Елена Зиганшина
Конспект речевой НОД по речевому развитию в старшей группе «Весна. Изменения в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект речевой непосредственной – образовательной деятельности
по речевому развитию в старшей группе
Тема: «Весна. Изменения в природе».
Вид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие,
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Физическое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».
Форма деятельности: Совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная.
Форма проведения: Беседа.
Цель: Закрепить знания детей о весенних признаках, о перелетных птицах и о животных.
Программные задачи:
Образовательные: Уточнить и закрепить представления детей об изменениях в природе весной. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. Активизировать словарь по теме «Весна». Совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных. Продолжать составлять сложноподчиненные предложения.
Развивающие: Развивать тонкую и мелкую моторику пальцев рук; развивать навыки экспериментирования; фонематическое, слуховое и зрительное восприятие; внимание, мышление, диалогическую речь; формировать навыки сотрудничества, инициативу и самостоятельность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к изменениям в весенний период и бережное отношение к окружающей природе.
Предварительная работа: беседа о признаках весны, стихи о весне, рассматривание картинок о весне, загадывание загадок о весне, рисование весенних признаков.
Ожидаемые результаты: Сформирована мотивация на включение в деятельность, закреплен и обобщен материал по теме «Весна», созданы условия для слуховой памяти, эмоционально откликаются, называют отгадку, закрепляют навыки работы с ножницами, клеем, бумагой.
Материалы и оборудование: макет березки и листочки, набор аппликаций по теме «Весна», мяч, картинки животных, птиц, цветов, месяцев; костюм весны.
Содержание организационной деятельности детей:
(в группу входит воспитатель в костюме Весны, обращается к детям)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я вам сейчас прочитаю стихотворение-загадку, а вы узнаете, про кого оно? (читает)
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, кА водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь со снежной встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Кого они сейчас встречают? (весну).
Воспитатель: Я так рада, что вы меня узнали. Долго я шла к вам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы.
Давайте мы с вами поговорим о времени года – весна! Вы мне расскажите, какая она?
Посмотрите, какую березку я принесла с собой (показывает модель березки). Она пока стоит без листиков. Давайте вместе с вами оденем березку листвой и посмотрим, какой она станет. За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький листочек, а вы будете наклеивать их на березку (показывает, как правильно приклеивать листик).
Воспитатель: Какая весна? (раздает листики за ответы) Предполагаемые ответы детей (веселая, зеленая, добрая, солнечная, дождливая, ясная, холодная, красивая, теплая и т. д.)
Воспитатель: Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как покрылась она листвой. Это благодаря вам, как много вы знаете слов о весне.
А теперь вставайте все в кружок и мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово», только это слово должно быть обязательно «весенним», вспоминайте, что бывает весной. А поможет нам поиграть мяч. (берет мяч)
Подумали, вспомнили? (идет словесная игра с мячом).
Предполагаемые ответы детей:
Весной солнце… (греет, свети, припекает, ласкает, согревает).
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают, текут, звенят).
Весной сугробы от солнечного тепла (тают, чернеют, оседают).
Весной на деревьях почки (набухают, лопаются, пахнут, истекают смолой).
Весной ручейки (бегут, звенят, журчат, текут).
Весной птицы (прилетают, возвращаются, поют, щебечут).
Весной птицы гнезда (строят, вьют, чистят, делают, готовят).
Весной лед на реке (тает, трещит, ломается, плывет).
Весной на проталинках первые цветы (появляются, растут, расцветают).
Весной травка (зеленеет, растет, пробивается, покрывает землю).
Воспитатель: Вот как много вы знаете о весне, спасибо вам, ребята! (давайте присядем на стульчики – дети рассаживаются).
Наступила весна! Давайте вспомним, какое время года было перед весной? (зима).
Какое время года будет после весны? (лето).
Назовите первый месяц весны, третий месяц весны (март, май).
Какой месяц находится между мартом и маем? (апрель).
Какой месяц впереди апреля? Какой месяц после апреля? (март, май).
Воспитатель: Ребята! Подойдите ко мне. Вы знаете, что весна бывает разная: есть ранняя весна, это когда бывает (когда начинается весна). Вот сейчас какая весна, ведь она только начинается? (ранняя). Правильно! Есть середина весны. Как вы думаете, в каком месяце середина весны? Какой месяц после марта? (апрель). Значит в апреле середина весны. Есть еще и поздняя весна, это когда весна кончается, приближается лето. В каком месяце поздняя весна? Какой месяц после апреля? (май). Значит, поздняя весна приходит когда? (в мае).
