Любовь Адамова
Проект «Школа добрых волшебников. Учимся общению»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Социально – коммуникативное развитие дошкольников, на мой взгляд, – одна из приоритетных задач педагогов.
Темочки:
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В соответствии с ФГОС ДО, «социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества…».
В современном мире дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Многие дошкольники просто не умеют общаться, не умеют играть и не умеют понимать своего собеседника. Особенно остро встает эта проблема перед дошкольниками среднего возраста. Если раньше, в младшем возрасте, детям достаточно было разнообразных игрушек и «беглых» контактов со сверстниками, то при достижении 4-5–летнего возраста, когда опыт взаимодействия с окружающими только формируется, отсутствие полноценного содержательного общения их тяготит. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы и навыков общения у средних дошкольников.
В начале учебного года я задумалась над тем, как наиболее качественно организовать работу по социализации средних дошкольников; как спланировать и систематизировать разные виды деятельности, какую форму работы выбрать для того, чтобы эффективно применить разнообразные методы работы. Необходимость целенаправленной работы по обучению дошкольников дружить и общаться друг с другом была обусловлена еще и тем, что в начале учебного года средняя группа была сформирована из малышей, посещающих три разные группы; два воспитанника пришли в детский сад впервые. Поэтому помощь в адаптации к новому коллективу была нужна и детям, и родителям.
Здесь следует сказать о роли родителей в социализации дошкольников.
Первыми и главными воспитателями своих детей являются именно родители. Поэтому одной из важных задач своей педагогической деятельности я вижу в привлечении родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, так как только совместные, слаженные и скоординированные действия родителей и педагогов могут обеспечить всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Так возникла идея организовать на базе средней группы кружок «Школа добрых волшебников. Учимся общению» и Родительский клуб, как оптимальную форму взаимодействия с родителями.
Основная цель работы кружка – повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
• способствовать самопознанию ребенка, помочь ему в осознании своих характерных особенностей и предпочтений;
• развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
• помочь ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
• учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
• воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение,
• вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
• развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Система работы кружка рассчитана на 3 года (средняя, старшая и подготовительная группы) и включает в себя 5 разделов: «Я», «Я и другие», «Я и мои эмоции», «Я и животные», «Я и моя семья».
Основными методами работы кружка в средней и старшей группе были следующие: развивающее общение и совместная деятельность воспитателя с детьми; организация развивающих практических и игровых ситуаций, обеспечивающих накопление личного опыта культуры поведения и сотрудничества в паре или небольшой подгруппе; сюжетно-ролевые, режиссерские и дидактические игры; организация образных игр – имитаций, игр – драматизаций, театрализованных этюдов; чтение художественной литературы.
Занятия кружка проводились с октября по май один раз в неделю на базе средней и старшей группы продолжительностью 15 – 25 минут. К каждому занятию прилагалось домашнее задание для совместного выполнения ребенком и родителями. Содержание домашнего задания еженедельно анонсировалось в кружковом уголке в групповой раздевалке. Родители откликнулись на наше предложение. Мы увидели активный интерес взрослых к жизни детей в детском саду, стремление помочь малышам адаптироваться к новому коллективу. Так, помимо кружка на базе группы возник Родительский клуб.
Основной целью Родительского клуба стало формирование осознанной родительской компетентности и педагогическая и психологическая поддержка семей дошкольников, посещающих группу. Задачами работы Клуба стали:
• создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
• активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей;
• повышение психолого-педагогической культуры родителей;
• развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
• обобщение опыта семейного воспитания;
• укрепление внутрисемейных и межсемейных связей.
Мы определили для себя 4 направления работы Родительского клуба:
• консультативная психолого-педагогическая помощь родителям, в том числе педагогами дополнительного образования ДОУ (взаимодействие «родитель-педагог» и «родитель-педагог-ребенок»);
• организация детско-родительского досуга;
• приобщение семей воспитанников к культуре;
• развитие интереса родителей и детей к укреплению физического и психического здоровья, к правилам здоровьесберегающего поведения.
В организации работы мы использовали разнообразные формы: беседу, семинар-практикум; консультацию, круглый стол, игру, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта.
В сентябре состоялось первое заседание Детско-родительского клуба: круглый стол «Что такое дружба?». Участники выбрали название клуба: «БиМ» (Большие и маленькие звездочки). Встречаться «звездочки» решили ежемесячно. Отмечу, что по инициативе родителей одноименная группа была организована в одной из социальных сетей. На сегодняшний день она насчитывает более 100 участников.
Мониторинг социально-эмоционального развития в конце учебного года позволил выявить положительную динамику у всех воспитанников средней, а затем и старшей группы, по сравнению с началом учебного года. На мой взгляд, большую роль в этом сыграла целенаправленная, систематическая работа кружка «Школа добрых волшебников. Учимся общению», а также заинтересованность, активность родителей в развитии эмоционального мира и социальной компетентности дошкольников.
По итогам работы кружка «Школа добрых волшебников. Учимся общению» и функционирования Родительского клуба можно сделать следующие выводы:
1. Такая форма организации взаимодействия педагога и воспитанников, как кружковая деятельность, позволяет системно и целенаправленно осуществлять работу над формированием социальной компетентности дошкольников. Во время занятий кружка у педагога появляется возможность уточнить и расширить те знания, умения и навыки, которыми ребенок овладевает в процессе организованной образовательной деятельности и во время режимных моментов.
2. Взаимодействие педагогов, детей и родителей в режиме «Родительского клуба» интересно тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от запроса родителей и интересов детей. Каждый родитель имеет возможность высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся организации и содержания работы Родительского клуба и особенностей психологического воспитания ребенка в семье. Такое сотрудничество позволяет оптимально привлечь родителей к развитию эмоциональной сферы и навыков общения дошкольников, обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
3. Сочетание таких форм взаимодействия с детско-родительским коллективом, как кружковая деятельность и родительский клуб, позволяет успешно, в соответствии с ФГОС ДО реализовать одновременно два «принципа дошкольного образования : сотрудничество ДОО с семьёй и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».