Ольга Рябухина
Проект «Учимся быть здоровыми»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование необходимости создания проекта:
С введением инклюзивного образования в России, в группах детского
сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ, вызванными различными отклонениями в состоянии
здоровья. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Одним из важных факторов формирования культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья воспитанников детского дома становится применение здоровьесберегающих технологий.
Публикация «Проект „Учимся быть здоровыми“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Вид проекта: Физкультурно-оздоровительный, познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность: Долгосрочный
Участники: Инструктор по физическому развитию, воспитатели,
дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель,
учитель-логопед, психолог.
[i]Цель проекта:[/i]
- выделение и реализация условий обеспечения доступности и качества дошкольного образования детей с ограниченными возможностями;
- создание модели взаимодействия педагогов, специалистов,
медицинского персонала ДОО и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в образовательное пространство ДОО
- формирование культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья воспитанников в условиях ДОО.
Проблема: Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок.
Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом и безопасном образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.
Дети дошкольного возраста имеют очень мало представлений о своем теле и возможностях организма, у них не сформированы представления о бережном отношении к своему здоровью.
Актуальность проекта
Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровье ребенка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду.
Поэтому ДОО должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.
Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения дошкольников и сохранение их здоровья.
С этой целью был разработан проект по здоровьесбережению и формированию здорового образа жизни «Учимся быть здоровыми».
Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей.
Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом. Обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе воспитательно-образовательных развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной.
В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения:
использование гибкого охранительного режима
правильного рационального питания
создание санитарно-гигиенических условий
условий для закаливания
оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей
обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия.
Проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения правильно организованной физкультурно-оздоровительной работы по формированию здорового образа жизни.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Задачи проекта:
создать условия для интеллектуального, физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
создать условия для развития и саморазвития и реализации потребности детей в двигательной активности, на базе соблюдения охранительного режима дня, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической здоровьесберегающей среды;
формировать и развивать коммуникативные способности и навыки социального поведения детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование умения поддерживать друг друга;
оказать индивидуально-ориентированную педагогическую, психологическую и медицинскую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья;
развивать коммуникативные навыки и культуру общения, создание позитивного эмоционального настроя, умение и навыки игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
включить родителей в процесс воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
определение дальнейшего образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия)
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала
Формирование общей культуры воспитанников
Основные принципы (применительно для детей с ОВЗ)
Поддержка разнообразия детства
Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека
Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития
Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ
Создание соответствующего образовательного пространства
Создание программно-методического обеспечения
Создание предметно-развивающей образовательной среды
Создание дидактического обеспечения
Образовательное пространство для детей с ОВЗ
Безопасная среда жизнедеятельности
Функциональные помещения для обеспечения коррекции;
- кабинеты врача, учителя- логопеда, кабинет педагога- психолога, спортивный зал.
Взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство). Программно-методическое обеспечение для инклюзивного ребенка. Основная образовательная программа
Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут
Система индивидуальной работы в календарном плане.
Предметно-развивающая среда для инклюзивного образования
Обязательная зона коррекции
Уголки уединения
Индивидуальное авторское пространство ребенка
Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»
Ресурсы
Информационные: фотоматериалы, иллюстративный материал, дидактический материал, музыкальный материал, речевой материал.
Оформление уголков здоровья и безопасного поведения в группах.
Создание картотеки по здоровьесберегающим технологиям и безопасному поведению.
Дидактическое обеспечение: подбор игр разного вида, фотографии, картинки, дидактические игры.
ТСО: фотоаппарат, музыкальный центр, проектор, экран, ноутбук.
Характеристиками образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ являются:
- структура среды,
- образовательная модель обучения и воспитания,
- функции и позиции взрослого по отношению к ребенку.
Структура среды состоит из 3-х компонентов: Управляющими параметрами в организации ДОО являются состояние предметно-развивающей, коррекционно-развивающей и коммуникативной сред.
Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка с ОВЗ, функционально моделирующая содержание его обучения, воспитания и развития.
Коррекционно-развивающая среда предполагает создание искусственной среды со специально организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка с ОВЗ, т. е. это среда, в которой деятельность ребенка будет успешной.
Коммуникативная среда – совокупность условий, позволяющих ребенку, педагогу и взрослому (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу.
Образовательная модель обучения и воспитания представляет собой показатели психического, физического, умственного и социального здоровья детей с ОВЗ, которые являются ведущими в модели, объединяющими все элементы в целостное единство.
