Наталья Волкова
Творческий проект «По дорогам добрых сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
ГБОУ "Школа 950"г. Москвы
Воспитатели: Авторы проекта
Дети, родители, педагоги старшей группы ГБОУ «Школы 950» г. Москвы
Москва, Северо-Восточный административный округ
Название проекта
Вид проекта
Творческий
Длительность
Средней продолжительности (6 недель)
Возрастная группа
Старшая группа
Образовательная область
Художественное творчество. Чтение художественной литературы. Познание. Музыка. Коммуникация. Социализация.
Темочки:
Цель и задачи проекта :
Цель: пробуждать в детях первые яркие представления о своем народе, о его культуре,
способствовать воспитанию патриотических чувств, приобщать к миру прекрасного;
научить детей ценить и любить народное творчество
Задачи:
1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, знать их названия и авторов, пересказывать содержания, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный); совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказки для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.
2. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Планируемые результаты
После завершения проекта дошкольники смогут :
– относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
– выбирать наиболее точную формулировку главной мысли сказки;
– составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану; размышлять о характере и поступках героя;
– относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои - помощники, нейтральные персонажи);
– выразительно пересказать произведение, соблюдая интонацию, паузы.
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– выражать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
– почувствовать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира
Краткое содержание проекта
Проект основан на задачах образовательной области «Художественная литература» программы «Истоки». Одновременно осуществляется интегрирование с такими образовательными областями как: «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора; дидактическая игра, подвижная игра, «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Театрализованная деятельность»
• Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Но так как добрых людей больше, то удача на их стороне. Сказка формирует положительный образ – доброго, умного, верного своему слову, сильного героя. Дети должны научиться у сказки не бояться трудностей.
• Сказка всегда содержит скрытую мораль: не обманывай, не жадничай и не предавай.
В ходе осуществления проекта дети попытаются осуществить элементарный поиск информации для ответа на вопросы: «Чему учит сказка?», «Где и как они зародились?», «Каковы отличительные особенности русской народной и авторской сказки?», «Почему добро побеждает зло?».
В процессе работы над проектом дети совместно со взрослыми создадут различные продукты деятельности: рисунки, аппликации, маски, атрибуты для сказочных героев, а вместе с родителями сами придумают свою сказку и нарисуют иллюстрацию к ней, подготовят спектакль «Кошкин дом» по произведению С. Я. Маршака
Этапы реализации проекта
I этап. Введение в тему. Постановка проблемных вопросов.
Что такое – сказка? Что мы знаем о сказках? Что хотелось бы узнать о русских народных и авторских сказках?
Цель: выявить уровень знаний детей о сказках, заинтересовать предстоящей деятельностью.
Используется беседа «Что такое – сказка?» и постановка проблемного вопроса: какие мы знаем сказки, чему они учат? В ходе беседы уточняются знания детей о том, каких сказочных героев мы знаем, какие из них добрые, какие злые? Почему? Детей подводят к тому, что сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Используется модель трёх вопросов.
Что я знаю Что я хочу узнать Где я могу найти ответы на мои вопросы
1. Люди сами придумывают сказки.
2. В сказках добро побеждает зло.
3. В книгах со сказками можно увидеть яркие, красочные иллюстрации.
4. Сказки бывают разные : о животных, бытовые сказки, волшебны.
5. У нас в группе много книг со сказками. 1. Какие сказки придумал народ, а какие конкретные авторы?
2. Кто рисует иллюстрации к сказкам?
3. Чем отличаются сказки авторов разных стран?
4. С какой целью создаются сказки? Спросить у воспитателей.
Спросить у родителей, бабушек, дедушек.
Поискать в книгах, в Интернете.
II этап. «Планирование»» (на основе использования модели трёх вопросов)
*Обсуждение вариантов поиска нужной информации
*Выбор произведения для постановки спектакля.
*Планирование этапов исследовательской и творческой деятельности
*Обсуждение перечня костюмов и нужных атрибутов, которые понадобятся
для постановки спектакля в детском саду.
III этап. «Поиск информации» - исследовательский этап
Исследовательский этап включает в себя самостоятельную и совместную с родителями деятельность детей, связанную с поиском информации о возникновении сказок, о чем рассказывают сказки (сказки могут быть о любви, о поиске, об одиночестве, о дружбе, о взаимопомощи, просто о жизни), а также образовательную деятельность, организованную педагогом.
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществляется
*в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности;
*в ходе режимных моментов;
*в ходе самостоятельной деятельности
* в процессе организации сотрудничества с родителями воспитанников,
специалистами детского сада.
IV этап. «Организация работы с детьми по реализации замысла»
• Чтение различных сказок
• Подбор книг и иллюстраций к различным сказкам
• Оформление выставки детских книг, изготовленных совместно с родителями.
• Использование полученной информации в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных)
• Художественно-творческая деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) по темам проекта
• Дизайн-деятельность: изготовление атрибутов для театрализованных и сюжетно-ролевых игр и декоративное оформление интерьера (кукольного, детского)
• Разучивание и исполнение народных танцев, песен, игр (по теме проекта)
• Организация образовательной деятельности с учё том интеграции образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».
