Сидорова Елена Владимировна
Проект для старших дошкольников «Славим Русь берёзовую»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Славим Русь берёзовую»
Вид проекта : кратковременный познавательно – творческий.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации проекта : 1 – 2 недели (месяц июнь).
Цель проекта : познание воспитанниками духовного богатства своего народа через ознакомление с праздничной народной культурой, обычаями и традициями.
Программные задачи:
Темочки:
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- приобщать детей к истокам русской народной культуры через сопричастие к народным праздникам и традициям русского народа;
- расширять знания детей о православном празднике Троица; традициях и обрядах, связанных с этим праздником;
- прививать любовь к русским хороводам, играм, обрядам, обычаям; желание в них участвовать;
- знакомить детей с образом русской берёзы посредством фольклора, изобразительного и прикладного искусства, художественного слова и музыки;
- воспитывать любовь и бережное отношение к русской природе через формирование у детей представлений о берёзе как символе России;
- развивать познавательный интерес дошкольников, мышление, творческое воображение и инициативу, коммуникативные навыки;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- приобщать родителей к активному участию в жизни детского сада.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель работы детей в рамках проекта : совместно с родителями организовать и участвовать в фестивале народных игр и забав «Завивание берёзки», приуроченный к празднику Троицы.
Этапы работы над проектом
Определение задачи, мотивирующее начало проекта. Мотивационной основой деятельности становится желание детей участвовать в праздновании русского народного праздника Троица, в хороводах, играх и обычаях, связанных с берёзой.
На этапе поиска форм реализации проекта воспитатели и музыкальный руководитель предлагают детям познакомиться с традициями и обычаями празднования Троицы, с русскими народными играми и забавами, хороводами.
На этапе организации работы над проектом воспитатели и музыкальный руководитель организуют познавательно – исследовательскую, художественно – продуктивную, коммуникативную, двигательную деятельность с детьми; совместную детско – родительскую деятельность. Дети знакомятся с произведениями художественной литературы и устного народного творчества, фиксируют свои наблюдения за берёзой, рассматривают иллюстративный материал по теме проекта; принимают участие в народных играх, хороводах, забавах.
Презентация итогов. Дети совместно с педагогами и родителями организуют и принимают участие в фестивале русских народных игр и забав «Завивание берёзки».
План мероприятий по реализации проекта
Совместная деятельность педагога и детей Задачи работы
Мотивирующее начало проекта
Наблюдение за берёзой на территории детского сада, во время целевой прогулки в городской парк.
Беседа на тему «Что я знаю о берёзе?»
Рассматривание пейзажей русских художников: А. Саврасова, А. Куиджи, И. Левитана, И. Шишкина, И. Грабаря, К. Юона; иллюстраций с изображением русских народных игр, забав, хороводов во времена древней Руси. Вызвать у детей интерес к теме проекта, стремление принять в нём участие. Способствовать актуализации и систематизации представлений детей о берёзе, традициях и обычаях связанных с ней. Активизировать и обогащать словарный запас детей
Совместная деятельность детей и родителей
Чтение авторских художественных произведений (И. Бунин «Берёзовый лес», К. Паустовский «Подарок», П. Воронько «Берёза», И. Агеева «Белоствольная берёза» и др.). Поддерживать интерес к теме проекта, обогащать представления детей о берёзе средствами художественного слова.
Поиск форм реализации проекта
Видеопрезентация «Троица – праздник русской берёзки.
Знакомство детей с произведениями устного народного творчества о берёзе, загадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок. Расширять представления детей о традициях и обычаях, связанных с православным праздником Троица.
Совместная деятельность детей и родителей
Разучивание русских народных игр, хороводов, а также поэтических произведений о берёзе. Знакомить с русскими народными играми, хороводами, поэтическими произведениями о берёзе. Совершенствовать исполнительские навыки детей.
Организация работы над проектом
Игра – драматизация «Уж как я берёзку подвяжу».
Разучивание русских народных подвижных игр, забав, хороводов. Формировать у детей понимание того, какие умения и навыки им пригодятся для участия в фестивале народных игр и забав.
Практическая деятельность по реализации проекта
День 1. «Нет дерева милее и роднее…»
Фиксация наблюдение за берёзой (изготовление гербария, зарисовка берёзы, листьев берёзы, веток берёзы с серёжками).
Проблемная ситуация «Как можно поздороваться с берёзкой?»
Дидактические игры: «Узнай дерево по плодам и семенам», «Составь предложение со словом берёза».
