Ирина Мараховская
Краткосрочный творческий проект «Сказка глазами детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный творческий проект
«Сказка, глазами детей.»
(старшая группа)
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие в сказку», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включенности дошкольника в книжную культуру.
Публикация «Краткосрочный творческий проект „Сказка глазами детей“» размещена в разделах
Цели:
- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи.
1. Коррекционно– образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
2. Коррекционно– развивающие: развивать традиции семейного чтения.
3. Коррекционно– воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, учитель-логопед, воспитатель, мама воспитанника.
Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).
Тип проекта : информационно-творческий, групповой.
Продолжительность: 2 недели.
Результат: открытое занятие на тему «История сказки.»
Этапы работы:
1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Составление плана-схемы проекта.
3. Обсуждение проекта с воспитателем.
4. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
5. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
6. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
7. Презентация проекта. Открытое занятие «История сказки.»
Пути реализации проекта
8. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
9. Организация выставки поделок, рисунков.
Содержание работы с детьми.
11. Беседа «…в не котором царстве».
12. Чтение разных сказок; сказок, где одним из персонажей является Баба Яга.
13. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
14. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
15. Пересказ прочитанных сказок, их инсценированние.
16. Самостоятельное составление сказок.
17. Рассказывание сказок собственного сочинения.
18. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
19. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
20. Загадки о сказках, героях сказок.
21. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
22. Развлечение «История сказки».
Содержание работы с родителями.
23. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
24. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
25. Чтение сказок с детьми.
26. Придумывание сказок с детьми.
27. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло послание от Бабы Яги. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одним из персонажей является Баба Яга. В уголке для родителей была размещена информация о проекте. (приложение 1, 2)В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.
Письмо Бабы Яги (с которого всё и началось)
Мальчишки и девчонки!
Как же жизнь моя плоха.
Мочи нет одной мне жить.
Не умею я писать и читать.
С вами я хочу дружить.
И в вашем саду «Конфетти» жить.
Надоело мне летать
В этой старой ступе,
Мне б избушку побелить,
Как весна наступит.
На сто лет я сказок знаю,
Я сама их сочиняю.
Я расстанусь с помелом,
Ступу сдам в металлолом.
Я хочу хорошей быть
И сказки писать
И машину заслужить.
Помогите! Помогите!
Сказку, сказку сочините!
Чтоб была я в ней не злая, а добрая!
План-схема
работы с детьми и родителями по реализации проекта
«Здравствуй, сказка»
Приложение 1.
Рекомендуем прочитать сказки с «участием» Бабы Яги.
• «Гуси-лебеди»
• «Василиса Прекрасная»
• «Царевна-лягушка»
• «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
• «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре»
• «Падчерица и мачехина дочка»
• «Сказка о двух сёстрах»
• «Баба Яга и Дарьюшка»
Уважаемые родители!
Помогите сочинить сказку, запишите её на обратной стороне иллюстрации, нарисованной к данной сказке. (Домашнее задание).
Не забывайте помочь ребёнку выполнить домашнее задание.
Приложение 2.
«Сказка для ребёнка такое же серьёзное
и настоящее дело, как игра: она нужна ему
для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя,
измерить, оценить свои возможности».
(Д. Родари)
Детство невозможно представить без сказок. С самого раннего возраста дети с одинаковым, захватывающим интересом слушают и читают наряду с русскими сказками, сказки Шарля Перро, братьев Гримм, дядюшки Риммуса. Со сказкой ребёнок встречается не только в книгах, но и в кино, театре, на телевизионном экране, забывая обо всём и полностью погружаясь в жизнь героев. Мир чудесного интригует ребёнка, и интерес к сказке у него не снижается.
Сказки составляют для ребёнка особый мир, который дети воспринимают активно.
Сказка - средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории, она устанавливает связи: «Я и другие», «Я и вещи», «Вещи подлинные и выдуманные». Сказка нужна детям для того, чтобы создать представления о пространстве («далеко-близко») и о времени («давно - сейчас», «сначала - потом», «вчера – сегодня – завтра»).
Кроме того, сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познаёт себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создаёт.
Дети любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять и рассказывать. Рассказывание и сочинение сказок – это искусство, которому нужно обучать.
«Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных неудачников и чудесных искусников, кто знает сказочные слова и выражения»,- такими словами можно начать «путешествие» с ребёнком в мир сказки. После прочтения сказки постарайтесь обсудить то, что удивило ребёнка, поразило, взволновало. Сделайте иллюстрации к сказке, нарисуйте героев, сказочную страну. Придумайте другое окончание сказки, новые приключения героев, забавные сюжеты, с помощью которых ребёнок станет активным участником определённой сказочной речевой ситуации.
Открытое занятие с детьми старшей группы "История сказки. "
(презентация проекта «Сказка, глазами детей.»)
