Симоненко Виктория
Окружающий мир 3 класс Тема: «Обобщение. Осенние изменения в природе и жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Обобщение. Осенние изменения в природе и жизни человека»
Цель:
- проверить усвоение знаний (осенние месяцы, этапы осени, изменения в неживой и живой природе);
- умение пользоваться условными обозначениями характера погоды, обобщать наблюдения и делать по ним выводы;
- воспитывать желание контролировать усвоение знаний.
Оборудование: жетоны для викторины, презентация.
Публикация «Окружающий мир 3 класс Тема: „Обобщение, Осенние изменения в природе и жизни человека“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Осень. Материалы для воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тип урока: обобщение
План
I. Организация на урок.
1. Приветствие.
2. Проверка раб. места.
3. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы подведем итоги. Обобщим наши знания о времени года – осень.
II. Проверка д/з
1. учебник вопросы стр. 58
- Скажите, ребята, что было задано на дом?
Работа с учебником на стр. 58 вопросы:
- Почему уборку урожая называли страдой? (это были тяжелые летние и осенние работы) и т. д.
2. Рабочая тетрадь стр. 21
III. Актуализация знаний «Мозговой шторм»
- Делю детей на 3 ряда. Задаю последовательно вопросы каждому ряду. За каждый правильный ответ ряд получает жетон цвета команды (желтый, зеленый, красный). Если ряд затрудняется при ответе на вопрос, другой ряд может ответить и заработать жетон соперников. Кол-во набранных жетонов – показатель уровня знаний.
- Какие изменения в неживой природе произошли с наступлением осени? (температура воздуха понижается, день короче дня, заморозки, дождь)
- Как изменилась температура? (понизилась)
- На что повлияло похолодание? (на растения)
- Как изменились растения?
- Какие признаки осени вы наблюдаете в природе?
- Как изменилась окраска листьев?
- Расскажите как происходит листопад? с. 46
- Как влияют изменения осенние на птиц? (они улетают в теплые края)
- Что птицам страшнее холод или голод? (голод)
- Как летят птицы в теплые края? (косяком, цепочкой, стаей)
- Как изменилось поведение насекомых с приходом осени?
- Что происходит с водоемами?
Каждый ряд посчитайте, сколько жетонов вам удалось собрать?
Какие же вы все молодцы, ребята?
ФИЗМИНУТКА
IV. Кроссворд
- Давайте разгадаем кроссворд:
1. Ее узнать поможет нам термометр. (температура)
2. Снег, дождь, град – это … (осадки)
3. Второй месяц осени… (октябрь)
4. Неизвестно где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дождь
Озорник – а не уймешь. (ветер)
5. Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы.
Осенью всех удивляет
Цвет шубки своей меняет. (заяц)
6. Это явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (листопад)
7. Птиц, улетающих в теплые края осенью и возвращающихся весной, называют … (перелетные)
8. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко
Стало видно далеко. (туман)
9. С приходом осени кол-во корма для птиц уменьшается или совсем исчезает, это значит, что птиц ждет… (голод)
10. Ночи темнее, дни холоднее
Листья пожелтели,
Птицы улетели.
Мелкий, затяжной
Дождик поливает
Как это время народ называет? (осень)
11. Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу
Хожу я в шапке красной,
Морозов не боюсь:
В лесу я остаюсь. (дятел)
12. Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник;
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты,
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород. (дождь)
V. Закрепление
1. Приметы осени.
На экране дети читают:
- Зацвела липа – это важный сигнал: началась самая жаркая пора в году.
- Через 10 дней после зацветания липы – снимают урожай вишни.
- С листьев ивы обильно капает влага – к ненастной, дождливой погоде.
- Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме.
- Появилась сырость на листьях тополя – к ненастной дождливой погоде. (и другие)
2. Осенние месяцы.
Давайте определим какой месяц относится к разным этапам:
«Ранняя осень» - сентябрь
«Золотая осень» - октябрь
«Глубокая осень» - ноябрь
«Предзимье» - ноябрь
3. Календарь.
В народном календаре:
Сентябрь – хмурень
Октябрь – ревун, листопадник, грязник, позимник
Ноябрь – листогной, полузимник
VI. Закрепление. Элемент кубановедения «Осень на Кубани»
1. Показ презентации
2. Краткий рассказ
Осень на Кубани – красивейшая пора. Давайте с вами посмотрим.
- Обратите внимание какая величественная природа в нашем крае. Это и красивый, весь в золоте лес, и ясное лазурное небо, и бездонная морская глубина и тишина парков и садов.
- Осень – прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей свои стихи. Давайте послушаем стихотворение нашего кубанского поэта Виталия Бакалдина «Золотая осень»
В город осень забрела
Золотая осень.
Лист опавший от угла
Старый дворник носит.
Соберет и подождет,
Отойдет от дыма…
А по улицам народ
Пробегает мимо.
VII. Подведение итога
1. Признаки осени
- Давайте вспомним признаки осени :
1) в неживой природе :
- окраска листьев
- температура понижается
- день короче ночи
- дождь
2) изменения у живой природы :
- линька
- исчезают насекомые
- перелетные птицы улетают в теплые края
- спячка
3) осенние изменения в растениях :6
- окраска листьев
- листопад
- замедляется движение соков
4) изменения в жизни людей :
У них появляются новые заботы и много работы
- уборка урожая
- запас на зиму
- посев – подземы
Есть в нашем календаре особые дни:
22 июня – день летнего солнцестояния
23 сентября – день осеннего равноденствия
VIII. Д/з
В раб. тетради с. 20 вопросы 19, 20.
IX. Организация на перемену.