом радости» Н. М. Крыловой. Программа «От рождения до школы», М. А. Васильевой. Программа «Истоки», Л. А. Парамоновой. Программа «Детство», Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. Программа «Радуга», Е. В. Соловьевой)
Выполнила:
Махмутова Рамзия Шагизяновна, воспитатель
высший категории, МБДОУ д/с
Публикация «Проект „Сотрудничество с семьей по оздоровлению дошкольников к основам здорового образа жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
«Калинка» поселка Федоровский Сургутского
района Ханты-Мансийского
автономного округа-Югры
Тюменской области
п. Федоровский 2018 год
Введение
Семья – это социальный институт воспитания. Именно в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Семейное воспитание – это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей. Таким образом, современные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, предполагают создание системы диалогического общения через реализацию личностно – ориентированного подхода на основе социального партнерства.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения. И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ. Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
Данная программа разработана в соответствии с основными нормативно – правовыми документами по дошкольному воспитанию :
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
Федеральный закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. В статье 44 Федерального закона «Об образовании в РФ» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
В концепции дошкольного воспитания сказано, что «семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом». Таким образом, важно чтобы общение музыкального руководителя и родителей базировалось на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. В дошкольной организации ребенок получает музыкальное образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную музыкальную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении.
Актуальность данного проекта работа с родителями тем, что детский сад – это первый вне семейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.
Новизна и практическая значимость Локализация в решение проблемы а не традиционный групповой метод общения родителей с воспитателем.
Ведущая цель проекта- Усовершенствование методов родительских собраний, создание необходимых условий для формирования тесных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально – педагогических ситуаций, связанных с воспитанием и оздоровлением ребенка);
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей :
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания,
• обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Принципы и подходы к реализации проекта
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
• Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
• Преемственность согласованных действий.
• Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
• Индивидуальный подход.
• Сотрудничество, а не наставничество.
• Динамичность.
• Этапность реализации.
Для реализации проекта использовались следующие
Формы работы взаимодействия с родителями:
1. Информационно - аналитические:
Анкетирование
Тестирование
Вопросы – ответы
2. Познавательные:
Родительские собрания
Круглые столы
Консультации
Беседы, дискуссии
Совместное создание предметно-развивающей среды
3. Наглядно-информационные:
Папки-передвижки
Родительский уголок
Фотовыставки
Библиотека-передвижка
Дни открытых дверей
4. Досуговые:
Совместные праздники и развлечения
Дни здоровья
Экскурсии
Выставки, творческие конкурсы
Выставка семейных коллекций и фотографий
Результаты проекта
• Должны увеличится рост посещаемости родителей, участвующие в мероприятиях по педагогическому просвещению;
• у родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей детей, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
• сформируется теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
• Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
• Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогический анализ проблемы познавательного развития детей
Анализ образовательных программ, реализующих образовательную область
«Сотрудничество с семьей по оздоровлению дошкольников к основам здорового образа жизни».
№
Название
программы, Автор
Задачи по познавательному развитию детей
среднего дошкольного возраста
1 Детский сад – Дом радости Н. М. Крылова Главной заботой родителей и педагогов является воспитание и развитие детей. В настоящее время очевидна важность совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи, углубление взаимодействия между семьей и дошкольными учреждениями во всестороннем развитии ребенка. Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и к воспитатель родителей.
В программе «Детский сад – дом радости» Наталья Михайловна Крылова уделяет особое значение работе с родителями, потому что без взаимодействия и взаимопонимания воспитателя и родителей не достигнуть должного результата в воспитании и развитии детей.
И первым пунктом в организации работы с родителями – заключение договора с родителями, где указано, что обязуется осуществлять дошкольное учреждение, какие услуги предоставляет родителям и какие права имеет.
В договоре также прописаны права и обязанности родителей, и ответственность обеих сторон за невыполнение или не надлежащее исполнение обязательств договора и сроки его действия.
На первом родительском собрании воспитатель знакомит родителей с программой «Детский сад – дом радости» Н. М. Крыловой, целями и задачами данной программы, с правилами и ритуалами. После ознакомления с программой и условиями договора, родители заключают договор с дошкольным учреждением, тем самым дав свое согласие на воспитание и развитие своего ребенка по программе «Детский сад – дом радости» и соблюдать все пункты договора.
