Елена Демина
Познавательно-творческий проект «Как рождается сказка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект создан в соавторстве с Насоновой Еленой Ивановной
Тема проекта : «Как рождается сказка?».
Вид проекта : познавательно-творческий.
Продукт проекта : книга со сказками, сочиненными детьми; театрализация лучшей сказки.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Длительность проекта : октябрь-февраль.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Как рождается сказка?“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Интеграция с видами деятельности: «художественно – эстетическое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «речевое развитие».
Актуальность проекта :
Актуальность развития воображения детей состоит в том, что этот психический процесс является неотъемлемой частью любой формы творческой деятельности ребенка.
Благодаря воображению ребенок творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Именно дошкольный возраст является уникальным этапом в жизни ребенка, позволяющим ему проявить себя в речевом творчестве, в частности сочинения сказок и небылиц. Но при этом, для формирования такого вида творчества нужно создание специальных условий, содействующих более широкому раскрытию потенциала личности ребенка. Большую роль в данном процессе отводят родному языку, яркость и разнообразие которого отображено в русских народных сказках, а так же такому психическому процессу, как воображению.
И если в этот период не заниматься развитием воображения, в последующем наступает активное снижение этой функции.
На современном этапе развития психолого-педагогической науки изучению особенностей речевого творчества дошкольников посвящены многочисленные научно-исследовательские труды психологов и педагогов. Ученые определили, что становление в дошкольном периоде творческих возможностей, систематическое совершенствование речевых способностей, овладение литературным языком считаются важными компонентами образованности и интеллигентности в будущем. Основными источниками становления речевого творчества считаются художественные произведения и народный фольклор.
Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» писал, что детская речь на всех шагах становления питается от мощной энергии народного русского языка. Наибольшими возможностями обладают волшебные сказки. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить основные предположения ученых, которые формируют самостоятельность у дошкольников 5–6-летнего возраста в речевом творчестве на основе компонентов сказки. Эту взаимосвязь, и обозначают определяющей в данном процессе.
Вследствие вышеизложенного, мы пришли к выводу, что наш проект поможет развить у детей воображение посредствам речевого творчества.
Наблюдения в процессе работы с детьми, анкетирование родителей помогли нам разработать этот проект, который, несомненно, будет способствовать не только развитию воображения, но и сыграет определяющую роль в развитии связной речи дошкольников.
Краткая аннотация проекта :
Данный проект организуется воспитателями и выполняется совместно с детьми и родителями для выполнения запланированных мероприятий.
Эта разработка будет осуществляться через комплексную образовательную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и познавательных способностей детей, путем ознакомления с народным творчеством. Проект предполагает активное участие детей и родителей.
Методический паспорт проекта
Проблема: откуда берутся сказки?
Цель: вызвать активный интерес к сказке, как одному из видов устного народного творчества, который передается от поколения к поколению. Способствовать развитию творческого воображения у детей и развитию речи.
Цели для родителей:
Способствовать активному общению родителей и детей в процессе читательской и творческой деятельности.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность, творческое воображение.
2. Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй; диалогическую речь, навыки общения; пополнять словарный запас.
3. Расширять знания об истории возникновения русских народных сказок.
4. Показать значение сказки для всестороннего развития и получения знаний.
5. Продолжать формировать эмоционально-окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.
6. Воспитывать у детей нравственные качества посредством рассказывания и чтения сказок.
7. Упражнять в придумывании сказок.
8. Развивать выразительность речи, умение интонационно передавать настроение героев сказок.
Предполагаемый продукт проекта
• Создание книги со сказками сочиненными детьми, пополнение групповой библиотеки новыми сказками.
• Презентация проекта для коллег и детей детского сада (инсценировка лучшей сказки придуманной детьми с привлечением родителей).
Этапы проведения проекта
Подготовительный этап:
- определение проблемы воспитателями совместно с детьми и родителями (анкетирование родителей «Читаем, а что читаем?»);
- вызвать у родителей положительный отклик на необходимость развития у детей творческого воображения.
-определение воспитателями целей и задач для реализации проекта;
- подбор методической и художественной литературы, консультаций для родителей на данную тему;
- вхождение в проект детей (введение в проблему).
Практический этап:
- оформление в группе уголка «Сказка в гости к нам пришла».
- оформление сказок-панорам.
- дидактическая игра «Ларец сказок».
- дидактическая игра «Шкатулка со сказками» (сочинение сказки по принципу – друг за другом).
