Ирина Дехтярчук
Проект «Учимся общаться!»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать
легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками.
В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать.
Публикация «Проект „Учимся общаться!“» размещена в разделах
Для решения этих проблем и был создан проект, направленный на развитие коммуникативных качеств у детей в творческой игровой форме.
2.1. Паспорт проекта «Учимся общаться!»
Проект : Долгосрочный (9 мес., групповой, исследовательско-творческий.
Целевая группа:
Сотрудники ДОУ №565 воспитанники средней группы и их родители.
Актуальность:
•Требования ФГОС дошкольного образования.
•Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей
•Использование различных игр как доступной и интересной формы занятия позволяет работать над всеми аспектами по развитию коммуникативных качеств.
Цель:
Цель – создание комплекса условий для формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста
Задачи:
*разработать систему образовательной работы по
формированию у детей среднего дошкольного возраста коммуникативных навыков;
*отобрать игры, направленные на улучшение качества образовательной работы по формированию у детей коммуникативных навыков;
* привлечь родителей в процесс формирования коммуникативных навыков у детей; *Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации коммуникативных качеств;расширять материально-техническую базу, соответствующую требованиям программы.
Гипотеза проекта : *Если создать условия для игрового общения в детском саду и дома. То развитие и совершенствование форм, видов и средств общения у детей пройдет быстрее и успешнее.
*если будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей, проблемы воспитания и развития.
Предполагаемые результаты:
повышение темпа в развитие коммуникативных качеств в целом через включение детей дошкольного возраста в игровую деятельность;
позитивное взаимодействие детей в коллективе;
правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
расширение и активизация словаря дошкольников.
Риски:
• Недостаточность условий в детском саду для реализации проекта.
• Нежелание родителей быть активными участниками процесса.
Пути преодоления:
Преподносить материал проекта, не перегружая объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Приглашать родителей на промежуточные итоговые занятия. Грамоты, благодарности, призы. Индивидуальная работа с детьми и родителями.
Содержание проекта «Учимся общаться!»
Ресурсная база проекта
Кадровые ресурсы. Для успешной реализации проекта педагогу необходимо, в первую очередь, сотрудничество с музыкальным руководителем, учителем-логопедом; с педагогами других групп.
Информационные ресурсы. Видео-презентации, видео-викторины, интернет - ресурсы.
Материально – технические ресурсы. Наличие необходимых методических пособий, сборников игр на формирование правильной адекватной самооценки, игр, направленных, на сплоченность детского коллектива, на формирование положительных межличностных отношений., игр, направленных, на развитие коммуникативных умений и сюжетно-ролевые и режиссерские игры, сборников театрализованных игр
Программно – методические ресурсы
1. Васильева О. К. Образная игрушка в играх дошкольников. М. : Издательство: Детство-пресс, 2003.
2. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. / Под ред. Дороновой Т. Н., Карабановой О. А., Соловьевой Е. В. М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2002.
3. Недоспасова В. А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей /Под ред. В. А. Недоспасовой. – М. : Просвещение, 2004.
Реализация проекта должна начаться с организации игровой среды в группе. Подбором игр, атрибутов, литературных произведений.
Оформлены различные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды игр, дидактические, настольно-печатные и развивающие.
На занятиях должны создаваться условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей, должна иметь место постановка проблемной ситуации. Также при условии, если родители принимают активное участие в реализации проекта, оказывают помощь педагогу.
2.2. Этапы реализации проекта «Мы играем в театр!»
Этап проекта Работа с детьми Работа с родителями
1. Подготовительный (организационный) этап
• Подбор методической литературы.
• Подбор наглядных пособий и оборудования.
• Разработка перспективного плана работы, представленного в Приложении 1 (подбор дидактического и методического оснащения проекта, подборка различных блоков игр, включая театральные
• Выбор методов диагностики коммуникативного развития
• Подбор музыкального сопровождения.
