Юлия Гончарова
Сообщение на методическом объединении. Проект «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Традиции мастеров художественных промыслов Подмосковья уходят далеко в глубину веков. У художественных промыслов Московской области богатая предыстория, самобытные художественные традиции. Появление городов на Руси неразрывно связано с развитием ремесла. Почти каждый дом в Подмосковье был одновременно и мастерской ремесленника.
На основе народного гончарства в 18-19 вв. формируется искусство большого гжельского промысла, развивается производство фарфора в Дулево и Вербилках. Традиции Павлово-Посадских ткачей получили блестящее развитие в набивном красочном Павловском платке. Конец 18 в. — первая половина 19 в. : появляется жостовский расписной поднос, приобретает известность распространенная скульптура Троице-Сергиевого посада и веселая игрушка богородских резчиков. Для каждого из промыслов характерен свой ассортимент изделий, свои технические приемы.
Публикация «Сообщение на методическом объединении, Проект „Русская матрёшка“» размещена в разделах
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы начинаем по- новому относиться к старинным традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
Популярность народного искусства в детском саду в наши дни необычайно велика, потому, что современное искусство традиционных народных промыслов, всегда наполнено светлыми, жизнеутверждающими образами, понятно и близко всем. Как же приобщать маленьких детей к истокам народного мастерства, развивать их воображение творческие способности? Конечно же через народную игрушку! Народная игрушка, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений, эстетична и привлекательна, эмоционально комфортна и многофункциональна.
В наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень то чем – либо удивишь, поэтому мы разработали проект «Русская матрёшка», целью которого стало формирование интереса детей к предметам декоративно прикладного творчества Подмосковья на примере русской национальной матрёшки. Целенаправленное ознакомление детей с русской национальной игрушкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, так как познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учиться быть гражданином и развивает в себе природный талант и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем эстетически развитую личность.
Целями этого проекта были :
Формировать интерес к предметам декоративно-прикладного творчества Подмосковья на примере русской национальной матрёшки.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с историей матрёшки как народного промысла.
2. Дать представление об особенностях русской народной игрушки (материал, цветовая гамма, узор, предназначение)
3. Учить различать Полхово-Майданских, Семёновских, Загорских матрёшек.
4. Развивать эстетическое восприятие прекрасного, используя элементы росписи Загорской матрёшки.
5. Вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.
На первом, подготовительном этапе реализации проекта провели беседу с детьми, с целью выявить их уровень знаний по данной теме, составили план работы, подобрали необходимую художественную и методическую литературу, наглядный и дидактический материал, составили планы конспекты НОД для средней группы. Деятельный этап:
Использовались разные методы и приё мы по ознакомлению детей с историей прихода этой игрушки к нам : проводилась беседа, рассматривались иллюстрации, заучивались стихи и потешки.
Дети, конечно сразу узнали матрёшку, правильно её называли, проявляли эмоциональное отношение к ней : улыбались, радовались, потому, что точёная деревянная фигурка матрешки в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Кукла эта с секретом. Фигурка разнимается, и вдруг возникает другая, меньших размеров, но более красивая. И эта в свою очередь разнимается и представляет ещё фигурку, потом ещё и ещё. Дети говорили, что матрёшка красивая, нарядная, рассматривали узоры на сарафанах. Дети узнали,что она добротна, крутобока, устойчива по форме. Так же дети узнали о Сергее Васильевиче Малютине, который придумал матрёшку, увидев японскую куклу и, что сам придумал ей имя в честь доброй, красивой девушке Матрёны, которая работала в его доме. Выяснили из чего она сделана и как нелегко её изготовить. Познакомились с тремя разными видами матрёшек : семёновской, полхово- майданской и сергеево–пасадской, учились составлять описательные рассказы о матрёшках.
На прогулке продолжили разговор об изготовлении матрёшек и показали детям деревья, из которых изготавливаются куклы, рассказали как нелегко найти то, нужное дерево, из которого он будет вытачивать игрушку, рассмотрели как выглядят берёза и липа в зимнее время года,так же дети получили знания о том, почему про липу говорят, что она даёт резную посуду и исцеляет простуду.
После того, как матрешки выточены их начинают расписывать. Матрёшки расписаны яркими веселыми красками, словно одеты в нарядные одежды, будто каждый мастер стремиться превзойти другого и в росписи и в форме, поэтому на НОД по продуктивным видам деятельности дети превращались в мастеров и украшали матрёшек. Интересной получилась аппликация «Украсим сарафаны матрёшкам», дети из готовых форм украшали матрёшкам сарафаны, косынки,в конце водили хоровод и танцевали под русскую плясовую музыку.
На рисовании украшали матрёшек, используя нетрадиционный способ - раскрашивание ватными палочки. Перед тем как рисовать, обыграли ситуацию, воспитатель в русском народном костюме рассказывала сказку и стихотворение о матрёшках и «превращала» детей в мастеров. Рассматривая сарафаны матрёшек, обогощался словарь детей такими словами как, нарядная, расписная.
На лепке наши дети лепили матрёшек способом оттягивания, украшали их. Старались создать радостную творческую атмосферу, вызвать у детей желание творить. И может быть, их матрёшки получились не такие красавицы, как на картинке, но детям они были дороги,потому что они вложили в них тепло своих рук и желание творить и познавать новое. Спутником наших детей матрёшка стала и на образовательной деятельности по ФЭМП, используя магнитную доску, и выкладывая на неё расписных матрёшек, решали сразу несколько задач : учили сравнивать величину матрё шек используя слова : высокая, низкая, ещё ниже, самая низкая. Подбирать посуду по размерам матрёшек, упражнять в счете звуков на слух в пределах пяти. Чтобы заинтересовать детей использовали сюрпризные моменты и загадки в стихах.
На физкультуре был взят комплекс «Матрешки с платочками», который был обыгран тематикой проекта, и дети, выполняя физические упражнения, с желанием изображали матрёшек.
В свободное от образовательной деятельности время дети закрепляли умения разбирать и собирать матрёшек, показывали, как нелепо выглядит матрёшка, когда половинки не совпадают. Выстраивали матрёшек по росту (как по возрастанию так и по убыванию), например, строем по уменьшению они идут в лес погулять, а возвращаются в обратном порядке, чтоб было не обидно, по дороге потеряли двух матрёшек, дети должны догадаться в какое место их поставить. Играли с ними в сюжетные игры, например, в маму и дочку, наделяли каждую своим характером, обыгрывали распорядок дня,разные ситуации, которые происходили в детском саду, на детской площадке. Конструировали домики и мебель для матрёшек, делали воротики разной высоты- какие матрёшки в них смогут пройти, раскрашивали матрешек цветными карандашами, читали книги со стихами и потешками о матрёшках, рассматривали иллюстрации, играли в дидактическую игру «Собери матрёшку», которую сделали собственными руками наши педагоги. Дети играли с большим желанием и удовольствием, ведь матрешка так не похожа на те современные игрушки, к которым они привыкли. Она доступна детскому восприятию, несет в себе понятное содержание, многофункциональность. Игрушка развивает мелкую моторику, чувство формы, цвета, знакомит с декоративной росписью, воспитывает усидчивость, и концентрирует внимание, ведь собирая матрёшку, ребёнок должен её совместить по рисунку. В матрёшке заложен большой потенциал. Она не только эстетична и привлекательна, но и эмоционально комфортна, развивающая. Народ вложил в эту игрушку простое, но подлинное первосортное искусство, которое близко и понятно ребёнку.
Хотя главной кукле России уже более 100 лет она по- прежнему радует и детей и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть им свою тайну и кусочек яркого солнца и хорошего настроения. В таком хорошем веселом настроении и прошёл наш развлекательный досуг, на котором дети познакомились с новыми стихами, потешками, загадками, и поиграли в игры с матрёшкой, а в конце с интересом посмотрели кукольный спектакль «Капризка».
К большому сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки, а ведь она несет в себе огромный потенциал социального наследия. Чтоб это объяснить, мы провели родительское собрание, поговорили с родителями о роли народно – прикладного искусства Подмосковья, провели анкетирование родителей, с целью узнать, а что сами родители знают о матрёшке, показали им мастер- класс как играть с матрёшкой, с целью заинтересовать родителей сделали выставку детских работ. Так же родителям порекомендовали посещать выставки народно- прикладного искусства, как в нашем Егорьевском художественно – историческом музее, так и в других городах Подмосковья, они наполнены светлыми образами, понятны и доступны детскому восприятию. После этого собрания,родители не остались в стороне, они стали нашими помощниками. Дома вместе с детьми они создавали свои матрешки. Из них мы сделали выставку совместных работ родителей и детей.
В процессе реализации проекта мы познакомили детей с русской народной игрушкой – Матрёшкой, познакомили с её историей, возникновением этой куклы на Руси, видами и многообразием матрёшек. Научились разбирать и собирать матрёшек, играть с ними. В процессе изготовления и украшения матрёшек, дети не только продолжили знакомство, но и получили положительные эмоции. Научились выделять величину. Сравнивать разных матрёшек по высоте, ширине, цвету и объёму. Заучивание потешек,стихотворений чтение новых сказок оказало благотворное влияние на речевое развитие детей. А изготовление поделок к выставке семейных талантов «Наша добрая матрёшка» ещё больше сблизило родителей и детей. Так же в конце проекта у родителей появилось желание посетить Сергиево -посадский музей игрушки, в котором экспонируются такие многоместные игрушки мастеров виртуозов, как 100 местное яйцо, изготовленное в начале двадцатого века, матрёшки, содержащие до 60-ти вкладышей и многое другое.
Подводя итоги проделанной работы,мы поняли, что матрёшка не потеряла свою значимость в современном мире, она желанна и любима детьми. Ведь в её содержании отразились народные представления о мире, красоте, добре. И может быть поэтому народная игрушка рассматривается как символ русского искусства.
В дальнейшем мы будем продолжать знакомить детей с традиционными промыслами Подмосковья. Ведь благодаря им дети начинают видеть красоту своего края, узнавать его историю. Приобщение к народному искусству оставляет отпечаток прекрасного в душе на всю жизнь, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.
Знакомство детей с народными промыслами развивают наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки изобразительной деятельности. Развивается усидчивость, тренируется внимание. А так же появляется интерес и любовь к искусству своего народа, к своей малой Родине- Подмосковью.
Спасибо за внимание!