- рассказы воспитателя : «Сказка, как жанр литературы для детей», «Откуда появляются сказки?», «Почему все любят сказки»; знакомство с жанром литературы «Стихотворение»;
знакомство с жанром литературы «Басня»; знакомство с жанром литературы «Сказка»;
- беседы «Почему все любят сказки», «Сказка ложь, да в ней намек»;
- чтение русских народных сказок;
- чтение сказок, придуманных детьми с родителями.
- образовательная деятельность по художественному творчеству: «Обложка для книги сказок», «Мой любимый сказочный герой»; «Сказочный дворец».
- конструирование на тему: «Такие разные дворцы».
- чтение авторских сказок (беседы, оценка поступков героев).
- систематическое оформление уголка «В гостях у сказки» в соответствии с ходом проекта.
- игровая образовательная деятельность по развитию речи «Ларец сказок»;
- образовательная деятельность по развитию речи «Храбрый заяц» (сочинение сказки);
- образовательная деятельность по развитию речи: пересказ сказки Сутеева «Под грибом».
- рабочая мастерская «Книжкина больница», реставрация старых книг.
- посещение театра «Синяя птица» (просмотр спектакля «Теремок»);
- театрализованные игры в режимных моментах;
- рассматривание иллюстраций по сказкам.
- рассказ воспитателя о художниках - иллюстраторах.
- творческая деятельность: изготовление книги «Лучшие сказки для детей».
- театрализованная постановка сказки «Что такое счастье?».
Работа с родителями
Консультации: «Развитие воображения у детей 5-6 лет», «Воспитание сказкой», «Как помочь ребенку сочинить сказку».
Сочинение семейной сказки с изготовлением книги.
Участие в городском фестивале проектов «Леонардо – 2019».
Заключительный этап
- презентация проекта для коллег и детей детского сада (театрализация придуманной детьми сказки).
- самоанализ проделанной работы по реализации целей и задач проекта.
Продукт проектной деятельности
Сказка «Что такое счастье?
В одном сказочном лесу жила была маленькая Лисичка. Друзей у нее не был и она очень скучала. Вот решила пойти Лисичка искать счастье, и однажды отправилась в путь-дорогу.
Шла она, шла, и повстречался ей по дороге грустный Ручеек.
Лисичка спросила:
- Ручеек, Ручеек, почему ты такой грустный?
- Мне грустно, потому, что у меня нет друзей.
- Не грусти, пойдем со мной, я иду искать счастье.
- А что такое – счастье?
- Не знаю – ответила Лисичка, пойдем – может, узнаем.
И отправились вдвоем дальше.
Шли они, шли, и повстречался
им красный Мак.
Он стоял грустный и
покачивался на ветру.
- Смотри, какой красивый цветок – сказала Лисичка.
- Ты почему такой грустный? – спросил Ручеек.
- Я стою здесь один, и мне очень скучно.
- Пойдем с нами, мы идем искать счастье, - сказала Лисичка.
- А что такое счастье?
- Мы не знаем. Пойдем, может, узнаем.
И пошли они втроем.
Шли они, шли и повстречали Травинку.
- Почему ты такая грустная?
- Я стою здесь одна и мне очень скучно.
- Пойдем с нами, мы идем искать счастье.
- А что такое счастье?
- - Мы не знаем. Пойдем, может, узнаем.
И пошли они вчетвером.
Шли они, шли и увидели Бабочку и Колокольчик.
- Почему вы такие грустные? – спросила Травинка.
- Мы играли и веселились целый день, и нам стало скучно.
- Пойдемте с нами, мы идем искать счастье.
- А что такое счастье?
- Мы не знаем.
И отправились они вшестером.
Шли они, шли и увидели Тучку,
которая горько плакала.
- Тучка, тучка, почему ты плачешь?
- Мне очень одиноко.
Вдруг выглянуло Солнышко.
Тучка перестала плакать, а все шли, разговаривали, смеялись, и Солнышко сказало :
- Какие вы счастливые?
- А что такое счастье? – спросила Лисичка.
И Солнышко ответило:
- Счастье – это, когда у тебя есть много друзей. Всем стали радоваться, веселиться. Теперь-то друзья узнали, что такое счастье.
КОНЕЦ
Декорации и костюмы изготовлены родителями.
Обзор некоторых этапов проекта.
Оформление уголка сказки, сказок - понарам.
Книга "Лучшие сказки для детей"