Млада Сидорова
Межгрупповой творческий проект «Сказка в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сказка в музыке»
Тип проекта: долгосрочный, межгрупповой, творческий
Участники проекта: дети вторых младших, средних, старших и подготовительных групп, музыкальные руководители, воспитатели, родители
Актуальность
Публикация «Межгрупповой творческий проект „Сказка в музыке“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Проекты творческие
- Работа музыкального руководителя
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Искусство является стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы.
Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.
Осевой темой для синтеза искусств может стать сказка.
Сказку любят все: и взрослые, и дети. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание. Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен.
Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, расширяет его кругозор, развивает его фантазию, воображение, образное мышление, способность к концентрации, память и внимание.
Сказка является и мощным воспитательным средством. Она дает мощный толчок к развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества.
Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности, развивает коммуникативные и нравственные качества.
Между музыкальной и речевой интонацией много общего. Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда оно обращено к внутреннему миру ребенка. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию. Она
-развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;
- развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;
-дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;
- развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировке сказок;
-дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.
Всё вышеизложенное послужило основанием для разработки годового проекта художественно-эстетической направленности
Цель проекта:
Формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, привитие детям духовно-нравственных и эстетических ценностей через музыкальную, художественную, театральную и игровую деятельность по теме «Сказка в музыке»
Задачи обучающие
Создание условий для:
- накопления ребёнком опыта восприятия искусства через образы сказок;
- знакомства с образцами классической музыкальной культуры на сказочную тему;
- обогащения словаря детей;
- освоения выразительной, эмоциональной передачи музыкального образа во всех видах исполнительской деятельности;
Задачи воспитательные
Создание условий для:
- воспитания духовно-нравственных и коммуникативных качеств дошкольников;
- активизации проявлений творчества в передаче сказочных образов;
- воспитания осознанного отношения к восприятию музыки и художественной литературе;
- становления самопознания и положительной самооценки;
Задачи развивающие
Создание условий для:
- музыкально-эстетического сознания;
- творческого воображения;
- ассоциативного мышления;
- развития коммуникативных способностей;
- эмоционально-психологического благополучия и здоровья детей;
Основные принципы:
- развивающего образования;
- сочетания научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- обеспечение интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при взаимодействии с семьями детей;
- построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Предполагаемые результаты
- Расширение кругозора детей через интеграцию образовательных областей.
- Привитие детям духовно-нравственных ценностей.
- Формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке.
- Развитие образного мышления и творческого воображения детей
- Повышение интереса детей к различным формам музыкально-художественной и театрально-игровой деятельности.
-Творческое самовыражение воспитанников.
- Речевое и коммуникативное развитие детей.
- Повышение компетентности педагогов и родителей в области музыкального развития детей, углубление их знаний по теме "Сказка в музыке"
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (сентябрь-октябрь)
Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов
Подбор методического материала, фонотеки, разработка сценария.
Создание модели организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ.
2. Практический (ноябрь-июнь)
Внедрение различных форм работы по теме «Сказка в музыке» в образовательное пространство ДОУ.
Консультации для педагогов и родителей по теме
Привлечение родителей
3. Заключительный (июль-август)
Выставка творческих работ детей и родителей «В гостях у сказки».
Презентация проекта «Сказка в музыке» на педагогическом совете, городской конференции.
Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкально-творческой активности детей.
Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта.
План мероприятий в рамках проекта «Сказка в музыке»
1. Проведение музыкально-дидактических игр по сказкам:
- «Три медведя»
- «Кого встретил колобок?»
- «Три поросёнка»
- «Золушка»
- «Теремок»
- «Загадки морского царя»
- «Три чуда»
- «Океан-море синее»
- «Гномики» (муз. инструменты, ритмические игры, мажор и минор)
- «Волшебная книга сказок»
- «Сказки бабушки Арины»
- «Оле Лукойе и цветные сны»
- «Леопольд и мыши»
- «День рождения Карлсона»
- «Я шагаю вверх» (гномы)
- «Баба Яга»
2. Просмотр мультипликационных фильмов о музыке и музыкантах:
- «Гадкий утёнок» (П. Чайковский)
- «Сказки старого пианино»
- «Первая скрипка»
- «Кувшинчик и дудочка»
-«Великан, который играл на скрипке»
- «Играй, моя дудочка»
- «Фальшивая нота»
- «Музыкант-чародей»
- «Три медведя» (опера)
- «Снегурочка» (опера)
- «В пещере горного короля»
- «Картинки с выставки»
- «Щелкунчик»
- «Сказка о золотом петушке»
- «Сказка о царе Салтане»
- «Золушка»
-«Кот в сапогах»
- «Садко»
- «Малыш и Карлсон»
3. Чтение художественной литературы:
- «Три медведя»
- «Три поросёнка»
- «Золушка»
- «Теремок»
- «Сказка о золотом петушке»
- «Сказка о царе Салтане»
-«Кот в сапогах»
- «Спящая красавица»
- «Красная Шапочка»
- «Белоснежка и семь гномов»
- «Снегурочка»
- «Гуси-лебеди»
4. Разработка и проведение занятий и игровых досугов:
- «Стоит в поле теремок»
- «День рождения Карлсона»
- «Маша в гостях у 3 медведей»
- «Путешествие с колобком»
- «В гостях у 3 поросят»
- «Кот Леопольд и мыши»
- «Поможем Золушке»
- «На балу у Спящей красавицы»
- «Белоснежка и 7 гномов»
- «Садко и морской царь»
- «Щелкунчик и мышиный король»
- «Снегурочка»
- «Руслан и Людмила»
- «Волшебная книга сказок»
- «Сказки бабушки Арины»
5. Постановка сказочных сценок к утренникам
6. Рисование иллюстраций к сказкам,
организация выставки рисунков «Сказка в гости к нам пришла»
7. Консультации для воспитателей:
- «Музыкально-дидактические игры с использованием ИКТ на сказочный сюжет»
- «Игры-эстафеты по сказкам»
- «Музыкальные сказки как средство всестороннего развития дошкольников»
8. Консультации для родителей:
- «Мультфильмы о музыке и музыкантах как средство музыкально-эстетического и духовно-нравственного воспитания детей»
- «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей»
- «Сказка в музыке. Слушаем всей семьёй»
9. Участие в городских Бианковских чтениях. Разработка сценария и проведение финального гала-концерта