МААМ-картинки

Проект с участием с родителей «Логоритмика как средство речевого развития дошкольников»

Ирина Чередова
Проект с участием с родителей «Логоритмика как средство речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

С каждым годом количество детей с различными отклонениями в речевом развитии увеличивается, поскольку ритм жизни резко изменился, и родители не уделяют детям достаточного внимания. Живое общение с ребенком заменяется гаджетами. Свою роль играет и рост заболеваемости плохая экология.

Публикация «Проект с участием с родителей „Логоритмика как средство речевого развития дошкольников“» размещена в разделах

У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов речевой системы, бедность словарного запаса, практически не используются прилагательные, наречия. Нормы речевого развития становятся более размыты по срокам. Нарушаются логические цепочки в формировании связной речи. Эти нарушения являются серьезным препятствием для освоения детьми дошкольной, а затем и начальной школьной программы.

Опыт показывает, что так же, как и другие традиционные методы коррекции речевых нарушений большую положительную роль играет логоритмика, которая основана на совокупности слова, движения и музыки.

Логоритмика - это смесь речевых и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единой стратегии музыкомоторной системы, выполняемых с целью коррекции звукопроизношения и стимуляции двигательной активности. Особенно важно отметить важность музыки при использовании логоритмики. Музыка сопровождает движение и речь, а так же является прежде всего их началом. Музыка может установить определенный ритм перед началом урока и настроиться на спокойствие во время релаксации в конце занятия.

Упражнения, направленные на моторную активность, помогают понять и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка позитивно влияет на настроение ребенка, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует центральную нервную систему. В слове и музыке важную роль играет ритм.

Логоритмика - наиболее эмоциональное звено логопедической деятельности, сочетающее коррекцию речевых нарушений с развитием сенсорных и двигательных навыков детей. Под влиянием логопедической ритмики у дошкольников происходят значительные изменения в соотношении звуков, словообразовании и накоплении активного словарного запаса.

Занятия по логоритмике являются составной частью коррекционного воздействия на дошкольников, поскольку многие дети не только страдают нарушениями речи, но и имеют ряд нарушений общей и мелкой моторики, просодических расстройств и психологических проблем.

Логоритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых и неязыковых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование позитивной познавательной мотивации. Вы можете использовать элементы логоритмики, в том числе на логопедических, музыкальных, спортивных и занятиях по развитию речи.

Тип проекта: творческий, практико-направленный, долговременный.

Проблема: у детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов речевой системы, психомоторные и речевые процессы недостаточно развиты.

Гипотеза: в развитии речи и умственной деятельности детей позитивную роль играют логоритмические занятия.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Цель проекта: стимулирование речевого процесса и умственной деятельности детей посредством использования логоритмических занятий.

Задачи проекта:

- определить уровень развития речи детей;

- выработать четкость движений во взаимосвязи с речью;

- развивать речь, чувства ритма, способность чувствовать ритмическую выразительность в музыке, движениях и речи;

- содействовать закреплению приобретенных сведений на практических занятиях.

Содержание проекта: проект ориентирован на развитие речевой активности у детей, посредством логоритмики.

Конечный продукт:

Конспекты занятий по логопедической ритмике.

Консультации для воспитателей по использованию элементов логоритмики в образовательной деятельности.

Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

У детей:

1. Положительная динамика в коррекции правильного звукопроизношения и формирования фонематического слуха;

2. Развитие правильного темпа речи, речевого дыхания и интонационной выразительности;

3. Развитие артикуляционной и мимической моторики;

4. Совершенствование общей и мелкой моторики;

5. Совершенствование навыков выполнения дыхательных и пальчиковых упражнений;

6. Совершенствование координации движения во взаимосвязи с речью.

У родителей:

1. Создание атмосферы взаимопонимания и общности интересов, эмоциональной поддержки своим детям;

2. Информирование родителей в вопросах использования логоритмических упражнений.

3. Повышение компетенции родителей в использовании полученных знаний в повседневной жизни для развития речи.

У педагогов:

1. Повышение эффективности коррекционно-развивающей деятельности

по преодолению речевых нарушений.

2. Повышение профессионального мастерства педагогов.

3. Обогащение предметно-развивающей среды.

Методы и средства реализации проекта:

- организация и проведение логоритмических занятий;

- создание картотеки логоритмических упражнений;

- осуществление персональных консультаций родителей и педагогов (по потребности);

- собрание и исследование сведений (поиск данных в Сети интернета, и иных источниках);

Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

1. Информационно – аналитические

- опрос.

2. Наглядно – информационные

- сайт ДОУ;

- День открытых дверей;

- презентации.

3. Познавательные

- нетрадиционные родительские собрания;

- консультации;

- совместная работа по тематическому плану проекта.

4. Досуговые

- совместные праздники, досуги, развлечения;

- участие родителей в конкурсах и выставках.

