Валентина Шуваева
Работа с семьей по воспитанию здорового образа жизни дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с семьей
по воспитанию здорового образа жизни дошкольников
/из опыта работы/
Если нельзя
вырастить ребенка, чтобы он
совсем не болел,
то, во всяком случае,
поддерживать у него
высокий уровень здоровья
вполне возможно.
Н. М. Амосов
Публикация «Работа с семьей по воспитанию здорового образа жизни дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – здоровье нации. Коль здоровье – богатство, то его необходимо сохранять.
Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, то есть большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни.
Но главной причиной является культурный кризис общества и, как следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного процесса в целом.
В детском саду одна из главных задач – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья, но не секрет, что благоприятные условия развития, воспитания и обучения ребенка - дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи.
В наши дни дети крайне редко видят должный пример для подражания со стороны близких ему взрослых. Они видят, что взрослые, чтобы не болеть, пьют таблетки, а не занимаются спортом.
Поэтому при работе с семьей в моей группе одной из задач стала задача:
- установление тесного сотрудничества с семьей по вопросам воспитания здорового образа жизни детей.
Со своими детьми я работаю уже шестой год. Когда малыши только что пришли в группу, приглашала родителей осмотреть помещение, где будут находится дети. Во время осмотра обращала внимание молодых мам и пап на то, как с учетом роста детей подобрана мебель, на содержание игровых уголков, спортивного уголка, температурный режим, режим проветривания, подчеркивая, что для правильного психического и физического развития малыша необходимо создавать соответствующие условия.
На родительских собраниях рассказывала родителям о физическом воспитании детей раннего возраста, организовывали выставки: «Одежда малыша в детском саду», «В какие игры мы играем с малышами» и т. д.
Я считаю, что вся работа с родителями, которая проводится в детском, саду полезна и нужна.
Так каждый год, переходя из группы в группу, знакомила родителей с особенностями возраста, режимом дня.
Каждое утро в группе начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. После интенсивных двигательных нагрузок – дыхательные упражнения, т. к. у детей дыхательные мышцы слабые, поэтому такие упражнения очень полезны. Дальше идут пальчиковая, артикуляционная гимнастики, точечный массаж.
На протяжении всего дня слежу за здоровьем детей :
- во время приема пищи, и на занятиях – за сохранением правильной осанки;
- чтобы дети не уставали на занятии, проводим обязательные физминутки;
- за выполнением культурно-гигиенических процедур;
- используем разнообразные по содержанию подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
- в процессе трудовой деятельности, воспитываем привычку поддерживать чистоту и порядок;
- солевое закаливание, босохождение, воздушные ванны, бодрящая гимнастика после сна;
- обязательные прогулки на свежем воздухе и т. д.
Физкультурные занятия, занятия плаванием – еще две неотъемлемые части здорового образа жизни.
Важным и действенным средством здорового образа жизни, я считаю привлечение родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы с детьми :
- мы приглашаем родителей на дни открытых дверей, где родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, занятии, побывать в бассейне;
- проводим совместные праздники – досуги: «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- вместе с детьми родители принимают участие в выставках рисунков на спортивную тематику;
- оказывают помощь в изготовлении необходимого спортивного оборудования.
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей по воспитанию здорового образа жизни детей играет наглядная информация. Местом размещения информации в нашей группе служат папки: «Воспитываем вместе», «Советы психолога», «Советы доктора Айболита». Например, в папке «Советы доктора Айболита» даны рекомендации родителям о том, что одежда детей должна соответствовать температурному режиму, советы по профилактике простудных заболеваний, как правильно проводить точечный массаж. В папке «воспитываем вместе» советы, в какие подвижные игры играть с детьми, как развивать физические качества, воспитывать морально-волевые и т. п.
Есть в нашей группе стенд «Наши успехи и достижения».
Проводя родительские собрания, часто затрагиваем вопросы ЗОЖ детей, где даем советы, рекомендации, родители делятся своим семейным опытом здорового образа жизни.
Еще в средней группе на родительском собрании «Счастливый ребенок – здоровый ребенок», мы проводили анкетирование родителей: наиболее предпочитаемые детьми виды деятельности во время пребывания дома. Занятия рисованием и лепкой (30%, чтение (26%, просмотр телепередач (26%, и т. д. Занятия физическими упражнениями с родителями всего (12%, что не вызывает оптимизма.
Таким образом, нужно искать еще более эффективные способы повышения роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни.