Светлана Цурикова
Проект «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект:«Русская Матрешка"
Проект подготовила:
Воспитатель
Цурикова С. А. [/h4]
Проект «Русская Матрешка»
Паспорт проекта
Вид проекта:
информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность:
краткосрочный (2 недели)
Участники проекта:
дети средней группы, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Русская матрёшка“» размещена в разделах
Актуальность проекта
Матрёшка самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрёшка. Появление матрёшек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка? Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше-больше, выше-ниже. Наша работа посвящена истории возникновения матрёшки и использования её в художественно- творческом развитии детей.
Цель проекта:
воспитание интереса к русскому народному творчеству на примере русской народной игрушки.
Задачи:
1. Познакомить с историей матрёшки, как народного промысла.
2. Формировать умение рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий и в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, композиции).
3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрёшку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
5. способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном искусстве.
6. Обогащать словарь детей.
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Оборудование:
изделия народного декоративно-прикладного искусства, фотографии, репродукции, методические пособия, открытки, трафареты матрёшек, таблицы с элементами народных росписей, картотека потешек, пословиц, загадок, стихотворений.
Формы реализации:
Непосредственная образовательная деятельность;
Совместная деятельность взрослого и ребенка;
Самостоятельная деятельность детей;
Художественно-творческая деятельность.
Ожидаемые результаты:
Расширение представлений детей о происхождении данного вида народного искусства.
Развивать творческие способности детей.
Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.
Продукт проектной деятельности:
Выставка детских работ;
Организация выставки - мини – музея «Русская Матрешка – душа России».
Оформление альбома «Русская Матрешка».
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
1. Изучение методической литературы по данной теме.
2. Сбор информации из разных источников.
3. Подбор детской художественной литературы.
4. Подбор картинок, иллюстраций.
5. Подбор дидактического материала.
2 этап. Основной
Работа с детьми
Познавательно-исследовательская деятельность
1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».
2. НОД: «Откуда появилась матрешка?».
3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
4. НОД «Матрёшка – как символ семьи».
5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.
Коммуникативная деятельность
1. Рассматривание изображений разных матрешек
2. Чтение стихов и загадок о кукле.
3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
4. Разучивание стихотворения Л. Некрасовой «Весёлые матрёшки».
5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
6. Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).
Продуктивная деятельность
Рисование.
Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)
Лепка.
Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).
Аппликация.
Тема: «Детская авторская матрёшка»
Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник)»
Музыкально-художественная деятельность
1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).
Игровая деятельность
1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
2. Дидактические игры:
«Собери матрешку».
«Построй ряд с закрытыми глазами».
«Эти удивительные узоры».
3. Пальчиковые игры.
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей.
2. Привлечение родителей к изготовлению наглядно-дидактических пособий
3. Выставка совместных работ детей и родителей «Матрешка - душа России.
3 этап. Заключительный
Итог проекта:
1. Оформление методических пособий для педагогов.
2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
3. Выставка: «Семейная матрешка».
Список литературы:
Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.
Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
Нарисовали матрешку
Выставка матрешек