Функции и позиции взрослого по отношению к ребенку представлены в виде управляющих действий. Управляющие действия идут в направлении от педагога и взрослого к ребенку, коррекционно-рефлексивные действия осуществляются в обоих направлениях.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный: Постановка цели и задач, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов, пополнение предметно-развивающей среды, подбор диагностического инструментария.
2 этап – практический: Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.
3 этап – обобщающий: Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний, формулировки выводов, и по возможности составление рекомендаций, презентация опыта.
Этапы работы над проектом
I этап – подготовительный
1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи: первое знакомство
родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить
коррекционные мероприятия; создание доверительного отношения к
специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе
развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье.
2. Налаживание тесного контакта специалиста с родителями -
ознакомление родителей с формами работы ДОУ с семьёй.
3. Составление программы индивидуального сопровождения для каждого
ребёнка с ОВЗ группой психолого-медико-педагогического консилиума
(ПМПк) детей с ОВЗ на основе карт реабилитации, диагноза и
диагностических данных специалистов с определением индивидуального
образовательного маршрута каждого ребёнка.
4. Составление плана работы специалистов ДОО с детьми с ОВЗ.
Формы взаимодействия с родителями:
1. Беседы: групповые и индивидуальные.
2. Консультации: групповые, индивидуальные, по заявке, тематические,
оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования
родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации
предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье.
3. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов»,
«Педагогической гостиной».
4. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений, с целью
формирования активной родительской позиции и адекватной
самооценки. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу
и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что
активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху.
5. Советы и рекомендации: «Упражнения дыхательной гимнастики»
«Рекомендации по закаливанию детей»
II этап – Основной. Организационно – практический
Цель: Разработка системы работы по здоровьесбережению в ДОО –
«Учимся быть здоровыми».
Изучение методической литературы по теме «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста» Наблюдения информации за детьми. Анализ проблемы. Творческие задания для родителей. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин. Беседы. Изготовление родителями нетрадиционного оборудования в соответствии с темой проекта.
Комплекс мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта:
- разработка перспективного плана работы;
- разработка конспектов занятий;
- изготовление практического материала (дидактических игр);
- создание, оснащение и оформление уголков краеведения в группах;
- разработка анкет для воспитателей;
- пополнение материальной базы видео, аудиоматериалами;
- сбор и оформление наглядного материала;
- разработка диагностического материала по теме;
- обобщение и оформление материалов по проекту;
- фотовыставка, презентация: «Учимся быть здоровыми»
Создать единую психологически комфортную образовательную
среду дошкольникам, имеющих разные стартовые возможности.
1. Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы.
2. Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года.
3. Обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.
Содержание:
Повышение компетентности родителей в сфере здоровья
(родительское собрание, консультации, презентации)
Разработка закаливающих мероприятий для детей старшего дошкольного возраста
Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению.
Оздоровительный блок
Задачи физического развития:
стимуляция основных нервных процессов, общетонизирущее действие
на организм;
активизация и нормализация процессов ассимиляции, обмена веществ,
развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц
туловища, создание мышечного корсета;
исправление имеющихся дефектов опорно-двигательного аппарата;
воспитание и закрепление навыка правильной осанки;
повышение неспецифических защитных сил организма.
Формы физического развития:
процедура гимнастики - занятие корригирующей гимнастикой;
утренняя гигиеническая гимнастика с включением корригирующих
упражнений; различные виды самомассажа;
подвижные игры.
Методы работы:
групповые занятия;
индивидуальные занятия;
самостоятельные занятия.
Общая оценка эффективности применения метода физической
культуры идет по следующим параметрам:
уровень психологической активности ребенка;
данные функциональных проб и обследований.
Для детей старшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ необходимо проведение комплексной работы, которая включает в себя работу по познавательному развитию, проведению оздоровительных и коррекционных мероприятий, и содействия родителям в организации воспитания и обучения детей, работу с родителями по оказанию психолого-педагогической помощи.
Развивающая среда:
Изготовление и использование пособий, направленных на: профилактику зрения, плоскостопия, осанку детей. Настольные, сюжетно- ролевые игры, необходимые атрибуты, материалы, рассматривание иллюстраций, книг, плакатов, папки- передвижки, предметные картинки с изображениями тела человека, внутренних органов, оказанию первой помощи; схемы-памятки по соблюдению правил гигиены.
