Марине Бабаджанян
НОД по развитию речи в средней группе «Зимние изменения в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Уточнить знания детей о зимних природных явлениях. Расширять представления о связях между явлениями живой и неживой природы.
Цели:
-Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе.
-Обогащать словарь детей словами : хвойный, лиственный, вечнозеленый.
-Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.
-Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.
-Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.
Публикация «НОД по развитию речи в средней группе „Зимние изменения в природе“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход занятия.
Организационный момент. Дети собираются в круг на ковре.
Игра «Приветствие»
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Скажем: «Доброе утро!»
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Если отгадайте мою загадку, узнайте о чем будет наше сегодняшнее занятие.
Загадка
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня …»
Дети: Зима.
Воспитатель: Молодцы, отгадали! А сейчас мы потренируем наши язычки.
Чистоговорка «Зима»
Ок-ок-ок –выпал беленький снежок,
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
Дети садятся на стулья.
Стук в дверь, появляется бурый медвежонок.
Воспитатель: Медвежонок, ты откуда к нам пришел? Дети, вас не удивляет появление медведя зимой?
Дети: Удивляет, потому что медведи зимой впадают в спячку. Они спят в своих берлогах до весны.
Медвежонок: Я с рождения очень любопытный, и мне было очень интересно, почему в конце осени мама нас собирает в берлоге и поет колыбельную, чтобы мы уснули. Но в это раз, когда все уснули, я вышел из берлоги, чтобы посмотреть что происходит зимой. Надеюсь, вы меня объясните и расскажете.
Воспитатель: Ну, что, ребята, давайте пригласим медвежонка и расскажем ему о зиме.
Воспитатель: Посмотрите на доску. Что вы там видите?
Снегу валом навалило,
Все вокруг преобразило.
С горки я слетаю : «Оп!»
В снежный падаю (сугроб).
Дети: Сугробы.
Воспитатель: Я не успела нарисовать картину. Если вы мне поможете, я смогу ее дорисовать. Вы должны внимательно слушать и выполнять все задания.
Словесная игра «Доскажи словечко»
Воспитатель: Я начинаю читать предложение, а вы заканчиваете.
1. Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома,
Ночью к нам пришла… (Зима)
2. Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)
3. А из снега у двора
Крепость строит детвора.
А на них летят пушинки,
Очень лёгкие… (Снежинки)
4. Очень весело Егорке,
Он катается на горке.
Но пощипывает нос,
Лоб и щеки, кто? (Мороз)
5. Тихо снег идёт с небес,
Укрывая спящий лес,
И тропинки, и лужайки,
И следы трусишки… (Зайки)
6. Под притихшею сосной
Бугорочек небольшой.
В той берлоге сны смотреть
До весны готов… (Медведь)
Воспитатель: Молодцы! Справились, вот и первый элемент для нашей картины. (На магнитную доску прикрепляю рисунок ели).
Воспитатель: Как называется это дерево?
Дети: Ель.
Воспитатель: Чем отличается ель от других деревьев?
Дети: На нем иголки вместо листьев.
Воспитатель: Правильно! У ели игловидные листья. Ель это хвойное, вечнозеленое растение.
Воспитатель: А сейчас, встаньте, и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Назови ласково» .
Игра «Назови ласково» (игра с мячом)
Воспитатель: Я назову слово, а вы скажете о нем ласково.
Снег-снежок Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка — горочка
Лёд- ледок Холод- холодок
Зима- зимушка Санки- саночки
Воспитатель: Отлично справились, я добавлю еще один элемент к нашей картине. (Прикрепляю рисунок березы на магнитную доску) .Как вы думайте, какое это дерево?
Дети: Береза.
Воспитатель: В отличии от ели, береза лиственное дерево. Как вы думайте, почему береза без листьев?
Дети: Она осенью сбрасывает свои листья.
Воспитатель: Правильно! А сейчас приглашаю вас и медвежонка на зарядку.
Динамическая пауза “Мы шагаем по сугробам”
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Дует, дует ветерок,
И летит, летит снежок,
Закружился, заблестел,
Над полянкой полетал,
А потом на землю пал.