Вторым пунктом в работе с родителями является участие родителей в жизни группы, в организации предметно-развивающей среды. Это приобретение разноцветной посуды для детей, пошив салфеток для сервировки столов и салфеток для трудовой деятельности, пошив постельных принадлежностей, изготовление разных атрибутов для игр детей, а также участие родителей в подготовке материала и непосредственном участии в проведении занятий познавательного цикла. Н. М. Крылова в своей программе предлагает выделить один день помощи родителей в группе по ремонту мебели, игрушек, подклейки книг, выполнение любой другой деятельности родителей по благоустройству группы в присутствии детей, чтобы дети видели заботу родителей о них не только дома, но и в детском саду. Это повышает авторитет родителей в глазах детей, чувство радости за маму или папу, за их умелые руки. Родители приходят в группу не только трудиться, но и поиграть с детьми в группе и на прогулке, показать свои умения и знания в игре на музыкальном инструменте или просто принести какую-то интересную книгу и почитать, показать какую-то особенную вещь и рассказать о ней детям. Такие встречи сближают детей и родителей. Родители в свою очередь больше узнают о жизни и о деятельности своих детей в детском саду. Способствуют сближению родителей между собой и родителей с детьми в совместных мероприятиях: праздники, спортивные развлечения, посиделки с чаепитием, выставки работ совместного творчества.
Важный ритуал с участием родителей по программе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости» - это день рождения ребенка. К нему готовятся заранее и дети и родители. Родители именинника готовят не только угощение, но и сувениры для всех детей группы, вместе с ребенком своими руками мастерят поделки для «дружочков», чтобы каждый ребенок помнил день рождения (Саши, Даши) и хранил его сувенир дома. А имениннику в день рождения особое внимание, любимые игры, поздравления «дружочков» и особый ритуал проведения праздника с участием родителей. Такие совместные мероприятия помогают объединиться всем участникам педпроцесса: и детям, и родителям и воспитателю. В старшей и подготовительной группах именинники приглашают детей к себе домой в гости (5 человек).
Важен контакт и единые подходы в работе с родителями. Одним из условий работы является информация для родителей, которую несет воспитатель через такие формы работы как уголок для родителей, доска дополнительной информации, консультации, памятки, советы и рекомендации для родителей, консультации и родительские собрания, где решаются совместно вопросы, проблемы группы.
Н. М. Крылова в своей программе предлагает оформить детские работы в отдельные папки для каждого воспитанника, чтоб родитель видел рост и развитие своего ребенка в продуктивной деятельности. И особая информация об успехах и неудачах отдельных детей доводится до сведения родителей через индивидуальные беседы и контакты с родителями данного ребенка.
За время работы по программе «Детский сад – дом радости» по взаимодействию с родителями обозначились не только положительные стороны работы, но и проблемы:
1. Родители невнимательно знакомятся с договором и не полностью выполняют условия и обязанности.
2. Не придают значения индивидуальной работе с ребенком – приходу в утренние часы к установленному времени.
3. Мало обращают внимание на информацию для родителей в родительском уголке.
4. Родители слабо проявляют интерес к воспитанию и развитию своего ребенка и посещению занятий.
5. Трудности с привлечением родителей к оказанию помощи в группе.
Эти проблемы в работе с родителями возникают от того, что родители не относятся с достаточной серьезностью к заключенному договору, как к документу. Права свои помнят, а обязанности нет, или прочитали, расписались и забыли.
Для успешной реализации программы Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости» необходим тесный контакт воспитателя с родителями, чтоб система взаимодействия работала, используя различные формы и методы работы с родителями.
2 Программа «От рождения до школы», М. А. Васильева • Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области); • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
3 Программа «Истоки», Л. А. Парамонова Оказывать родителям (законным представителям) дифференцированную психолого- педагогическую помощь в семейном воспитании детей от двух месяцев до начала их школьной жизни, в том числе, по вопросам инклюзивного образования (в случае его организации). Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей. Вовлекать родителей и других членов семей воспитанников непосредственно в обра- зовательную деятельность дошкольной образовательной организации. Поддерживать образовательные инициативы родителей в сфере дошкольного образования детей
4 Программа «Детство», Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников 1. Познакомить родителей с особенностями физического, социально- личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям ДОО. 2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно- гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице. 3. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально- личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах. 4. Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома. 5. Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире. 6. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности
5 Программа «Радуга», Е. В. Соловьева В сотрудничестве с семьей формируется семейная и тен-дерная принадлежность, развиваются и поддерживаются патриотические чувства детей, осознание принадлежности к своему народу и мировому сообществу.