Сохранять и укреплять здоровье детей классическими методами,
так и нетрадиционным;
-классический массаж, в том числе точечный;
-су-джок-терапия - (Су – кисть, Джок – стопа). Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе определенных точек. Воздействуя на эти точки иглами, магнитами, прогревающими палочками, светом определенной волны, семенами и другими активными стимуляторами, су-джок терапевт может помочь организму справится с заболеванием.
- музыкотерапию (воздействие музыкой) (отдельные занятия и сопровождение физкультурно-оздоровительной работы). Используется в качестве вспомогательного средства, как части других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
- сказкотерапию - используется для психологической, терапевтической и развивающей работы;
- цветотерапию - применяется для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя;
- психогимнастику - включающую ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжение и развитие эмоционально-личностной сферы. Например, игры «Моё настроение», «Весёлый-грустный», «Зеркало», «Улыбка»,
«Солнышко и тучка».
Кроме педагогических технологий, мы используем и планируем дальнейшее совершенствование здоровьесберегающих технологий:
- физминутки, направленные на улучшение мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук: «Вверх рука и вниз рука…», «Чтобы отдохнули ножки…», «Не сутультесь, грудь вперед…», «Наклоняемся с хлопком…».
- пальчиковая гимнастика, иммунная гимнастика, утренняя зарядка с использование пособий, направленных на профилактику плоскостопия и осанки у детей. Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Подпрыгни до ладошки», «Совушка».
- релаксация - возможно проведение в любом помещении, но лучше в ссенсорной комнате. Применима для любой возрастной группы. Используется спокойная классическая музыка, звуки природы.
- пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям с младшего возраста, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время.
- гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 минут, в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
- гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
- гимнастика корригирующая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Культурно - досуговый блок.
Организация досуга - важная часть жизни семьи и ребенка в ней.
Лучше всего, если досуг - дело коллективное, когда дети и родители с пользой проводят свободное время, занимаясь интересным делом, или отдыхают.
Формы досуга:
Необходимо заниматься организацией досуга, предлагая им принимать участие в играх, совместных занятиях, встречах с интересными людьми.
Большое значение имеет участие ребенка с ОВЗ в подвижных коммуникативных играх во время групповых занятий, а также
работа родителей, направленная на осуществление переноса отработанных
навыков в бытовую и игровую деятельность.
Существует важный момент в проведении мероприятий для детей с ОВЗ:
продолжительность их не должна превышать 30-35
минут. Это связано с повышенной утомляемостью детей. Любой, самый
интересный праздник, может стать для них недоступным, мучительным
созерцанием, т. к. они не могут долго удерживать внимание, быстро
истощаются и утомляются.
Ожидаемые результаты:
У детей:
сохранение и укрепление физического здоровья детей.
привитие навыков безопасного поведения.
У родителей:
совместное участие с детьми в оздоровительных мероприятиях.
повышение компетентности в вопросах летнего отдыха.
У педагогов:
разработка методического и практического материала по проекту
составление конспектов досуга и праздников
повышение компетентности в вопросах летнего оздоровительного отдыха.
Перспектива развития проекта:
Тесное сотрудничество с родителями в целях сохранения и укрепления здоровья детей и обучения активному здоровому образу жизни в кругу семьи.
Подготовка материалов для публикации на сайте ДОО.
III этап – Заключительный
Цель: Подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее.
- Использование активных форм методической работы: тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций;
- Мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей
- Подведение итогов проекта.
Продуктивность (эффективность) реализации условий, заявленных в проекте «Учимся быть здоровыми», в рамках модели образовательного процесса с детьми с ОВЗ, обеспечит выполнение поставленных задач и достижение сформулированной цели, а именно:
формирование коммуникативных способностей и навыков социального поведения,
компетентность родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.
Воспитатели и специалисты ДОО будут повышать свой профессиональный уровень через курсы повышения квалификации, продолжать заниматься самообразованием и самовоспитанием, стремится к самосовершенствованию по проблеме инклюзивного образования.
Реализация данного проекта поможет воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивном образовательном пространстве быстрее адаптироваться к новым условиям, пополнить свой теоретический, практический, личностный уровень и тем самым поможет ему создать оптимальные условия для воспитания и обучения здоровых детей и
детей с ОВЗ.
Дальнейшее развитие проекта.
В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОО, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач,
а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.
По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечения в данную деятельность дошкольные учреждения района. Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.