Светлана Кубасова
Проект «Сезонные изменения в неживой природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Начальный этап
Название проекта : «Сезонные изменения в неживой природе»
Возраст детей: 4- 5 лет
Вид (тип) проекта :
- долгосрочный
- коллективный
Проблема
- Проследить за изменениями, происходящими в неживой природе в разное время года.
- Познакомить детей с явлениями неживой природы с помощью условных обозначений.
Участники:
- Педагог и дети.
- Родители.
- Руководитель Изодеятельности.
Публикация «Проект „Сезонные изменения в неживой природе“» размещена в разделах
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Неживая природа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Физорг.
- Музыкальный руководитель.
Разработка проекта (планирование)
1. Анализ проблемы:
- Что мы знаем?
- Что хотим узнать?
Мы знаем:
- Осень, зима, весна, лето – времена года (Арина)
- Осень жёлтая, зима белая, весна зелёная, лето красное (Настя)
- Осенью моросят мелкие холодные дожди (Катя)
- Осенью часто бывает пасмурная погода (Вадим)
-Дни становятся короче, а ночи длиннее (Снежана)
- В году четыре времени года (Полина)
-Осень жёлтого цвета из- за окраски листьев (Яна)
- Зимой снег укрывает землю пушистым покрывалом (Камилла)
- Зимой часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги, из - за этого появляются сугробы. (Вадим)
-Зимой солнце редко выглядывает из- за туч и греет слабо (Полина)
- Зимой стоят морозные дни. Реки, озёра, пруды покрыты льдом (Илья)
-Зима белого цвета, потому что снег белый (Милана)
-Зимой ночь становится длиннее дня (Надя)
Хотим узнать:
-Весной солнце поднимается выше, светит ярче в голубом безоблачном небе.
-С крыш свисают сосульки, звенит весенняя капель.
-Весной бегут журчат ручьи.
- На полянах и пригорках появляются проталины.
-Реки, озёра, пруды очищаются ото льда.
-День становится равен ночи.
-Иногда может быть весенняя гроза.
-Летом солнце светит ярче, чем весной.
- Дни летом становятся длиннее,чем ночи, а ночи короче.
- Летом во время дождя может быть гроза.
-После дождя летом часто можно увидеть радугу.
-Возможен град.
Задачи:
1. Учить детей называть состояние погоды осенью, зимой, весной, летом.
Учить детей любоваться осенними листьями, правильно называть цветовую гамму – жёлтый, зелёный, оранжевый.
Учить анализировать и делать выводы.
Учить называть различные признаки времён года (осень, зима)
2. Познакомить детей с признаками весны и лета.
Познакомить детей с тем, что снег и лёд – это вода, познакомить с явлением природы, как туман и иней.
Познакомить детей с явлением неживой природы – изменения, происходящие с солнцем, с понятием «продолжительность дня».
3. Закрепить представления об осени, как времени года (изменения в неживой природе).
Закрепить знания детей о неживой природе.
Закрепить знания детей о зимнем явлении – морозе.
4. Систематизировать представления детей о зимних природных явлениях, состоянии неживой природы.
5. Формировать представления о состоянии неживой природы весной.
Формировать интерес детей к неживым объектам природы.
Формировать представления детей об облаках.
Формировать умение детей любоваться спокойно падающими снежинками.
Формировать преставления детей о появлении сосулек, о причине их таяния, из чего состоят.
6. Углубить знания детей о свойствах песка.
7. Развивать умения детей видеть простейшие связи между явлениями неживой природы.
Развивать наблюдательность, интерес детей к явлениям неживой природы.
8. Воспитывать доброе отношение к миру природы.
Воспитывать у детей желание правильно вести себя в природе.
Обсуждение альтернатив:
Кто нам поможет узнать?
- Наблюдения за объектами неживой природы (явления природы).
-Чтение рассказов о каждом времени года, отгадывание загадок, заучивание стихов про осень, зиму, весну, лето.
- Заучивание пословиц, поговорок, народных примет.
- Экскурсии, целевые прогулки по экологической тропинке.
- Рассматривание картин:
И. Левитан " Золотая осень" «Осенний день» «Весна, большая вода»
И. Шишкин «Зима»
А. Саврасов «Зимний пейзаж, иней» «Грачи прилетели» «Радуга»
Т. Яблонская «Летом»
Попов «Зимние развлечения»
- Беседы
-Рассматривание иллюстраций с изображением времён года.