Включение ребенка в систему социальных отношений об-разует предпосылку для развития его игровой деятельно-сти.
В окружающем мире целесообразно различать мир при-роды и мир человека, включая первоначальные представ-ления социального характера.
В процессе работы формируются ценностные отношения:
• бережное отношение к продукту труда людей;
• уважительное, заботливое и ответственное отношение к природе;
• заинтересованное, эмоционально окрашенное личное эстетическое отношение к произведениям искусства;
• положительное отношение к соблюдению общепринятых норм и правил
Таким образом, в каждой программе рассматривается работа с родителями, так как в условиях, когда большинство семей озабочены решением экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Основной проблемой современных родителей это отсутствие контакта со своими детьми. Зачастую родители не умеют со своими детьми разговаривать. Если родителей воспитывали в строгости, то они будут считать, что детей должно быть видно, однако не слышно, другие же родители просто избегают контакт со своими детьми игнорируя их. Отсутствие общения с детьми в семье может выступить разрушительным моментом в развитии нормальных отношений. Дети могут ощутить себя в изоляции, что спровоцирует их замкнуться, стать раздражительными, они перестанут справляться с проблемами. Важно понять, что разговаривая с детьми на различные темы, вы развиваете отношения между вами, делая их чуточку счастливее, а также снимая излишнюю напряженность.
Верный путь к эффективному общению –это независимо от возраста и проблемы, доброжелательные и уважительные и доверительные отношение к своему ребенку.
Практическая часть
Выявление эффективности работы с родителями в ДОУ в сохранение здоровья ребенка
Проведено профилактические мероприятий:
Медицинским персоналом детского сада:
- комплексное закаливание
- воздушные ванны
- полоскание зева водой комнатной температуры
- обливание рук прохладной водой
- вакцинация
- витаминизация
- кварцевание помещений.
Взаимодействие с родителями
В течение всего учебного года поддерживалось взаимодействие с семьями воспитанников по принципу диалога и сотрудничества.
Содержание работы с семьями реализовалось через разнообразные формы взаимодействия:
Традиционные:
Коллективные (групповые собрания, «Круглые столы», дни открытых дверей)
Групповые (кружки, с родительское собрание для решения локальной проблемы ребёнка)
Индивидуальные (педагогические беседы с родителями, тематические консультации)
Наглядно-информационные: (информационные проспекты для родителей, просмотры разнообразных видов деятельности, видеоматериалы, тематические стенды, выставки детских работ, фото-стенды, выпуски газет) В этом году для родителей начался регулярный выпуск собственной газеты в которой отражаются интересные события, новости, будни и праздники МБДОУ.
Нетрадиционные формы организации были направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду.
Информационно-аналитические: проведение тестовых и социологических срезов, профилактическая работа по проблемам нарушения прав ребенка в семье, совместные проекты и акции.
Досуговые: участие родителей в конкурсах, выставках, проектах, совместные праздники, развлечения
Данные формы работы дают возможность родителям увидеть стиль общения педагогов с детьми, включиться в общение и деятельность детей и воспитателей, что позволяет судить
Наглядно – информационное направление
Наглядно-информационное направление включает в себя:
• родительские уголки
• папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»
• семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»,
• фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»
• фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения»,
• семейный вернисаж «Семья – здоровый образ жизни»,
«Учись быть папой»
• копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
1 Работа по сохранению и укреплению здоровья детей, Питание в МБДОУ осуществляется на основе утверждённого десятидневного меню. В рацион питания включаются все основные
группы продуктов. Дети получают 4 - разовое питание. Во всех группах проводится второй завтрак, включающий в себя сок или фрукты.
Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов из детской поликлиники. Важным этапом
является проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического
развития и снижения заболеваемости детей.
Вывод
Детский сад играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает знания, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Анализ результативности моего опыта показал следующее:
- у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,
- родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями,
- возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.
Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.