Воспитатель: (подводит детей к мольберту, на котором развешены картинки с изображением разных периодов весны, дети называют их и объясняют. Почему они так думают; дети работают, воспитатель проверяет, советует, подсказывает; если есть много ошибок, то разбираются все вместе).
Воспитатель: Ребята! Посмотрите. Кого вы здесь видите? (животных). Какие это животные? (дикие). В жизни животных весной тоже происходят изменения (дети рассматривают животных и рассказывают о них: кто просыпается от зимней спячки, кто линяет – меняет шубку на летнюю).
Воспитатель: А еще, ребята, весной появляются первые цветы, их называют первоцветы. Давайте посмотрим на картинки и назовем их (на столе лежат картинки разных весенних цветов: подснежник, перелеска, прострел. первоцвет, медуница, хохлатка, ветреница, одуванчик, ландыш, мать и мачеха. Дети подходят, рассматривают их, называют знакомые цветы).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что нельзя срывать цветы, можно только любоваться их красотой? (ответы детей).
Воспитатель: Скажите, ребята, а кто прилетает к нам весной? (птицы). Как их называют? (перелетные птицы).
Давайте рассмотрим, какие птицы к нам прилетают (дети рассматривают картинки с изображением перелетных птиц, называют знакомых).
А почему птицы прилетают к нам? (весна наступила, появились насекомые, значит, для птиц есть еда).
А чем еще заняты птицы весной? (вьют гнезда, выводят птенцов).
Давайте рассмотрим гнездо птицы (показывает детям гнездышко).
Я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Построим гнездышко» (игра с прищепками).
Воспитатель: Вы должны помнить: «Что птиц не надо ловить,
Надо птиц всегда любить,
Птичьих гнезд не разорять,
Зимою птицам помогать,
Их жалеть, оберегать».
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас поиграть в игру «Найди лишнее слово» (проводится словесная игра)
1. Март, апрель, май, ноябрь
2. Медвежонок, лисенок, котенок, бельчонок
3. Подснежник, ландыш, роза
4. Бабочка, скворец, шмель, пчела
5. Трактор, лопата, грабли, вилы
Молодцы, ребята! А теперь давайте с вами отдохнем:
Физминутка:
Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг (ходьба на месте,
Тысяча цветов во круг (руки в стороны):
Вот ромашка, василек, медуница, кашка, клевер
(наклоны вперед, коснуться носков ног руками).
Расстилается ковер (руки в стороны)
И направо и налево (повороты в стороны с разводом рук).
К небу ручки протянули, позвоночник растянули
(протягивание рук вверх).
Отдохнуть мы все успели и на место снова сели
(прыжки на месте и останавливаются).
Воспитатель: Отдохнули? А теперь давайте соберем картину о весне!
(коллективная аппликация: на столе ватман, вырезанные картинки, клей, салфетки; дети собирают картину о весне).
Воспитатель: Вот мы с вами составили картину о весне. Теперь давайте составим рассказ о весне по этой картине.
Рассказ (рассказывают дети): Весной солнце светит ярко. Тает снег. Бегут ручьи. Прилетают птицы. Люди делают скворечники. Появляются первые цветы. Распускаются листики и цветочки. Летают красивые бабочки.
Воспитатель: Молодцы! Умницы! Какой красивый рассказ у нас получился. Мне очень приятно, что вы так много знаете обо мне – весне.
Воспитатель: А теперь. Ребята. скажите. Что вам понравилось на нашем занятии? (ответы детей).
А что бы вам еще хотелось бы узнать о весне? (предполагаемые ответы детей: послушать пение птиц, журчание ручья, шум леса, голоса животных, какие птицы прилетают первыми в наши края, какие цветы первыми распускаются у нас, какие занесены в Красную книгу нашей области).
Воспитате
ь: У нас с вами впереди еще много времени будет, и мы с вами поговорим обо всем этом, послушаем все звуки нашего края, рассмотрим картинки о животных, птицах, цветах, познакомимся с Красной книгой растений ЕАО, животных ЕАО. А для вас я приготовила небольшие подарки, это раскраски о весне. Мы с вами хорошо поговорили, поработали и поиграли. Большое вам спасибо!