Анна Кошелева
Проект по формированию у детей экологических представлений «Соберем урожай»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность в ДОУ
«Соберём урожай»
“Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”(В. Сухомлинский.)
Публикация «Проект по формированию у детей экологических представлений „Соберем урожай“» размещена в разделах
- Дары осени, урожай. Проекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты
- Урожай
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В современном мире экологические проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования. Природа – это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней и ухаживать.
Актуальность:
Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Теплица, которая находится на территории детского сада, занимает важное место в реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой, воспитании у них интереса и бережного отношения к ним. Теплица является живой лабораторией. Это источник познаний природы. Здесь расширяются, углубляются, закрепляются знания воспитанников о культурных растениях, их биологических особенностях и технологий выращивания.
Вместе с детьми устанавливается зависимость развития и роста
растений от факторов внешней среды и ухода за ними. Работа в теплице позволяет детям приобрести полезные трудовые навыки. Именно здесь, в теплице, формируются отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к земле, к труду.
Цель:
формирование экологической культуры ребенка на основе воспитания
осознанно правильного отношения к природе.
Задачи:
продолжать расширять представления детей о культурных растениях;
учить сопоставлять изменения различных растений на учебно-
опытном участке (теплице);
продолжать формировать представления об основных жизненных функциях
и биологических потребностях и циклах растений как живых организмах;
учить понимать связь между средой обитания конкретных растений и
особенностями их строения;
продолжать формировать представления об основных потребностях различных растений;
- формировать умение использовать наблюдение, как способ познания:
принимать или самостоятельно ставить цель, выдвигать предложения, планировать ход исследования, делать выводы;
совершенствовать трудовые действия по уходу за растениями;
активизировать словарь: название растений теплицы и описаний
характерных признаков;
- развивать связную речь в процессе наблюдений и исследований,
составление описательных рассказов о растениях, отражать в речи
результаты труда;воспитывать гуманно - деятельное отношение к миру природы;
- заинтересовать родителей в продуктивной деятельности с детьми.
Проблема:
Как вырастить урожай овощей в теплице.
Продолжительность проекта : апрель – июль.
Участники проекта :
Дети подготовительной к школе группы
Родители
Воспитатели группы – Кошелева А. А, Овсюк И. В.
Предполагаемые результаты :
1, Формирование представлений о том, как растут овощи, как нужно ухаживать за ними; об условиях их созревания и времени сбора; о способах приготовления из них различных блюд и способах заготовки на зиму.
2. Составление описательного рассказ об овоще с использованием опорной схемы.
3. Подбор интересного познавательного материала о росте таких же овощей на домашних грядках и в теплицах.
Перечень форм и методов реализации проекта
Наблюдение за трудом взрослых на огороде.
Образовательная деятельность в игровой форме.
Трудовая деятельность на грядках.
Дидактические и сюжетно - ролевые игры.
Рассматривание иллюстраций, картин.
Беседы.
Чтение художественной литературы.
Заучивание загадок, пословиц и поговорок.
Работа воспитателя:
1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
2. Составление плана работы над проектом.
Материал:наличие на территории детского сада теплицы;
научно-популярная литература по данной теме;
детская познавательная и художественная литература,
наглядно - иллюстративный материал;
детский садово-огородный инвентарь: лопатки, лейки, грабли, ведерки.
Форма проведения : беседы, экспериментальная деятельность, наблюдения, тематические занятия, дидактические игры
Этапы проектной деятельности :1. Подготовительный;2. Основной; 3. Заключительный
1 этап – подготовительный.
1. Постановка цели и задачи.
2. Определение методов исследования.
3. Составление календарно
-тематического плана.
4. Подбор наглядно-иллюстративного материала по теме.
5. Приобретение детского садово-огородного инвентаря: лопатки, лейки, грабли, ведерки.
6. Подбор художественной литературы по теме.
7. Подбор познавательной литературы.
8. Просмотр обучающих презентаций и мультфильмов.
2 этап- основной
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Выращивание овощей из семян до взрослого растения» ( включает в себя: работа с детьми, работа с родителями; работа с детьми: непосредственно-образовательная деятельность);
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе экспериментальной
деятельности;
самостоятельная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
самостоятельная деятельность детей.
Познавательная деятельность детей по выращиванию овощей:
1. Тематические занятия;
2. Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций и просмотр
мультфильмов;
3. Чтение художественной и познавательной литературы по теме.
4. Наблюдение за ростом растений;
5. Беседы;
6. Создание проблемных ситуаций;
7. Продуктивная деятельность детей.