• Консультации со специалистами ДОО. Исследование коммуникативной активности.
1 Самооценка. Для определения самооценки детей среднего дошкольного возраста использовался тест «Лесенка» (авторы С. Г. Якобсон, В. Г. Щур) (см. Приложение)
2. Определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми по методике М. И. Лисиной. (см. Приложение)
3. Диагностика межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста. Социометрический метод вербальных выборов.
4. Диагностика коммуникативных умений. «Тест для изучения коммуникативных умений детей 4-7 лет» Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой - «Рукавичка» (см. Приложение)
5. Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
6. Консультация и рекомендации для родителей.
• Анкетирование родителей по проблеме коммуникативного развития детей.
• Подборка консультаций для родителей.
• Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
1. Основной (практический) этап
• Проведение основных мероприятий по плану проекта
• Игры с элементами логоритмики и ритмопластики.
• Игры на развитие коммуникативных качеств.
• Игры-драматизации.
• Театрализованные игры на развитие эмоций и впечатлений, воображения и способности к творчеству.
• Сюжетно – ролевые игры.
• Режиссерские игры
• Артикуляционная гимнастика.
• Пальчиковые игры.
• Речевые упражнения, этюды.
• Тематические беседы.
• Знакомство детей с фольклорными формами.
• Разучивание стихов, скороговорок, чистоговорок.
• Психогимнастика.
• Игры – ряженья.
• Игры – импровизации. • Работа с родителями (анкетирование, консультации, рекомендации).
• Участие в фото-выставке «Мы учимся общаться!» Совместный с родителями досуг «Чайный вечер».
3. Заключительный этап • Итоговый мониторинг развитие коммуникативных качеств в средней группе.
• Итоговое открытое занятие. • Опрос и анкетирование родителей.
• Итоговое открытое занятие.
2.3. Диагностический инструментарий уровня сформированности коммуникативных качеств детей дошкольного возраста
Организация, этапы и методики исследования
Первый этап исследования - констатирующий.
Цель: выявление начального уровня сформированности коммуникативных качеств у детей средней группы.
Согласно психолого-педагогической литературе для исследования мной были выделены следующие коммуникативные качества наиболее характерные для детей среднего дошкольного возраста:
1. Коммуникативная активность (насколько ребенок открыт для общения как со взрослыми, так и сверстниками и каков характер его взаимодействия);
2. Элементарные коммуникативные умения (здоровается, прощается, извиняется, благодарит);
3. Способы общения со сверстниками (открытость, отзывчивость, доброжелательность, умение сочувствовать, сопереживать, договариваться и т. п.);
4. Вербальные и невербальные способы общения.
Для определения уровня выделенных коммуникативных качеств были определены следующие критерии:
Коммуникативная активность:
самооценка дошкольников среднего возраста.
ведущая форма общения со взрослым.
Элементарные коммуникативные умения:
уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками.
Способы общения со сверстниками
межличностные отношения, сложившиеся на момент начального этапа опытно-поисковой деятельности.
уровень развития коммуникативных умений, необходимых для формирования коммуникативных качеств (умение договариваться, умение делиться с партнером, осуществлять взаимоконтроль, взаимопомощь, отношение к полученному результату).
Вербальные и невербальные способы общения:
уровень развития речи (употребление в речи предложений простых, сложных, с прямой речью, четкость в произношении звуков).
умение распознавать и изображать различные эмоции, соответствие мимики, жестов содержанию речи).
В психологической литературе существует множество диагностических методик для определения уровня сформированности коммуникативных качеств, умений, навыков и т. п. Чаще всего такой диагностикой занимается специалист - психолог. Для данного исследования были отобраны такие методики, которые могут быть использованы воспитателем группы детского сада.
Целью второго этапа проекта стало создание условий для повышения уровня сформированности коммуникативных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством использования игр, направленных на сплочение детского коллектива, межличностных отношений, формирование адекватной самооценки, на развитие коммуникативных умений и т. п.
Теоретический анализ психолого- педагогической литературы выявил большое разнообразие игр. Все игровые упражнения можно разделить на несколько групп в зависимости от того, на какую сферу человеческой личности они воздействуют.
1. Игры, которые воздействуют на физиологию дошкольника. Такие игры помогают снять мышечные зажимы, способствуют развитию гибкости, пластичности тела, стимулируют самовыражение детей в эмоциональном движении. Игры, ориентированные на телесные ощущения, помогают ребенку справляться с пассивностью, скованностью, закрепощенностью и замкнутостью. Пример игры «Двигайся, как медведь, страус, лягушка и т. д.». Детям предлагается в движении изобразить какое-либо животное или сказочного персонажа.
2. Игры, влияющие на развитие вербальных и невербальных способов общения. Вербальное общение формируется с помощью сочинения рассказа о переживании сильных чувств: страха, гнева, грусти, а также в игре «Испорченный телефон». Обучение невербальному общению с помощью жестов, мимики, пантомимы осуществляется в играх «Говорим через стекло», «Рассказываем стихи жестами», «Показываем мимикой, чего хочешь».
3. Игры на ознакомление с человеческими эмоциями, обучающие умению выражать свои эмоции и правильно распознавать эмоциональное состояние товарища. Здесь используются такие игры, как «Дневник настроений», «Изобрази эмоции пальцами», «Эмоции в картинках». Для игр применяются карточки с изображением различных эмоций схематическим рисунком, дети подбирают соответствующую пиктограмму к изображенной на рисунке эмоции. На пустых карточках дети могут изобразить свое лицо, радостное или грустное.
4. Игры, направляющие внимание на себя самого, свои чувства, состояние. Упражнение «Психологический автопортрет» учит детей отвечать на вопросы о себе: за что можно похвалить и за что можно поругать? Упражнение «Опиши себя» предлагает ребенку описывать личные качества, увлечения, чувства, черты характера. Если ребенок затрудняется самостоятельно рассказать о себе, разрешаются подсказки других детей. Таким образом, развивается способность дошкольника задумываться о себе, о том, каким он сам себя представляет и каким видят его окружающие.
5. Игры, направленные на осознанное отношение к своей семье в целом, каждому ее члену в отдельности и к себе как значимому и полноправному члену семьи. Это могут быть задания «Нарисуй свою семью и свой дом», рассматривание фотоальбомов с заданием прокомментировать каждую фотографию, беседа о любви к родителям. Это и сюжетно-ролевая игра «Семья» или «Дочки-матери». Такие игры активизируют развитие чувства родства, теплоты, любви к членам своей семьи, а также дают понимание о том, что ребенок сам является таким же родным, любимым и принимаемым человеком для своих домочадцев.
6. Игры, направленные на активизацию навыков взаимодействия с другими людьми. Такие игры формируют у детей внимательное отношение к индивидуальным особенностям своих товарищей, способствуют доброжелательному, дружескому отношению к ним, создают чувство единения, причастности к общему делу. Для этого используют упражнение «Рисуем вместе», где вся группа работает над созданием одного большого объекта, в котором каждый ребенок отвечает за отдельный элемент. Дети учатся договариваться, уступать, делиться карандашами, фломастерами, обсуждать проект рисунка. Сюда же можно отнести и сюжетно-ролевые и режиссерские игры. В них дети, проигрывая различные жизненные ситуации, решают нравственные вопросы, как лучше поступить в той или иной ситуации, задумываются над вопросом, какого человека называют добрым, честным, смелым, вежливым.
В соответствии с результатами исследований, из вышеуказанных групп игр отобраны и организованы в четыре блока игры коммуникативной направленности (см. Приложение 9) :
1. Блок 1. Игры на формирование правильной, адекватной самооценки.
2. Блок 2. Игры, направленные на сплоченность детского коллектива, на формирование положительных межличностных отношений.
