Светлана Минаева
Формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Минаева Светлана Васильевна
старший воспитатель структурного подразделения «Детский сад»
МБОУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
«Формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни»
Что может быть прекраснее здоровья? Оно открывает перед человеком неограниченные возможности в труде и отдыхе, в семье и на работе, в общественной жизни. Ощущение здоровья, осознание своих возможностей ощущать мир в его многообразии, не только любоваться им, но и принимать активное участие в его охране и преобразовании – вот где секрет активной позиции человека, фундамент его человеческого счастья.
Публикация «Формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни» размещена в разделах
Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий, а базируется на здоровьесберегающих и здоровьеформирующих составляющих. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым.
В настоящее время в детский сад поступает здоровых детей только 30% и все они нуждаются в укреплении здоровья, в развитии двигательных умений и навыков. Проанализировав заболеваемость детей в детском саду, мы пришли к выводу, что нужно более активно работать над укреплением здоровья своих воспитанников. И задачу сохранения и укрепления здоровья детей считаем приоритетной.
Что касается работы с детьми, то в учреждении используются различные формы и методы для сохранения и укрепления здоровья воспитанников :
1. Режим дня и расписание ООД соответствует нормам СанПИН.
2. Организация питания находится под постоянным контролем со стороны старшей медицинской сестры и администрации.
3. Система оздоровительных и закаливающих процедур.
4. Рациональная организация двигательной активности детей.
5. Формирование представлений о здоровом образе жизни.
6. Ведётся коррекционно-профилактическая работа с детьми.
7. Лечебно-профилактическая работа.
8. Летние оздоровительные мероприятия.
Каждое утро начинается с гимнастики. Занятия под ритмичную, веселую музыку организуют детей, развивают не только координационные способности, но и ловкость, гибкость, пластику. Комплексы утренней гимнастики педагоги подбираю с учетом возрастных особенностей детей и их двигательной активности. При проведении утренней гимнастики педагогами используются элементы гимнастики Питера Кэлдера, которая укрепляет мышечный корсет, формирует фигуру, устраняет слабость и астению. В конце зарядки проводится дыхательная гимнастику, для восстановления дыхания. Массаж ушных раковин, самомассаж, массаж кистей рук. Все эти виды массажа укрепляют здоровье ребенка, поднимают настроение на весь день.
В течение дня педагогами проводится гимнастика для глаз (методика Базарного, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика (Ивановой и Стрельниковой, бодрящая гимнастика после сна. Массаж ушных раковин, самомассаж (Уманской, Динейки). Оздоровительный бег на свежем воздухе (методика Никитиных, хождение по массажным коврикам, солевым дорожкам (Рижский метод закаливания, методика Сигалова, Змановского). Хождение по дорожкам различной структуры и формы в целях профилактики плоскостопия. Массаж махровой рукавичкой. Суджок (терапия безмедикаментозного воздействия на активные точки).
Кроме всего этого педагоги детского сада используют в своей работе нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия, изготовленное совместно с родителями воспитанников: дорожки со следочками, коврики из пуговиц и крышек, деревянных брусочков и цилиндров, каштанов, шишек.
Занятиям в детском саду всегда отводилось особое место. Организованная образовательная деятельность проводится в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Большое внимание уделяется осанке. Во время занятий, педагоги разрешают детям встать, походить, потоптаться на коврике. Важное место отводится физкультминуткам. Для этого у каждого воспитателя имеется картотека физкультминуток, по тематике занятий, проводимых с детьми. Оздоровительные физкультминутки проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей во время занятий.
Важной частью режима считается дневной сон. Перед сном обязательно проветриваем помещение, дети занимаются спокойными играми, проводятся гигиенические процедуры.
После тихого часа и постепенного пробуждения - гимнастика после сна с использованием элементов систем оздоровления Ниши Кацудзо (упражнение для капилляров, «Золотая рыбка», «Смыкание ладоней и стоп», самомассаж, закаливание. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности: ходьба на носках, ходьба по канату, с перекатом с пятки на носок. Катание палки ступней и пальцами ног, захват и подъем пальцами мелких предметов (палочек, карандашей, камушков, шишек, каштанов). Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.
Лечебно-профилактическая работа связана с физкультурно-оздоровительной и осуществляется в тесной взаимосвязи медицинского персонала с педагогами. Проводится профилактика гриппа и ОРЗ. Витаминизация блюд, употребление фитоцидов, изготовление и ношение детьми чесночных кулончиков, вакцинация, утренний фильтр.
В летний период времени в учреждении проводится интенсивное закаливание, воздушные и солнечные ванны, босохождение по «Тропе здоровья», витаминизация, физкультурные досуги и развлечения на свежем воздухе. Физкультурные занятия проводятся на спортивной площадке, в парке, лесной зоне.
В целях пропаганды спорта и здорового образа жизни организуются совместные мероприятия детского сада и ДЮСШ.
С июня 2016 года в структурном подразделении «Детский сад» функционирует кружок «Шагай к здоровью», реализующий муниципальный проект по внедрению финской ходьбы в дошкольные образовательные организации.
Вся вышеперечисленная работа, все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, приспосабливают ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды – словом, учат вести здоровый образ жизни с детства.
Список литературы:
1. Базарный В. Ф. Школа или конвейер биороботов - М., Концептуал, 2015
2. Кацудзо Ниши Золотые правила здоровья – ИК Крылов, 2017, 128 с.
3. Уманская А. А. Щит от всех болезней 1 и 2 – Физкультура и спорт, 2001
4. Щитинин М. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – АСТ, 2016