Воспитатель: А сейчас посмотрите на доску. (На доске висит картина с зимним пейзажем).
Воспитатель: Давайте рассмотрим картину.
- Какое время года на картине (Зима).
- Как вы догадались, что это зима? (Снег).
-Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная).
- Какой снег? (Белый, пушистый, блестящий, холодный, серебристый).
-Снег что делает? (Падает, кружится, летает, порхает, сыплется, тает).
- Как мы назовем явление природы, когда снег падает? (Снегопад).
Воспитатель: Вы отлично поработали, и я добавлю ещё один элемент к нашей картине. (На доску прикрепляю рисунок снегиря).Как называется эта птица? Почему снегири зимой прилетают ближе к людям?
Дети: Это снегирь. Зимой снегири из леса прилетают ближе к людям, потому что зимой в лесу не хватает корма.
Медведь: Я чуть не забыл! По дороге в детский сад я встретил Незнайку,который просил передать письмо вам.
Воспитатель: Ребята, давайте сядем на ковер и послушаем, что пишет нам Незнайка. Ой, он попытался описать зиму, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
«Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями появились цветы. Зима у нас морозная, снежная. Теплый снег падает на землю. Дети катаются на санках, играют в снежки. Зимой в лесу шумно. Поют птицы, медведи лакомятся малиной. Зимой птицам холодно и голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок. Зимой дети катаются на велосипедах, а летом - на лыжах. Пройдёт зима, уйдут морозы и метели. И наступит лето».
Дети исправляют ошибки, допущенные Незнайкой.
Воспитатель: Молодцы! Я добавляю еще один элемент к нашей картине. (Прикрепляю рисунок зайца).Как вы думайте, почему я нарисовала не серого, а белого зайца?
Дети: Зайцы перед зимой меняют свои серые шубки на белые, чтобы стали незаметны на снегу.
Воспитатель: Правильно! А сейчас я предлагаю играть в игру «Зимнее слово». Я назову слова, если они подходят к зиме приседайте, если нет- стойте на месте.
Дидактическая игра «Зимние слова»
Снежинка, ёлка, Новый год, санки, лед, жара, коньки, рукавички, ромашки, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, мандарины, загорать, сосульки, трава, снегопад, шорты, сугробы, лыжи.
Воспитатель: Молодцы, очень старались! Я добавлю еще один элемент. (На магнитную доску прикрепляю рисунок берлоги). Как вы думайте, кто там живет?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно, медведь! В этой берлоге крепко спят родители медвежонка, давайте проводим медвежонка к своим родителям.
Медвежонок: Спасибо, ребята, вы меня многому научили. Много узнал я о зиме. Но мне очень скучно без моих родных, поэтому я прощаюсь с вами и ухожу в свой родной лес.
Дети прощаются с медвежонком.
Воспитатель: Ребята, как вам кажется, чего не хватает на нашей картине?
Отгадав загадку, вы узнайте.
Он всю ночь летел с небес
И под утро не исчез,
За окном все белым стало,
Наконец зима настала.
Дети: Снег.
Воспитатель: Вот какая красивая картина получилась у нас.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе?
Артикуляционная гимнастика
Воспитатель: Как завывает вьюга?
Дети: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
Воспитатель: Как морозным днем хрустит под ногами снег?
Дети: ХР-ХР-ХРХР!
Воспитатель: Как дворник сметает с порога снег?
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш!
Воспитатель: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?
Дети: С – С - С - С!
Воспитатель: Вот сколько мы вспомнили звуков зимы!
Воспитатель: А сейчас я предлагаю сесть за столы и выполнить последнее задание. На листах нарисованы два снеговика, которые немного отличаются. Вам нужно найти различия и в прямоугольнике нарисовать столько кругов, сколько найдете различий.
Индивидуальные работы детей.
Итог занятия.
Воспитатель :Дети, о каком времени года мы беседовали? Кто в гости приходил? Чем вам нравится зима?