Татьяна Чернякова
Проект «Русская изба» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
Публикация «Проект „Русская изба“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Поэтому мы решили обогащать детей с русской культурой с раннего детства и расширять его с каждым годом.
Цель проекта: Формирование представлений детей о русской избе, о предметах старинного быта, традиционной русской одежде.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей о русской избе – жилище крестьянской семьи, о предметах старинного русского быта (печь, посуда, одежда, предметы мебели и т. д.).
- Обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.
- Воспитывать бережное отношение к предметам старины.
- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям, развивать интерес к ней.
Ожидаемый результат: Обогащение детей знаниями о русской избе, о предметах старинного быта.
Нами были выбраны следующие приоритеты приобщения детей к истокам русской народной культуры:
1. Окружающие предметы, пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) Знакомя детей с русским фольклором, мы тем самым приобщаем их к общественным нравственным ценностям.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Тематический годовой план.
"Приобщение детей к истокам русской народной культуры".
Сентябрь.
1. «Милости просим, гости дорогие». Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее Хозяйкой.
2. «Ходит сон близ окон». Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.
3. «Во саду ли, в огороде». Знакомство с огородом детского сада.
4. «Репка». Знакомство со сказкой «Репка».
Октябрь.
5. «Чудесный сундучок». Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.
6. «Как у нашего кота». Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота».
7. «Котик, котик, поиграй». Повторение потешки: «Как у нашего кота». Дидактическое упражнение: «Похвали котика». Игра с котенком в катушку на ниточке.
8. «Девочка и лиса». Знакомство со сказкой: «Снегурушка и лиса». Игра :«Кто позвал?» (угадывание по голосу).
Ноябрь.
9. «Водичка, водичка, умой мое личико». Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико».
10. «С гуся вода, с Ванечки худоба». Повторение потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико» и колыбельных.
11 .«Идет коза рогатая». Знакомство с новым обитателем «избы» - козой Машкой. Разучивание потешки: «Идет коза рогатая».
12. «Волк и семеро козлят». Знакомство со сказкой: «Волк и семеро козлят».
Декабрь.
13. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.
14. «Колобок». Знакомство со сказкой : «Колобок».
15. «Уж ты, зимушка-зима». Дидактическая игра: «Оденем куклу на прогулку».
16. «Сундучок Деда Мороза». Загадывание загадок о зиме, зимней одежде.
Январь.
17. «Пришла коляда – отворяй ворота». Знакомство детей с Рождеством.
18. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит». Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра: «Напоим куклу чаем».
19. «Гость на гость – хозяйке радость». Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды.
Февраль.
20. «Три медведя». Знакомство со сказкой: «Три медведя».
21. «Маша и медведь». Знакомство со сказкой «Маша и медведь».
22. «Хозяйкины помощницы». Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.
23. «Половичку курочка веничком метет». Разучивание потешки: «Наша-то хозяюшка сметлива была».
Март.
24. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». Знакомство детей с Масленицей.
25. «Нет милее дружка, чем родимая матушка». Этическая беседа: «Моя любимая мама».
26. «Приди, весна, с радостью». Разучивание заклички: «Весна, весна красная!»
27. «Петушок – золотой гребешок». Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке.
Апрель.
28. «Заюшкина избушка». Знакомство со сказкой: «Заюшкина избушка».
29. «Трень-брень, гусельки». Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.
30. «Кот, лиса и петух». Знакомство со сказкой: «Кот, лиса и петух».
31. «Петушок с семьей». Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского: «Петушок с семьей».
Май.
32. «Курочка Ряба». Знакомство со сказкой: «Курочка Ряба».
33. «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» Разучивание потешки про солнышко.
34. «Сорока-белобока кашу варила». Знакомство с предметом обихода – глиняным горшком.
35. Прощание с «избой». Дидактическая игра : «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.
В процессе проекта дети знакомились с прошлым русского народа: разучивали потешки, поговорки, заклички; играли в русские народные игры, знакомились с русскими – народными сказками, познакомились с хозяйкой избы, русской – народной одеждой, с предметами старинного быта.
Предметы в «Русской избе» мы располагали так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют.
В нашей «Русской избе» вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть.
Продукт проекта – русская изба с предметами старинного быта.