3 этап- заключительный
1. Посадка
2. Прополка
3. Рыхление
4. Полив
5. Сбор урожая
6. Рисование
7. Лепка/аппликация
Работа с родителями:1. Выращивание и наблюдение с детьми за ростом овощей на личном огороде. 2. Оформление фотоколлаж
Ожидаемые результаты:
К окончанию проекта у детей сформированы :
1. Знания и навыки по выращиванию растений в теплице
выращивание рассады из семечка;
пикировка растений в отдельные горшки;
пересадка растений в теплицу;
рыхление почвы;
умение различать сорняки от культурных растений;
умение определять необходимость полива в данное время;
умение определять спелость овощей
.
2. Создать необходимые условия в ДОУ для организации выращивания с детьми
– дошкольниками растений в теплице:
разработать конспекты;
приобрести теплицу, закупить плодородную землю, детский садово
-огородный инвентарь для детей.
оформить картотеку стихов, загадок, сказок, рассказов об овощах.
создать «Огород на подоконнике»
3. Вызвать интерес у родителей к проблемам выращивания растений детьми.
4. Оформить фотоколлаж на тему :
«Что выросло из семян», «У бабушки на огороде»
Перспективный план работы над проектом
«Выращивание овощей дошкольниками в теплице»
Подпроект 1.«Огород на подоконнике»(месяц -апрель)
месяц мероприятие цель Форма место
АПРЕЛЬ Посев семян на подоконнике (помидор, перец сладкий) в специально подготовленном ящике Вызвать у детей интерес к дальнейшим наблюдениям, привлечь к совместной деятельности совместная деятельность в уголке природы Групповая комната
Наблюдения за всходами Побуждать детей к длительному наблюдению за развитием растений наблюдение за прорастанием
помидора и перца
Групповая комната
Что необходимо для растений, чтобы они были крепкими и зелеными Дать детям знания о
необходимости света,
полива, подкормки. совместная деятельность воспитателя и детей Групповая комната
Подпроект 2 «Путешествие на грядку»
месяц мероприятие цель Форма место
МАЙ Изготовление отдельных горшков к пикировке рассады, посев лука Вызвать у детей интерес к дальнейшим наблюдениям, привлечь к совместной деятельности совместная деятельность в уголке природы Групповая комната
«Для каждого свой домик» (пикировка рассады) Побуждать детей к длительному наблюдению за развитием растений Совместная деятельность по пикировке рассады Групповая комната
Пересадка растений в теплицу Поговорить с детьми о том, как нужно ухаживать за растениями в теплице. совместная деятельность воспитателя и детей Практическая деятельность в теплице
Подпроект 3.«Знакомься, я помидор»(месяц -июнь, июль)
месяц мероприятие цель Форма место
Июнь, июль Рассказать детям о будущем урожае
Сначала цветок, а потом плод» Познакомить детей с растением –помидор, обратить внимание детей на его цветочки и плоды (мелкие и более крупные) Мини-спектакль «Я вкусный и полезный овощ» Детская площадка
«Для каждого свой домик» (пикировка рассады) Познакомить детей с элементарными правилами ухода за растениями Практическая деятельность (рыхление, внесение удобрений, полив в теплице) Практическая деятельность в теплице (полив, подкормка)
Творческий конкурс: Сказка «Синьор-помидор» Формировать навыки совместной деятельности детей с родителями, развивать творчество, фантазию Выставка и презентация книги (плакатов)в группе Групповая комната
Подпроект 4.«Родственник - Чиполино»(месяц -июнь, июль)
месяц мероприятие цель Форма место
июнь, июль «Познакомьтесь, это-лук» Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы Художественное творчество Детская площадка
«Как ухаживать за луком» Познакомить детей с элементарными правилами ухода за растениями Практическая деятельность (рыхление, полив) Практическая деятельность в теплице (полив, рыхление)
Беседа «Чем хорош лук? узнать полезные свойства лука Занятие- опыт- эксперимент: Солнце и лучок. Детская площадка
Подпроект 5.«Как угодить перцу?»(месяц –июль)
месяц мероприятие цель Форма место
июль «Капризный родственник сеньора Помидора» Познакомить детей с разными видами перца. Рассказать об особенностях ухода за капризным овощем. Мини-спектакль театра овощей (решение проблемных ситуаций, наблюдение в теплице, зарисовки Детская площадка
«Еще один житель теплицы» Познакомить детей с элементарными правилами ухода за растениями Практическая деятельность (рыхление, внесение удобрений, полив перцев в теплице Практическая деятельность в теплице (полив,подкормка
«Команда разноцветных братьев» Предоставить детям возможность увидеть различные сорта перца, отличающиеся по форме, цвету, размеру. Выставка –конкурс самых необычных или больших плодов перца Групповая комната
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение, поэтому, я считаю, что большое значение должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
В. А. Сухомлинский говорил: “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.