Механизмы реализации проекта

Этапы проекта:

I. Подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

- рассмотрение фундаментальных вопросов и определение проблемных нюансов;

- обзор методических пособий по данной теме;

- диагностика речевого развития группы;

- выбор игр и упражнений для логоритмических занятий;

- оснащение предметно - развивающей среды группы;

- построение учебного материала в соответствии с возрастными возможностями детей: составление плана обучения детей дошкольного возраста в режиме дня средствами логоритмики, способствующими и речевому развитию;

- определение форм работы с детьми по развитию речи детей дошкольного возраста.

В начале работы над проектом был проведен мониторинг по речевому развитию детей. Диагностика уровня речевого развития воспитанников показала, что из 10 детей 2 (20%) ребенка показали средний уровень знаний, 3 (30%) ребенка показали ниже среднего уровня, 5 (50%) - показали низкий уровень.

Дети со средним уровнем развития наблюдались незначительные дефекты в речи (звуки в основном поставлены и находятся на стадии автоматизации, также выражены затруднения в восприятии звуков, т. е. плохо развит фонематический слух у ребенка. Наблюдается несформированность лексико-грамматического строя речи. Связная речь находится на стадии формирования. Дети имели трудности в развитии общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Дети с низким уровнем слабо различали звуки на слух, искаженно произносили или заменяли другими, похожими по звучанию. Словарный запас находился на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знали обобщающих понятий, родственных слов. Не были сформированы навыки делать обобщение, классифицировать предметы по группам, исключать лишний предмет. Дети имели целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.

По результатам проведенной диагностики уровня речевого развития детей было принято решение внедрить в свою работу с данной группой детей занятия по логоритмике.

Анализ результатов опроса родителей показал, родители осознают актуальность развития речи ребенка дошкольного возраста, верно понимают свою роль в этом вопросе, но только некоторая часть родителей создают для развития речи ребенка соответствующие условия. К сожалению, есть родители, которые не интересуются формированием речевых навыков детей, игнорируют реальное общение с детьми, они предпочитают виртуальные игры детей. В связи с этим, необходимо регулярно планировать и осуществлять в сотрудничестве с семьей работу по речевому развитию детей. Донести до родителей в доступной форме информацию о норме речевого развития и о проблемах в речевом развитии детей старшей группы, предоставить информацию об элементарных приемах коррекции речевых дефектов.

II. Основной (практический).

Задачи:

- разработать картотеку логоритмических упражнений для развития речи детей группы;

- внедрить логоритмические упражнения в ежедневные занятия;

- провести для родителей индивидуальные, тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);

- провести мастер-классы и тренинги для родителей по проведению логоритмических игр и упражнений;

- оснащение информационного уголка для родителей (буклеты, памятки, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы).

«Логоритмика как эффективный метод в работе с речевыми нарушениями у дошкольников». провести мастер-класс для педагогов по логоритмике «Роль логоритмики в развитии речи детей»

Перспективный план осуществления проекта

Организованная деятельность с детьми Совместная деятельность педагогов и детей Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

1. Мониторинг детей для выявления уровня речевого развития;

2. Исследование степени компетентности родных в вопросах речевого формирования (опрос);

3. Определение общих требований родных и педагога-логопеда к детям;

4. Выбор материалов по темам «Логоритмические упражнения», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика».

Октябрь

Консультация для педагогов «Роль логоритмики в развитии речи»

Разучивание упражнений: вводные упражнения

(ходьба и маршировка в различных направлениях); Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Родительское собрание «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».

Ноябрь

Разучивание логоритмических упражнений (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, пальчиковые упражнения, физкультминутки)

Речедвигательные упражнения.

а) Дыхательно-артикуляционный тренинг. (Приложение № 1

б) Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. (Приложение № 2)

в) речевые игры

«День открытых дверей». Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия.

Консультация «Игры на развитие речевого дыхания».

Рекомендации по дыхательной гимнастике в виде игр.

Декабрь

Разучивание логоритмических упражнений (ритмические упражнения с предметами и без; логоритмическая аэробика по Е. Железновой) Танцевально-ритмическне упражнения.

а) Игрогимнастика

б) Игроритмика Тренинг «Стихи с движениями – как средство развития речи»

Январь

Мастер-класс для педагогов «Речь и движение». Логоритмика, как одно из звеньев коррекционной педагогики.

Музицирование на детских музыкальных инструментах, игра на самодельных инструментах – «шумелках», «звенелках», «стучалках», «шуршалках» Музицирование.

а). Вокальное

б). Инструментальное. Изготовление совместно с родителями самодельных инструментов.

Февраль

Презентация игр и пособий «Формирование слоговой структуры слова средствами логоритмики у дошкольников» на городском методическом объединении учителей-логопедов.

Театральные этюды. Мимические и пантомимические этюды Речедвигательные упражнения.

а) Дыхательно-артикуляционный тренинг.

б) Игровой массаж и пальчиковая гимнастика.