- С помощью условных обозначений отмечать на плакате с помощью детей явления того или иного времени года.
Перспективный план мероприятий:
Познание
-Целевые прогулки по участку детского сада.
-Беседы: «Что нам осень принесла?»
«Что можно делать зимой»
«Почему мне нравится зима»
«Что такое почва?»
«О чём шепчутся камушки»
«О Зиме» (с использованием стихов и
слайдов.
- Чтение художественных произведений об осени, зиме, весне, лете.
- Заучивание закличек о явлениях неживой природы.
- Заучивание стихов.
-Определить с детьми свойства песка и глины во взаимодействии с водой.
- Творческое рассказывание «Моё любимое время года».
- Решение речевых логических задач:
«Что бабушка рассказала Саше»
«Где снежинка?»
«Зимние братья»
«Волшебные льдинки»
«Когда это бывает»
«Удивительные капельки»
«Летом»
- Чтение художественной литературы
*Фольклорные потешки о воде.
*Л. Квитко «На песке»
*С. Я. Маршак "Круглый год" «Двенадцать месяцев»
*Заучивание стихов о зиме, весне, лете, осени.
*А. Суриков «зима»
*М. Волошин «Осень»
*С. Вышеславцева «Весна»
*А. С. Пушкин «Осень»
*Чтение Н. Некрасов «Мороз – воевода»
*С. Козлов «Зимняя сказка»
*К. Д. Ушинский «Четыре желания»
«Ветер и солнце»
*Г. Скребицкий «Четыре художника»
Художественно – эстетическое (Изодеятельность)
Рисование: «Осень»
«Осенний орнамент»
«Снежинка»
«Морозные узоры»
«Ручейки»
Лепка: «Строим песочный замок»
«Лепим песочные куличи»
«Зимние развлечения»
Конструирование: «Выкладываем узоры из камушков и другого природного материала»
Аппликация: «Падает снежок»
«Осенний пейзаж»
«Снеговик»
«Весенний пейзаж»
Музыкальное воспитание, культурно – досуговая деятельность
* Досуг: «В гостях у осени»
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие
друзья»
«В гостях у хозяйки Медной горы»
*Новогодний праздник»
*Развлечение с водой
*Показ сказки «Снегурушка и лиса»
*Праздник «Здравствуй Весна – красна»
*Слушание произведения П. И. Чайковского «Времена года»
Игра:
Дидактические игры:
«Когда это бывает?»
«Угадай стихотворение»
«Сложи картинку»
«Какое время года»
«Угадай по описанию»
«Дары природы»
«Какая сегодня погода»
«Опиши, я отгадаю»
«Разрезные картинки»
Подвижные игры:
«Снежинки и ветер», «Замри»
«Раздувайся пузырь»
«Солнышко и дождик»
Трудовая деятельность
*Расчистка снега с дорожек
*Постройки из снега
*Сгребание снега в кучу лопатой
*Сгребание сухих листьев граблями
Работа с родителями:
*Консультации для родителей на тему
«Лицом к природе»
«Из камушек и ракушек»
*Создание альбома «Времена года» (Родители вместе с детьми)
*Помещать в уголок для родителей информацию о каждом времени года по месяцам.
*Папка передвижка с материалами по ознакомлению детей с явлениями неживой природы.
Выполнение проекта :
Педагог и дети: с 1 по 25, с 26 по43, с 65 по73, с 78 по 81
Специалисты: с 44 по 64, с 74 по 77
Родители: с 82 по 85
Презентация:
- Наличие продукта проектной деятельности
*Оформление тематической выставки «Моё любимое время года»
*Оформление фотоальбома на тему «Как мы отдыхаем в разное время года»
-Мероприятие, на котором он будет презентоваться:
Физкультурный досуг «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Литература:
1. В. И. Сивоглазов, А. А Плешаков. Природа и человек : Введ. В естеств. науки. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. – М. :Просвещение,1996г. – 256с. : ил.
2. Журнал «Обруч» №5, 7, 11, 2008г.
3. Н. Ф. Виноградова. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., доп. – М. :Просвещение, 1982г. - 112с., ил.
4. Журнал Дошкольное воспитание № №7 2006г.
5. Журнал «Воспитание и обучение», 2007г., 2008г.
6. «Дошкольное образование» № 5, №17 2007г.
7. «Дошкольное образование» № 9 2008г.
8. «Дошкольное образование» № 11 2010г.
9. «Дошкольное образование» №7 2008г.
10. «Дошкольная педагогика» № 5,7 2008г.