Олеся Москаленко
Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе «В стране насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе.
Тема: «В стране насекомых».
Дата проведения: 15. 04. 2016 г.
Программные задачи:
1. Формировать представление об особенностях внешнего строения насекомых, о росте, развитии и размножении пчёл и муравьёв;
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе „В стране насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Сообщить о различии в проявлении жизненных функций у данных насекомых;
3. Дать представление об их образе жизни, подчеркнуть неповторимость данных существ;
4. Воспитывать любовь к живой природе.
Методы и приемы: проблемная ситуация, показ презентации, физкультминутка, дидактические игры, рассматривание объекта, вопросы, поощрения, педагогическая оценка.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас детей по теме (муравьиная кислота).
Индивидуальная работа: активировать малоактивных детей.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, картин по теме; чтение энциклопедической литературы; заучивание стихов о насекомых; отгадывание загадок о насекомых; просмотр мультфильмов
Оборудование: мультимедийное оборудование, разрезная картинка божьей коровки; дидактическая игра «Четвертый лишний»; «Летает, прыгает, ходит», «Разрезанные картинки», раскраска с изображением насекомых, Сова, кубики, ведра.
Ход:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня отправимся в сказочный лес, где хозяйничает Мудрая Сова. Итак, закрываем глаза (звучит запись «Звуки природы»). Вот мы с вами и на месте, а вот и сама Совушка. Смотрите, ребята, Сова приготовила для нас стихотворение.
Воспитатель:
Весна пришла, всех разбудила
От зимней спячки, холодов.
Душа проснулась и раскрылась
Весну встречать весь мир готов!
Сова: Ребята, чтобы путешествовать по моему лесу вы должны внимательно рассмотреть знаки и догадаться, что же обозначает каждый знак.
Дети по одному демонстрируют знаки, обозначающие следующее:
1. Не рубить и не резать деревья.
2. Не ловить насекомых и зверей.
3. Не трогать и не разорять птичьи гнёзда.
4. Не топтать грибы.
5. Не топтать цветы и насекомых.
6. Не ломать ветви деревьев.
7. Не разорять муравейники.
Воспитатель: Видите, ребята, оказывается в лесу, мы должны соблюдать определённые правила. Если вы запомните все эти лесные правила и будете их соблюдать, лес станет настоящим вашим другом.
Ребята, а вы рады весне? (ответы детей). А кто еще в природе радуется весне?
С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые. Наша Мудрая Сова приготовила для нас загадки, давайте мы их попробуем отгадать.
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжёлой ношей,
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший!
Без работы хоть убей,
Жить не может… (муравей)
Воспитатель: Правильно, это муравьи. Посмотрите, какие это необычные существа (слайд 1)
Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него? Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Ещё их называют санитарами леса, потому что они очищают лес. А кому еще помогают муравьи? (птицам дроздам) А как? Они чистят им перышки своей кислотой. Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную) А как называют их дом? (муравейник).
Ребята, муравьи – чемпионы по уничтожению вредителей. За 1 день обитатели одного муравейника могут уничтожить несколько тысяч вредных насекомых, поэтому их называют «санитары леса». Муравьи – долгожители среди насекомых. Они живут около 20 лет. Муравей – самый сильный на Земле. Да, да, ведь он переносит тяжести в 10 раз превосходящие его собственный вес. А ещё муравьи великолепные строители. Какие прекрасные терема-муравейники они строят (слайд 2). Муравейник – это многоэтажный дом, тёплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовыми, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Население в одном муравейнике несколько сот тысяч жителей. Как целый город. Муравьи живут в муравейники одной большой и дружной семьёй.
Правит в муравейнике муравьиная принцесса – царица. В молодости у неё были не большие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став матерью большого семейства, царица отгрызает себе крылья и с этого момента живёт в муравейнике (слайд 3). Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. У входа в муравейник несут стражу муравьи-солдаты. Они узнают обитателей своего муравейника по запаху и не допускают в него чужого. Обязанностью рабочих муравьёв является добыча корма. Они оставляют позади себя пахучий след, чтобы затем отыскать обратную дорогу к муравейнику. Молодые муравьи заботятся о яйцах, чтобы яйца не пересохли, муравьи постоянно смазывают их оболочку слюной. Царица весь день откладывает яйца. Молодые муравьи приносят ей пищу. Уборщики – это муравьи, занимающиеся уборкой. Они выносят мусор наружу. Вот так живут муравьи.
А теперь послушайте ещё одну загадку
Домовитая хозяйка,
Пролетая над лужайкой
Похлопочет над цветком
И поделится медком.
Воспитатель: Правильно – это пчела. Есть цветы, у которых нектар расположен близко, к ним летят жужи и мушки с коротким хоботком. Если нектар расположен глубоко, цветок окружают пчёлы, шмели и бабочки. Они высасывают нектар длинными прозрачными хоботками, словно пьют через соломинку прозрачный коктейль. Как же насекомые находят нектар? Оказывается, насекомые видят цветы более пёстрыми и узорчатыми, чем мы люди. Лучше других насекомых различают окраску лепестков пчелы. Пчёлы делают из нектара мёд и сами питаются вкусным лакомством.
Послушайте, какой случай на лугу описала поэтесса М. Бородицкая
Меня ужалила пчела,
Я закричала: «Как ты могла?»
Пчела в ответ: «А как ты мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужасно нужен:
Я берегла его на ужин!»
Рассмотрите внимательно пчелу (слайд 4). Какие части тела есть у нее? Как вы думаете, какую пользу приносит пчела? А теперь давайте сравним муравья и пчелу. Что у них общего? (слайд 5)
Физкультминутка в виде игры.
А теперь посмотрите, сколько цветов в нашем лесу и на каждом цветке есть нектар (кубики жёлтого цвета). Давайте мы тоже попробуем насобирать мёд в ведёрки. (Дети бегают, жужжат и собирают кубики в ведёрки.)
Воспитатель: Молодцы, собрали полные вёдра мёда прямо как настоящие пчёлы. Но не только пчёлы нуждаются в цветах, но и цветы нуждаются в пчёлах. Оказывается, когда пчёлы пробираются за капелькой нектара, на брюшко, лапки и спину попадает не большое количество пыльцы. Пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и плоды. Цветы привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом. У пчёл на ногах целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчёлы собирают цветочную пыльцу и корзиночки, в которых они эту пыльцу переносят и щёточки для чистки глаз от той же пыльцы.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний». Картинки с насекомыми и птицей, с насекомыми и цветами, с птицами и насекомым, с зимующими птицами и перелетной.
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, смогли бы насекомые прожить без цветов? А цветы без насекомых? А птицы без насекомых? А насекомые без птиц?
Послушайте еще одну загадку.
Жук — жужжит, присев на ножки
Спинка — круглая, как ложка
Два крыла — в горошек
И летать, он — может. (Божья коровка)
Воспитатель предлагает детям игру «Разрезанные картинки». Дети собирают и называют, из каких частей состоит божья коровка (голова, спинка с крылышками, на которых чёрные пятна, шесть ног). Посмотрите и сосчитайте, сколько точек на ее крылышках (семь). Такую бабочку называют семиточечная. Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю) (слайд 6). А почему её так назвали, божья коровка? Она что, даёт молоко? Просто во время опасности эти бабочки выделяют оранжевый сок и тем самым отпугивают своих врагов. А ещё их яркий красный цвет также отпугивает птиц и других насекомых.
Воспитатель: Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего? (Голова, грудь, брюшко, шесть ног) (слайд 7). По каким признакам можно определить, что это насекомое? (У насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко.) У некоторых есть крылья, а есть еще и такие, которые умеют плавать и держаться на воде - это жук – плавунец и водомерка. Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки. (слайд 8)
Игра «Летает, прыгает, ходит».
Воспитатель: Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней. Вот и подошло наше путешествие к концу. Спасибо тебе Сова за такое увлекательное путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Итак, закрываем глаза (звучит запись «Звуки природы»). Вот мы с вами и на месте. Ребята, Вам понравилось наше путешествие? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей).
А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали. И на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот такие раскраски-бабочки.