Алексеенко Галина Михайловна
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Русская изба»
Паспорт проекта
Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 месяц.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Цель проекта:
Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Задачи проекта:
Познакомить с детей с устройством русской избы, предметами домашнего обихода;
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Русская изба“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Русская изба
- Русская изба. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Познакомить с традициями русского народа;
Познакомить с новым словом «оберег», формировать умения детей по изготовлению оберега;
Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ушат, зыбка, прялка, лавка, сундук;
Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
Знакомство с русскими народными хороводными играми;
Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Актуальность проекта.
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Проблема.
При чтении русской народной сказки по «Щучьему велению» у детей возникли вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали? Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта.
Гипотеза.
Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа. У детей появится возможность наглядно увидеть, как жили русские люди и как они работали, отдыхали, какие они соблюдали обычаи и чем украшали свой быт. Изготовление макета «Русская изба» даст возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, освоить его, но и поможет восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:
Беседы с детьми.
Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
Чтение художественной литературы.
Продуктивная деятельность (изготовление оберега)
Театрализованные игры.
Рассматривание предметов быта и посуды.
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
Формы работа с родителями по реализации проекта
Консультации;
Обогащение предметно-развивающей среды.
Формы работы с педагогами по реализации проекта
Методические рекомендации.
Консультации.
Открытое занятие.
Условия реализации проекта:
Принцип интеграции образовательных областей.
Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно – эстетическую, коммуникативную;
Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;
Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;
Ожидаемый результат с детьми:
Дети получат знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.
Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь», «прялка», «веретено» и др.
Изготовление оберега «подковка»
Узнают русские народные игры: «Горелки», «Жмурки» и др. ; хороводные: «Где был, Иванушка?», «Золотые ворота», «Колпачок», «Ровным кругом», и многие другие.
Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.
Создание макета «Русская изба».
Этапы проведения и реализации проекта:
1 Этап: Подготовительный (1 неделя)
сбор информации, подготовка наглядного материала;
консультации для родителей;
подбор дидактических игр.
2 Этап: Основной (2 недели)
Работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы;
Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей);
3 Этап: Заключительный (1 неделя)
Оформление макета «Русская изба» в группе с детьми.
План реализации проекта:
Подготовительный этап:
Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба». Подбор и изучение экспонатов, информации, литературы собранных родителями.
Консультации для родителей:
Основной этап
Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.
Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта» (слайды)
НОД «В гости к Варварушке»
Досуг: загадки о предметах быта.
Оформление макета в группе.
Музыкальная деятельность: слушание народных песен (аудиозапись). Пение знакомых колыбельных песен.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки — матери»
НОД (Аппликация.) «Русская матрешка».
Подвижные игры: русская народная игра «Ворота», «Заплетись плетень», «Огуречик», «Репка», «Горшки», «Барашеньки».
НОД (Лепка) «Посуда».
Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Построй избу», «Составь узор». «Что было раньше, что сейчас» с просмотром презентации.
Беседы с детьми по теме проекта: «Что такое русская изба?», «Как люди на Руси жили?», «Русские народные игры для детей», «Русские народные музыкальные инструменты».
Заключительный этап:
Оформление макета «Русская изба» в группе с детьми.
Показ презентации для педагогов и родителей «Русская изба.»
Результат проекта:
В ходе данного проекта дети получили знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве, познакомились со старинными предметами домашнего обихода. Обогатился словарный запас названиями предметов русского быта.