Чтение стихотворений С. Есенина «Белая берёза», А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую», И. Токмаковой «Если б дали берёзке расчёску…»
Чтение рассказа В. Бианки «Волшебная берёзка». Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – берёзе. Систематизировать знания детей о берёзе средствами художественного слова. Создавать условия для применения знаний в процессе изобразительной деятельности. Формировать умения передавать характерные особенности изображения берёзы.
Совместная деятельность детей и родителей
Экскурсия семей воспитанников в берёзовую рощу. Обогащать представления детей о русской природе; укреплять детско – родительские отношения в семьях.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Оформление фотовыставки «Воскресный выходной в берёзовой роще».
День 2. «Благодатная берёза – ты символ Родины моей…»
Беседа «Берёза – символ России».
Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»
Рассматривание пейзажей русских художников: А. Саврасова, А. Куиджи, И. Левитана, И. Шишкина, И. Грабаря, К. Юона.
Слушание и пение музыкальных произведений о берёзе : «Берёзонька», слова и музыка Е. Обуховой, «Берёзонька», слова С. Фоминых, музыка Л. Никитиной, «Берёза моя, берёзонька» (народная семицко – троицкая обрядовая песня Орловского края).
Разучивание и исполнение хороводов: «Ай, да берёзка», слова Ж. Агаджановой, музыка Т. Попатенко, «В золоте берёзонька», слова и музыка Г. Вихаревой. Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе. Знакомить детей с русской живописью, музыкальными произведениями о берёзе. Совершенствовать исполнительские и танцевальные навыки детей.
Совместная деятельность детей и родителей
Викторина «Русская берёза – символ Родины моей». Систематизировать знания детей о берёзе, как главном дереве России.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Оформление иллюстрированного альбома «Берёза глазами русских художников».
День 3. «Люблю берёзку русскую…»
Проблемные ситуации: «Как человек использует берёзу : берёзовый дёготь, сок, почки, листья, древесину, бересту?», «Почему у берёзы белый ствол?».
Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства, изготовленных из древесины, бересты.
Рельефная лепка «Берёза в зимнем убранстве»; Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение детей. Воспитывать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
Совместная деятельность детей и родителей
Изготовление панно из берёзовых листьев, веток, бересты. Помочь детям раскрыть свои художественные навыки, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, реализовать себя как творческая личность.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Оформление выставки декоративно – прикладной деятельности детей и родителей (вышивки, пенно, картины, художественные композиции и др.).
Изготовление буклетов «Берёза и её лечебные свойства».
День 4. «Ах, Троица, ах, Троица – зелёная пора!»
Видеопрезентация «Троица – праздник русской берёзки.
Разучивание русских народных игр и забав.
Конструирование из бумаги «Кудрявая красавица».
Чтение стихотворений: Т. Кирюшатова «В день Троицы», «Наплетём венков чудесных…», С. Есенин «Троицыно утро», Т. Лаврова «Начало лета – Троица!», В. Хромова «Вот и Троица!». Расширять представления детей о традициях и обычаях, связанных с православным праздником Троица. Расширять знания о русских народных играх. Развивать координацию, согласование рече – двигательных действий;формировать дружеские взаимоотношения с партнёрами в игре.
Совместная деятельность детей и родителей
«Творческая мастерская» : аппликация в обрывной технике «Белоствольные красавицы». Формировать доверительные отношения детей и родителей, создавать положительные эмоции средствами совместной художественной деятельности.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Консультация «Сохраним красоту берёзовых рощ».
День 5. «Эх вы, русские забавы!»
«Играем вместе» - русские народные игры детей совместно с педагогами. («Горелки», «Лапта», «Золотые ворота», «Салки», «Ручеёк», «Никанориха», «Перетягивание каната» и др.).
Чтение русских народных закличек, частушек, прибауток, потешек, жеребьёвок. Привлечение внимания к русской культуре через знакомство детей с русскими народными играми. Вызвать желание принимать активное участие в играх и забавах. Создавать атмосферу радости.
Совместная деятельность детей и родителей
Вернисаж рисунков «Нет дерева сердцу милее».
Воспитывать интерес к разным видам художественной деятельности, подводить детей к созданию выразительного образа при помощи рисования.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Изготовление атрибутов для проведения фестиваля русских народных игр, подбор музыкального и поэтического сопровождения. Оформить пригласительные плакаты и билеты «Начинаем, начинаем! Всех на праздник приглашаем!»
Презентация итогов
Организация и проведение фестиваля русских народных игр «Завивание берёзки», приуроченного к Троицким гуляниям. Создать атмосферу праздника, вызывать эмоциональный отклик на происходящее.