Ирина Шувалова
Проект «Матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Матрёшка-игрушка наших бабушек»
Выполнила: воспитатель
группы раннего возраста
МБДОУ детского сада «Пчёлка»
Шувалова Ирина Александровна
2015год
Паспорт проекта
"Мы уверены в том, что народная игрушка
является, при тщательном ее изучении,
неисчерпаемым источником мудрой
и творческой педагогики".
Е. Флерина.
Тема: «Матрёшка - игрушка наших бабушек».
Классификация проекта :
- по составу участников – коллективный проект (групповой);
Публикация «Проект „Матрёшка“» размещена в разделах
- по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края;
- по тематике – творческий проект;
- по срокам реализации – кратковременный проект.
Вид проекта : ролево-игровой.
Цельпроекта :создать условия, способствующих раскрытию творческих и интеллектуальныхспособностей младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.
Задачи:
- сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке матрёшке;
- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;
- формировать умение передавать свое отношение к игрушке;
- воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;
- поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться; - способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
- развивать творческие и познавательные способности, речевые умения и мелкую моторику рук;
- обогащать словарный запас дошкольников;
- способствовать формированию у родителей потребности в частом общении
с детьми, оказывать им практическую помощь в организации занятий с детьми в кругу семьи;
- формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.
Программное содержание проекта :
познакомить с самой популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешкой. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность.
План реализации проекта :
1. Тема и ее происхождение «Мы веселые матрешки».
В рамках цикла: «знакомство с народными промыслами».
2. Интеграция областей в рамках НОД и совместной деятельности, которые можно изучать в ходе реализации проекта : художественное творчество (сарафан для матрёшки, конструирование (построение домиков для матрёшек, аппликация (сарафан для матрешки, лепка (украшаем матрешку, математика (дидактические игры, театрализация, физкультурное развитие: утренняя гимнастика, хороводные и подвижные игры.
3. Необходимые материалы: плотный картон белого цвета, вырезанные трафареты матрешек, кисти, гуашь, цветная бумага, клей, пластилин, «строительный материал», костюм матрешки, цветные карандаши,выставка игрушек матрешек.
Актуальность проекта :
В наше время, дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Я решила помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях на примере народной игрушки, проявлять интерес к изготовлению разнообразных игрушек и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе, конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.
Основные задачи можно сформулировать так:
1. Выяснить влияние русской народной игрушки - матрешки на эстетическое развитие дошкольника.
2. Учить детей изображать игрушку (в лепке, аппликации, рисунке, в игре).
Для реализации этих задач используются следующие методы и приемы:
1) Рассматривание и описание детьми матрешек.
2) Рассказ воспитателя о матрешке и ее мастерах. (Сказка о происхождении, рассматривание и описание матрешек).
3) Чтение детям рассказов, стихов, потешек с персонажем - матрешкой.
4) Дидактические и хороводные игры с участием матрешки.
Работа проходит в несколько этапов:
а) изучение представлений детей о матрешке (рисование);
б) ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества (лепка, конструирование);
в) мастер – класс для родителей «Как играть с матрешкой» через родительский уголок; консультация для родителей «Воспитательное значение народной игрушки»;
г) составление стихов и потешек о матрешке (совместная деятельность детей с родителями – книжки малышки);
д) использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей;
е) создание мини-музея «Такие разные, но все матрёшки».
Сроки: 2 недели (март).
Основные этапы проекта :
1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
1. Изучение и подбор материала об истории происхождения матрёшки.
2. Подбор стихотворений и рассказов о матрешке.
3. Изготовление дидактических игр по данной теме.
4. Изготовление игрового пособия «Матрёшка».
5. Изготовление родителями книжек-малышек.
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ:
1. Беседы об истории возникновения и развитии матрешечного дела.
2. Чтение стихотворений, рассказов о матрешке.
3. Беседы: «Матрешка-любимая игрушка», «В гости к матрешке», «Матрешка-символ России».
4. Дидактические игры: «Разложи и собери матрешек вместе», «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Собери матрёшку», «Наряжаем матрешку», «Найди домик для матрёшки».
5. Сюжетно-ролевые игры: «Матрешка встречает гостей», «Экскурсия в музей».
6. Музыка: Разучивание танцев «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки».
7. Рисование: «Сарафан для матрёшки»
8. Конструирование «Домик для матрёшки»
9. Лепка «Украшаем матрёшку»
10. Аппликация «Наряд для матрёшки»
3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
1. Выставка детских работ «В гости к нам пришли матрёшки».
2. Развлечение «В гостях у матрешки».
3. Создание мини-музея «Такие разные, но все матрёшки».
4. Презентация книжек-малышек.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА :
В ходе проекта дети узнали о возникновении народной игрушки-матрешки.
У детей сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.
Реализовался процесс сотворчества родителей с детьми.
Участие в проекте 65% семей,ознакомились с мастер-класс для родителей «Как играть с Матрешкой».
Заинтересованность детей темой: «Матрёшка-игрушка наших бабушек», проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме.
Принесение детьми из дома своей литературы для чтения.
Организация в детском саду для детей 1 младшей группы презентации своих книжек – малышек о матрешках и создание мини-музея «Такие разные, но все матрёшки».
Приложение 1
Изготовление игрового пособия «Матрёшка» для детей раннего
возраста
Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук.
Описание развивающих возможностей игрового пособия.
В процессе игры с пособием дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов по их признакам – качеству материала, цвету, форме, величине. Действуя с предметами они приобретают навыкиработать с деталями на липучках, достать понравившейся предмет, прикрепить его, снять, убрать на место, пособие способствует развитию творческой фантазии и художественного вкуса.
Игровые задачи:
-Укрась матрешке платок (умение чередовать детали (цветы) по цвету называть их, называть геометрические фигуры).
-Укрась матрёшке сарафан (развитие концентрации внимания; аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей).
-Узор на сарафане (формировать умения работать по образцу и создания собственного изделия).
-Собери бусы (развитие мелкой моторики пальцев рук, умение чередовать детали (пробки) по цвету.