V этап. «Презентация проекта»
Презентация проекта : постановка спектакля «Кошкин дом», выставка детско-родительских проектов («Сказки, придуманные нами», выпуск стенгазеты «Пу тешествие в сказку», организация выставки детских работ (иллюстрации к различным сказкам). и др. продуктов творчества
Краткое описание проекта
Описание методов оценивания
В начале проектной деятельности изучается уровень представлений детей о русских народных и авторских сказках (формирующее оценивание). Используя проблемную ситуацию, педагог вызывает интерес детей к данной теме, после чего уточняет их представления, подводит к обсуждению вопросов, на которые дети «хотели бы» получить ответ, и деятельности (самостоятельной и совместной со взрослыми).
Работа над проектом завершается представлением результатов в виде выставок продуктов деятельности (лепке, аппликации, рисования), а также открытым показом спектакля «Кошкин дом» и выставкой творческих работ детей совместно с родителями и педагогами(«Сказки, придуманные нами»).
Описание форм образовательной деятельности
Вводная беседа 1 день
Используется беседа «Что такое – сказка?» и постановка проблемного вопроса: какие мы знаем сказки, чему они учат? В ходе беседы уточняются знания детей о том, каких сказочных героев мы знаем, какие из них добрые, какие злые? Почему? Детей подводят к тому, что сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам.
Выясняется, что дети уже знают о сказках, и что им ещё хотелось бы об этом узнать.
Предлагается подумать, какая тема исследования для них наиболее интересна, обсудить её дома с родителями.
Для родителей проводится консультация, на которой они знакомятся с использованием проектного метода в работе с детьми дошкольного возраста, его задачах и формах проведения. Обсуждается возможное участие родителей в осуществлении проекта; обсуждаются темы, которые могут заинтересовать их детей; оформляется информационный стенд с рекомендациями и приглашением принять участие в проекте.
1 неделя
С дошкольниками проводятся различные формы образовательной деятельности: рассказ воспитателя на тему : «Что такое – сказка?»; беседа о русских народных сказках, о главных героях, о добре и зле; рисование «Лисичка - сестричка из русских народных сказок»; коллективная работа по аппликации «Там, на неведомых дорожках»; знакомство с еще непрочитанными русскими народными сказками; сюжетно-ролевая игра «В гостях у сказки»; дидактическая игра «Найди героя сказки»; рассматривание иллюстраций, альбомов по мотивам русских сказок; в изо. уголке выставляются различные иллюстрации к сказкам.
Продолжается активное сотрудничество с родителями, беседы по выбранной теме; оформляются стенды, папки-передвижки с консультациями и рекомендациями для родителей по теме проекта.
Родители и дети нашей группы посетили детский музей Дом сказок «Жили-были», где они рассмотрели утварь и убранство русской избы, поговорили о героях из различных сказок, смогли лично рассмотреть и потрогать различные сказочные предметы и атрибуты.
2 неделя
С дошкольниками продолжается образовательная деятельность по различным направлениям: (беседа «Сказка-ложь, да в ней намек»; «Иван- царевич и Иванушка –дурачек»; рисование: «Гуси - лебеди», «Любимый герой из сказки «Колобок», «Зайчишка-трусишка и лисичка- сестричка», «Твой любимый сказочный герой»; лепка: «Мои любимые герои из русских народных сказок» (коллективная работа); настольный театр: «Теремок»; рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; проводится презентация детско-родительского проекта «Сказки, придуманные нами»).
Продолжается подбор иллюстраций, продуктов детской деятельности для оформления выставки.
3 неделя
С дошкольниками продолжается образовательная деятельность по различным направлениям: (рассказ воспитателя «Что такое авторская сказка»; чтение авторских сказок : Ершов «Конек-Горбунок»; рисование: «Девочка Снегурочка», «Два Мороза», «Двенадцать месяцев»; прослушивание сказок в аудиозаписи; дидактическая игра «Помоги Иванушке»; рассматривание иллюстраций к авторским сказкам; слушание записей народных мелодий; показ спектакля «Теремок» детям младших групп).
Выпущена стенгазета «Путешествие в сказку», посвященная поездке детей в Дом сказки.
Продолжается подбор иллюстраций, игрушек и сказочных предметов для оформления детской выставки.
4 неделя
С дошкольниками продолжается образовательная деятельность по различным направлениям: (рассказ воспитателя «Герои сказок братьев Гримм»; продолжение чтения авторских сказок; рисование иллюстраций к сказке Г. Андерсена «Снежная королева»; конструирование: «Замок Снежной королевы»; слушание народных мелодий; рассматривание иллюстраций к данным сказкам; изготовление масок и других атрибутов для сюжетно-ролевых игр; художественный труд: изготовление короны для принца и принцессы для настольного театра;
Готовится оформление зала, костюмы для проведения спектакля «Кошкин дом». Разучиваются песни, танцы, стихи.
5 неделя
С дошкольниками продолжается образовательная деятельность по различным направлениям: рассказ-беседа «Знакомство со сказками разных народов»; чтение книги «Иркутские сказки»; рисование к сказкам : «Как ветер к великой горе ходил», «Зубы, хвост и уши»; родителям с детьми предлагается самим придумать, как обыграть прочитанную сказку (или сделать поделку, рисование: «Из каких сказок эти герои?»; проведение литературной викторины: «По страницам добрых сказок», подборка материала для проведения данного мероприятия.
Продолжают разучиваться песни, стихи, танцы к спектаклю «Кошкин дом».
Заключительный этап
Проводится выставка детских работ, книг, иллюстраций к сказкам, изготовленных детьми за время проведения проекта.
Показ спектакля «Кошкин дом» детям младших групп и родителям