Коррекционные – образовательные цели:
1. Развитие связной речи (монологической, диалогической) детей через
театрализованную деятельность (или игры-драматизации);
2. Уточнение, активизация, обогащение словаря по теме «Сказки»,
совершенствование грамматического строя речи
Коррекционно – развивающие цели:
1. развитие, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой
моторики, координации речи с движением, памяти, творческого
воображения;
2. Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию,
разнообразную интонацию логику речи;.
Воспитательные цели: воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности
1. Организационный момент:
Логопед: Ребята, я видела чудо сегодня во сне:
герои всех сказок явились ко мне!
Как будто Мальвина и скромный Пьеро,
Яга и Кощей – все творили добро!
А из сказки Емеля, лежа на печи, просил:
- Ты книжку открой, и все сказки прочти!
Как вы думаете, о чем я видела сон? (выслушивает ответы детей : о сказках). Правильно, о сказках. Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по сказкам и узнаем, как хорошо вы знаете их. Вас ждут задания, которые надо выполнить, чтобы продолжить путь дальше.
Логопед: Дети, вы любите сказки?
Дети: Да. Любим. Очень любим.
Логопед: Я так и думала. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная,
интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая…
Логопед: Все, что создано умом.
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вспомните пословицы о книге.
2. Пословицы о книге.
Дети:
• Дом без книги - день без солнца.
• Кто много читает, тот много знает.
• Книга учит жить, книгой надо дорожить.
• Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
• Будешь книги читать - будешь много знать.
• Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
• Книга мала да ума придала.
• Книга поможет в труде и выручит в беде.
• Испокон века книга растит человека.
• Хорошая книга - ярче звездочки светит.
Логопед: А сейчас мы с вами посчитаем, как много сказок мы знаем
3. Пальчиковая гимнастика: "Любимые сказки"
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Логопед: А кто из вас знает, почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил народ.
Логопед: Верно. Сказки придумал народ, но и писатели тоже любили их
сочинять. Вспомните, пожалуйста, авторов ваших любимых
сказок.
Дети: А. С. Пушкин, Ш. Перро, братья Гримм, П. Бажов, Г. Х. Андерсен,
А. Толстой….
4. Встреча с волшебным зеркалом
Логопед: Дети, наше путешествие началось. Посмотрите, кто нас
встречает. Это же волшебное зеркало. Но что – то с ним не так,
оно какое-то грустное. Что же с ним случилось? Зеркало, ты нам
скажи да всю правду доложи. Что случилось с тобой?
Зеркало: В моей волшебной стране было много гостей, но, к сожалению,
все они плохо знали сказки. А вы зачем пожаловали? Вы знаете
сказки?
Ребенок: Сказки – то мы знаем. А что нам сделать, чтобы тебя развеселить?
Зеркало: Самое главное - нужно знать сказки.
Логопед: Ну что ж, зеркало, не переживай. Мы с детьми попробуем тебя
развеселить.
5. Гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз.
Открываем глазки - раз,
А зажмуриваем - два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире,
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
В зеркало глядеть готовы
Зеркало: Хорошо. Только будьте внимательны.
7. Упражнение «Загадки».
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
(Баба-Яга)
3. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят
(Гуси-лебеди)
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
(Царевна лягушка)
5. На сметане был мешен,
В русской печке испечен.
6. Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
(Колобок)
Зеркало: Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы, я уже
начинаю улыбаться.
Логопед: В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!
8. Физкультурная минутка: "Сказки".
Мышка быстренько бежала (бег на месте,
Мышка хвостиком виляла (имитация движения,
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко",
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках).
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славная семья козлят,
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играть,
Любим рожками бодать (встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")
Зеркало:
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал,
Сказки все мои он спутал.
У меня ведь все герои по звукам разложены были, а кощей все перепутал
Логопед: зеркало не переживай, мы тебе поможем. Наши ребята быстро справятся с задачей
9. Упражнение «Кто самый внимательный».
Перечислите героев сказок в названии которых есть звук С,
Есть ли герои, в названии которых есть звук Р,
А теперь назовите героев, в названии которых есть звук Л.
Логопед:
Молодцы! Вы все сумели!
Проделки Кощея преодолели!.
Будем сказку вспоминать,
Будем в сказку мы играть.
Логопед: Все мы знаем, все мы верим: есть на свете чудный терем. Вот он
чудо - теремок. Ребята, теперь вы тоже превратились в
сказочных
героев (надеваются шапочки животных). Сказка «Теремок» начинается.
Логопед: Терем, терем, теремок, он не низок не высок. Бежала мимо
мышка – норушка.
Мышка: я маленькая мышка, я по лесу хожу. Ищу себе домишко, ищу, не
нахожу.
Логопед: увидела мышка теремок, постучалась и спрашивает….
Мышка: тук, тук, кто в теремочке живет?
Логопед: никто ей не отвечает. Обошла мышка вокруг теремочка и видит:
висит на двери замок, а в нем записка: «Замочек откроется, если расскажет нам потешку»,
(ребенок рассказывает потешку «Стенка, стенка, потолок».)
Стенка - Пальцами надо коснуться правой щеки.