3. Блок 3. Игры, направленные на развитие коммуникативных умений.
4. Блок 4. Сюжетно-ролевые и режиссерские игры.
Каждый блок игр решает нескольких задач. В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность, концентричность при использовании игр. Разработка игр завершена и принято решение внедрить их в свою работу для улучшения показателей коммуникативных качеств детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ нормативно - правовой, психолого - педагогической и методической литературы, а также интернет – ресурсов позволяет сделать вывод, что коммуникативное развитие дошкольника стало рассматриваться в современной науке как самостоятельная педагогическая дисциплина сравнительно недавно.
Говоря об особенностях коммуникативной деятельности детей 3-5 лет, нужно помнить о необходимости новых эффективных путей для нормализации и развития у детей коммуникативных качеств, предполагающих адекватные проявления межличностного отношений в процессе разнообразной деятельности, как с взрослыми, так и в кругу сверстников, о развитии грамотной речи, о развитии коммуникативных умений различного характера. Важно во время начать работу по формированию этих качеств, т. к. находясь постоянно в обществе, ребенок должен строить отношения с этим обществом и учиться управлять своим поведением в любой ситуации.
1. Коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста требует создания комплекса психолого-педагогических условий. Согласно научным исследованиям, понятие «коммуникативные качества» неразрывно связано с понятием «общение». И именно в среднем дошкольном возрасте можно наблюдать, как в различных ситуациях общения происходит формирование коммуникативных качеств ребенка.
Таким образом, у детей среднего дошкольного возраста возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. А характер взаимодействия и общения ребенка зависит от сформированности его коммуникативных качеств. Процесс формирования коммуникативных качеств дошкольника среднего возраста сложен и противоречив. Но все исследователи сходятся в одном утверждении, коммуникативные качества личности формируются и развиваются при взаимодействии с другими людьми. Следовательно, для формирование будущей личности ребенка важным является влияние его близкого окружения. Формирование коммуникативных качеств "дает" ребенку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.
2. В работе с детьми дошкольного возраста использовать следующие средства коммуникативного развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр, художественная литература. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
3. Результат этой работы должен выражаться в сформированности у детей коммуникативных качеств, основанных на правильной самооценке, на таких коммуникативных умениях как желание вступать в контакт со сверстником и со взрослым, умение организовывать общения с учетом знаний правил и норм общения, умение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности. Использование игр коммуникативной направленности, сюжетно-ролевых и режиссерских игр должно привести к тому, что дети должны научиться адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, проявлять чуткость к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого, согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия.
Задача воспитателя, осознавая значимость процесса формирования коммуникативных качеств, осуществлять работу по их формированию комплексно, закрепляя полученные умения и навыки в различных видах деятельности. Реализация данного педагогического процесса должна строится с учетом возрастных особенностей детей и на основе ведущей деятельности этого возрастного периода.
• Проект «Учимся общаться!», направленный на коммуникативное развитие детей, включает 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе планируется:
Исследование коммуникативной активности детей.
Анкетирование родителей по проблеме коммуникативного развития детей.
Подборка консультаций для родителей.
Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
Разработка перспективного плана работы (подбор дидактического и методического оснащения проекта, подборка блоков игр, наглядных пособий, оборудования).
Подбор музыкального сопровождения.
Консультации со специалистами ДОО.
Основной этап:
Цикл мероприятий, направленных на реализацию проекта (игры, беседы, игровые упражнения, музыкальные занятия, танцевальная деятельность, проведение совместных с родителями досугов, оформление стендов для родителей, работа с родителями и т. д.).
Заключительный этап:
Итоговое открытое занятие.
Итоговый мониторинг.
• Перспективы исследовательской работы – подготовка выпускной квалификационной работы: апробация проекта в рамках преддипломной практики, проведение опытно-практической работы по заявленной проблеме в ДОО.