Елена Новикова
Конспект НОД «Зимние явления в неживой природе».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Зимние явления в неживой природе.
Цель: Стимулировать детскую любознательность, стремление глубже изучить явление природы (свойства снега, поддерживать проявление интереса детей к экспериментированию, исследованию.
Программное содержание:
1. Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца; представление о снеге и его свойстве (снег тает в тепле, снег не прозрачный, снег белый, снег не имеет запаха).
2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
Публикация «Конспект НОД „Зимние явления в неживой природе“,» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
3. Активизировать речь за счет слов: наст, водяной пар, снежная крупа, лупа, эксперимент. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы по содержанию рассказа
4. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы, желание активно познавать и действовать.
5. Воспитывать стремление сохранить и оберегать природный мир, видеть его красоту.
6. Оздоровительная: здоровье сберегающий подход к образовательной деятельности.
Предварительная работа
1 .Рассматривание картин на зимнюю тематику
2. Чтение стихотворений о зиме, снежинках.
3 .Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.
4. Рисование снежинок.
5. Вырезывание снежинок из салфеток.
Материалы и оборудование
Дем. - модели планет (Солнца и Земли); наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;
Разд. - одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.
Методические приёмы:исследовательский метод; постановка проблемы и её разрешение; моделирование; чтение художественной литературы с использованием информационно- рецептивного метода направленного на организацию обеспечения восприятия запоминания детьми информации; музыкальное сопровождение; имитация движений; рефлексивный метод.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель говорит: Ребята, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно.
«Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И ВЕСНА настала!»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?
Дети:.
Воспитатель (обобщает ответы детей) Мы с вами знаем, что наша Земля планета, и она вращается вокруг своей оси,вот так как сейчас поворачивается наш глобус, а теперь представим, что это солнце, так вот земля еще вращается и вокруг солнца, вот так. А теперь давайте представим, что планета наша разделена на четыре части, на первой обязательно наступит весна, на второй лето, на третей -осень и на четвертой зима. Тот, бочек земли который ближе всего она подставила к теплому солнышку греется больше всего- здесь лето, зимой конечно тоже светит солнышко, только в течении трех зимних месяцев солнце находится от земли дальше всего, поэтому греет меньше. От этого зимой холодно, дни становятся короче, а ночи длиннее.
Воспитатель: А, что бывает зимой? Одна из примет зимы – с неба падает снег. Воспитатель: Есть такой рассказ Владимира Архангельского
«Летят снежные пушинки». Хотите его послушать?
Ответы детей.
Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.
- Как называется рассказ? Кто автор?
- О каких снежных пушинках идет речь?
- О каких снежных пушинках говорит автор в рассказе? (он говорит о снежинках)
- На что были похожи снежинки? ( «Цветок с шестью лепестками», «Звездочка с шестью лучами»)
- Где побывали ученые? (в облаках)
- Что они там увидели? (они увидели как образуются снежинки)
- Что же такое снежинка? (это замершая капелька водяного пара)
- Как образуется наст?(твердая корочка на снегу)
- Кому тяжело передвигаться по насту? Почему?
- А почему заяц по насту мчится как по паркету?
Физкультминутка "Зимний сон"
Тихо, тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима (бег по кругу на носочках)
Теплым одеялом укрывая,
Землю и деревья, и дома.
Над полями легкий снег кружится,
В полночь звезды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес.
Спят на елках золотые совы,
В сказочном сиянии луны.
На опушки леса спят сугробы
Как большие снежные слоны.
Все меняет форму и окраску,
Гасят окна сонные дома.
Засыпает медленно сама.
Воспитатель: Хотите еще больше узнать о снеге. Представ те, что вы ученые- исследователи. А кто такие ученые? Давайте сядем за столы. Будем выяснять, какой снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа). А что такое лупа? (увеличительное стекло). А, что еще вы видите на столах?(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово"пожалуйста").Давайте возьмем лупу и внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите?(вода грязная). Ребята, а почему вода грязная? (приносят снег)Давайте потрогаем снег какой он на ощупь? (холодный).Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Почему? Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным).
Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круг, квадрат). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где крут видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз)
Воспитатель:Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый - в центре снежинки вата).
Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать). Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)
Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, еще один опыт. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем холодную воду (приглашается ребенок проверить температуру воды, (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Для этого мне нужен помощник. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? Выводы. (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращает внимание детей на то, что снег - это замерзшие капельки водяного пара. Мы свами знаем, что снег превращается в воду, у меня есть две капельки одна улыбается, другая грустит, если вам понравилась наша образовательная деятельность возьмите улыбающуюся капельку, если нет- грустную.