Стенка - Пальцами надо коснуться левой щеки
Потолок - Пальцами дотронуться до лба
Две ступеньки - Дотронуться пальцами до подбородка и верхней губы
«Дзи-инь» звонок - Пальцами дотронуться до носа
Логопед: Замочек открылся. Вошла мышка в Теремок и стала в нем жить – поживать. Слышите, дети, кто-то скачет к теремку?
Лягушка: речка, мошки и трава.
Теплый дождичек, ква-ква.
Я лягушка – квакушка, дождя и сырости подружка.
Логопед: Увидала лягушка Теремок, и давай стучаться в двери.
Лягушка: тук, тук, открывайте двери!
Мышка: Кто там?
Лягушка: Это я, лягушка – квакушка. А ты кто?
Мышка: Я мышка – норушка.
Логопед: Пустим мы тебя, лягушка, в Теремок, если соберешь и
сосчитаешь шишки и грибы, которые вокруг теремочка растут.
Лягушка собирает шишки и грибочки. Затем дети считают собранные шишки и грибы, согласуя числительные с существительными.
Мышка: Заходи, лягушка, в Теремок, будем вместе жить.
Логопед: стали они вместе жить.
Живут себе, не тужат, крепко дружат.
Летал по лесу петушок. Увидал теремок и спрашивает…
Петушок: Кто в Теремочке живет, кто в невысоком живет?
Мышка: Я, мышка – норушка.
Лягушка: Я лягушка – квакушка. А ты кто?
Петушок: а я петушок – золотой гребешок. Пустите меня в Теремок.
Логопед: Терем – теремок – это наш дом. Пустим мы тебя, петушок, если правильно выложишь цветными кубиками слово ДОМ, (петушок выполняет задание; его пускают в дом). Стали они жить все вместе.
Живут себе, живут, ватрушки жуют.
Вдруг слышат, кто-то бежит к Теремку.
Выбежала из леса лиса.
Лиса : Тук, тук, кто в теремочке живет?
Мышка: Я, мышка – норушка.
Лягушка: Я, лягушка – квакушка.
Петушок: Я, петушок – золотой гребешок. А ты кто?
Лиса: А я лисонька – лиса. Пустите меня в теремок.
Логопед : Пустим мы тебя, лисонька, если расскажешь, почему ты хочешь
жить в теремке ( ребенок составляет сложноподчиненное предложение типа: «Я хочу жить в теремке, потому что…». Его пускают в домик.)
Логопед: Стали они жить вместе. Живут себе, живут, песенки поют.
Вдруг слышат, кто-то бежит к теремку и громко стучит в
барабан. Это зайка – побегайка.
Подбежал к теремку и стучится.
Зайка: дра-дро-дру
тра-тро-тру
кру-кро-кра
гра-грэ-гро
вра-вро-вры
Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Звери отвечают.
Зайка: А я зайка – побегайка. Пустите меня в теремок.
Логопед: Пустим, зайка, если назовешь всех жителей теремка ласково.
Ребенок составляет слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами. Заходит в теремок.
Логопед: Стали они вместе жить. Живут себе, не тужат, крепко дружат.
Кто - то шагает к теремку. Пришел на нашу полянку волк - зубами
щелк.
Волк: тук – тук – тук. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Звери отвечают.
Волк: возьмите меня к себе жить.
Логопед: мы тебя возьмем в теремок, а ты за это спой нам песенку.
Волк: поет песенку:
Ла-ла-ла,
Ло-ло-ло,
Лы-лы-лы,
Лу-лу-лу.
Стали звери жить все вместе. Живут себе, живут, песенки поют. Вдруг слышат, идет медведь.
Медведь: тук, тук, кто в теремочке живет? Звери отвечают.
Медведь: а я медведь косолапый. Пустите меня в теремок.
Только я очень большой для вашего теремка и боюсь поломать его.
Логопед: Мишка, мы можем помочь тебе построить домик рядом с
нашим теремком.
Дети строят из модулей дом для медведя.
Логопед: Мишка, а что ты еще умеешь делать?
Медведь: Я медведь, с давних пор замечательный танцор.
Логопед: Давайте поможем медведю станцевать. Выходите, попляшите.
(Исполняется танец зверей.)
Логопед: вот и заканчивается наша сказка.
Логопед: Дети, посмотрите, наше зеркало уже улыбается.
Зеркало: Спасибо вам большое. Вы хорошо знаете сказки, героев сказок,
авторов сказок. Вы помогли мне снова улыбаться.
Показали очень интересную сказку.
За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас я вручу
И от всего сердца вручаю вам частички моей улыбки.
Дарите свои улыбки окружающим вас людям
Логопед: Верить в сказку - это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.
Итог занятия.
Логопед:
• Дети, вам понравилось путешествие в сказку?
• Какое из заданий зеркала вам понравилось больше всего?
• А какую сказку вам хотелось бы рассказать самим?
На следующем занятии мы вас с удовольствием послушаем.
Логопед: Скажем зеркалу:
«Спасибо» и вернемся с вами в наш детский сад.