в) речевые игры

Буклеты с рекомендациями по выполнению мимических и пантомимических этюдов.

Тренинг для родителей «Массаж с мамой»

Фрагмент видеозанятия для родителей «Играем пальчиками, развиваем речь»

Март

ОД по формированию лексико-грамматических категорий с элементами логоритмики «Путешествие в зоопарк» (Приложение № 3)

Танцевально-ритмическне упражнения.

а) Игрогимнастика

б) Игроритмика

Практическая консультация «Веселые пальчики с мамой»

Апрель

Разучивание весенних подвижных игр и хороводов Музицирование.

а). Вокальное

б). Инструментальное.

Буклет «Хороводные игры для всей семьи»

Май

Чтение и разучивание сказки «Сказка о веселом колобке»

Развлечение «Сказка о веселом колобке»

Подготовка костюмов и атрибутов к сказке

Каждый месяц

«Домашняя игротека». Знакомство родителей с играми и упражнениями для применения в домашних условиях.

Создание информационно-методического стенда «Советы логопеда». Теоретический материал, ориентированный на развитие познаний родителей о формировании речи детей.

Каждую неделю

Персональные консультации. Оказание поддержки родным по интересующим их вопросам.

III. Заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

- мониторинг речевого развития детей

- рассмотреть результативность коррекционной деятельности с детьми;

- транслировать навык деятельности по предоставленной теме для учителей-логопедов.

Проделав данную работу и проведя обследование речи детей, выяснилось, что использование логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий спектр задач.

Оздоровительные задачи: укрепление мышц; развитие правильного дыхания; развитие координации движений и двигательных функций; развитие опорно-двигательного аппарата, походки, осанки, силы и ловкости.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственные представления и способность произвольно перемещаться в пространстве по отношению к другим детям и объектам; развитие переключаемости; улучшение певческих способностей.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; умение чувствовать ритмическую выразительность в музыке, движениях и речи; способность оживляться, проявлять свои художественные и творческие способности; развивать умение соблюдать заранее определенные правила.

Коррекционные задачи: развитие физиологического дыхания; развитие опорно-двигательного аппарата; развитие моторики (общей и мелкой); улучшение лексико-грамматического строя речи, развитие высших психических функций; развитие чувства ритма, ритма, просодики, фонематического слуха, фонематического слуха и слуха; развитие способности расслабляться, снимать напряжение.

Результаты деятельности:

Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного тонального поведения.

Развитие правильного темпа речи, ритм дыхания;

Развитие речевого выдоха;

Улучшение речевой памяти;

Способность выполнять дыхательные и пальчиковую гимнастику, быстро реагировать на меняющиеся движения.

Развитие координации после музыкального сопровождения, что способствует снижению психоэмоциональной нагрузки и улучшению здоровья детей

Выводы:

Занятия по логопедической ритмике полезны для всех детей, у которых есть проблемы с развитием речевых функций, включая задержки речи, нарушения слуха, заикание и т. д.

Создают позитивный эмоциональный настрой на речь, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т. д.

Регулярные логоритмические упражнения способствуют нормализации речи ребенка, независимо от типа речевого расстройства.

Формируют у детей чувство ритма, внимания и координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоциональной нагрузки и улучшению здоровья детей.

Опыт работы над проектом распространила в сетевом педагогическом сообществе.

Список литературы:

1. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г. 2. Коноваленко, Коноваленко: Коррекция произношения звуков Н, Т, Д.

Дидактический материал, изд. «Гном» 2022 г.

3. Молодой учёный №20 (258) май 2019 г. — Дмитриченко Л. Г., Серова О. А., Шеховцова Н. Г. Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий.

4. Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г. — Малахова Ю. Ц. Логоритмика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста.

5. Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г. — Гурякова Е. Р. Логоритмика как средство развития просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.

6. Новиковская О. А. «Логоритмика» - СПб. : Корона принт., 2005 г.

7. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М. -2009 г.

8. Федорова Г. П. «Поиграем, потанцуем» - СПб. :Акцидент, 1997 г.

9. Буренина А. И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб. : 1994 г.

10. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М. : ТЦ

Сфера, 2005 г.

11. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб. ; Детство-пресс, 2014г.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников»Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников» Жизнь не стоит на месте, современные блага цивилизации значительно облегчают нашу жизнь. Теперь посуду моет посудомоечная машина, бельё.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста»Консультация «Игра как средство познавательно-речевого развития воспитанников младшего возраста» Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим.

Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель: Цурган Анжела Вячеславовна; ГБОУ СОШ № 3 СП "Детский сад № 6"г. Сызрань. Лэпбук -это тематическая, самодельная, интерактивная.

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект с участием с родителей «Логоритмика как средство речевого развития дошкольников»
Опубликовано: 5 июня 2023 в 20:04
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект с участием с родителей «Логоритмика как средство речевого развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чередова (УИ 357785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД