Людмила Миничева
Дидактические игры по формированию элементарных экологических представлений (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Лед — вода — пар»
Дидактическая задача. Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды.
Материал. Символы: картонный синий квадрат — «лед»; картонный белый кружок, на котором изображены волны и пузырьки — «вода»; вырезанное из белого картона облако; картонный кружок с изображением Деда Мороза на фоне снежинок; картонный кружок с изображением желтого солнца на красном фоне, от солнца идут лучи.
глетслческие указания
Публикация «Дидактические игры по формированию элементарных экологических представлений (старшая группа)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Лед — вода — пар». Помните игру «Твердый — жидкий»? А сегодня мы будем играть по-другому. Вспомните, как мы изображали лед.
Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.
Воспитатель.
Лед растает, и тогда
Будет из него. (вода). (Дети «плавают».)
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет. (пар).
(Дети изображают пар движением рук поднимают руки вверх и вращают кистями, произнося: «Ф-ф-ф!».)
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар. (в водицу). (Дети «плавают».)
Если холод вдруг придет,
Из водицы будет. (лед).
(Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.)
Очень хорошо, молодцы! А теперь поиграем по-другому: я буду показывать картинки, а вы — «превращаться». Но сначала ответьте, как можно лед превратить в воду? (Нагреть.) А как можно лед нагреть? (На плитке. На солнышке.) Правильно! Я вам показываю, например, такую картинку. (Демонстрирует символ тепла — солнце). Значит, вы должны из льда превращаться в. (воду). А если вы воду изображаете, а я вам показываю эту же картинку, то что будет с водой? (Она превратится в пар.)
Педагог показывает символ холода (Дед Мороз на фоне снежинок) и спрашивает: «Если вы изображаете пар и я показываю этот символ — что случится с паром? (Он превратится в воду.) А если воду заморозить, что будет? (Лед.) Значит, вы из воды превращаетесь в лед — вот так. (Показывает.) Теперь давайте поиграем».
Педагог показывает картинку, и дети «превращаются», произнося: «Тепло, нагревается», если видят на картинке солнышко. Или: «Холод, охлаждается», если видят Деда Мороза.
Демонстрируется картинка с солнышком — дети «плавают», изображая воду.
Демонстрируется картинка с Дедом Морозом. Дети произносят: «Холод, охлаждается!» — и «сжимаются», изображая лед.
Демонстрируется картинка с солнышком. Дети произносят: «Тепло, нагревается!» — и «превращаются в воду», «плавают».
Педагог демонстрирует картинку с солнышком и спрашивает: «А теперь во что превратитесь?» Дети произносят: «Тепло, нагревается!» — и «превращаются в пар».
Игра повторяется несколько раз.
«Звери, птицы, рыбы»
Дидактическая задача. Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Игровые правила. Называть птицу (зверя, рыбу) можно только после того, как получишь камешек, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.
Игровые действия. Передача камешка, отыгрывание фантов.
Ход игры. Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок.
Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орел». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей»,— отвечает тот и быстро передает предмет следующему.
Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не мешкая. Если ребенок медлит, это значит, что он плохо знает птиц. Тогда все другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз нужно называть новую. Если кто-нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют выкупать его.
Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.
«Где снежинки?»
Дидактическая задача. Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать логическое мышление, память, познавательную активность.
Дидактический материал: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Ход игры.
Вариант 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор и т. д.
Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы:
- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).
«Кто чем питается»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о домашних животных (чем питаются) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.
Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.
Игровые действия. Дети подбирают картинки с изображением подходящей пищи для животного.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для него пищу, ставит картину рядом с животным.