Евгения Журбина
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мини-музей «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Мини-музей «Русская изба»
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Одно из направлений такой работы является мини-музей.
Мини-музей рассказывает о быте и жизни наших предков, о традициях и культуре. Макет колодца, деревянная мебель под старину — все выдержано в едином стиле, это способствует развитию эстетического восприятия и художественного вкуса у детей.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Русская изба. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Метод музейной педагогики, используемый в процессе воспитательно-образовательной работы в ДОУ, способствует реализации этих задач и развитию бескорыстной познавательной активное каждого ребенка.
С целью приобщения детей к духовной культуре в нашем ДОУ был реализован проект «Мини-музей «Русская изба».
Аннотация
Проект «Русская изба» направлен на приобщения детей к духовной культуре, пробуждение у дошкольников основ национального самосознания, национальной принадлежности.
В проекте представлены:
- этапы создания и основные направления работы мини-музея;
- формы работы с детьми;
разработаны:
- Положение о мини-музее
- примерные темы экскурсий и занятий для детей
- перспективный тематический план работы в мини-музее
Гуманистическая направленность работы мини-музея позволит педагогам, опираясь на возрастные особенности детей дошкольного возраста, учесть разный темп развития детей и реализовать личностно-ориентированный подход по их приобщению к традиционной национальной культуре, воспитать у них уважение и любовь к своей малой родин
Введение в проект
Актуальность проекта
В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни.
У воспитанников нашего ДОУ нет возможности посещать выставки народного искусства, краеведческие экспозиции в музеях.
Одна из форм ознакомления детей с родным краем. Музей даёт возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его, наглядно увидеть, как жили русские люди и как они работали, отдыхали, какие они соблюдали обычаи и чем украшали свой быт, то есть музей поможет восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Гипотеза реализации проекта Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре.
Вид проекта – познавательно-творческий
Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители и представители старшего поколения села.
Цель проекта
Становление гражданских, патриотических чувств и духовности у дошкольников, восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры через приобщение детей к её истокам
Основные задачи проекта
• Организовать особые условия, создать обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.
• Пробуждать чувство любви к Отечеству
• Способствовать обогащению представлений участников проекта о системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества
• Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
• обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;
• активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;
• пробуждение национального самосознания;
• отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.
У родителей
• активизация и систематизация краеведческих знаний;
• участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;
• проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.
У педагогов
• пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;
• разработка методического материала по проекту «Русская изба»;
• создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Вводный этап.
Цель:
Сбор информации, материала для изучения традиционной отечественной культуры.
Создание условий и обстановки, которые средствами яркой образности и наглядности обеспечивали бы детям особый комплекс ощущений и эмо- циональных
переживаний в реализации желания познавать традиционную отечественную культуру своего народа.
Содержание.
1. Постановка целей и задач перед коллективом, родителями воспитанников ДОУ (педсовет, общее и групповые родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации)
2. Поисковая деятельность участников проекта по сбору экспонатов – «предметов старины»
3. Организация акций: «Бабушкины руки», «Ярмарка мужских профессий»
4. Оформление мини-музея «Русская изба»
5. Разработка Положения о краеведческой комнате - «Русская изба».
Предполагаемый результат.
Накопление и систематизация информации по проблеме.
Обогащение предметной среды ДОУ, становление целостных представлений участников проекта о культуре и традициях своего народа, о своей национальной принадлежности.
Воссоздание в условиях ДОУ традиционной обстановки казачьего жилища
сельского жителя.
Основной этап:
Цель:
Передача детям нравственных и эстетических ценностей народа
Обогащение представлений у участников проекта о традиционной культуре русского народа.
Содержание.
Проведение занятий-посиделок, занятий-путешествий в историю отдельных вещей и традиционного быта, занятий, инсценировок, экскурсий для детей, родителей и гостей ДОУ по темам:
1- устройство русского дома
2- «Как жили наши предки»
3- народный русский календарь
4- «Народные традиции»
5- музыкальный и поэтический фольклор
6- народные промыслы и ремёсла
7- народный костюм
8- «Музыкальные народные инструменты наших предков»
9- «Народная песня-источник вдохновения»
Предполагаемый результат:
Расширение сведений у детей об обычаях, традициях, жизни по народному календарю, народных промыслах и ремёслах русского народа.
Погружение ребёнка и действенное проживание им атмосферы устного народного и декоративно-прикладного творчества, праздников и обрядов.
Итоговый этап.
Цель:
Сохранение и преумножение духовных, нравственных, культурных ценностей и традиций русского народа
Содержание:
1. Описание истории создания «Русской избы» в фотолетописи.
2. Участие детей в фольклорных и этнографических конкурсах и фестивалях
Предполагаемый результат:
Пробуждение чувства любви, радости, гордости и бережного отношения к истории своего народа
Обогащение эмоциональной сферы участников проекта
Становление национального самосознания, гражданско-патрио-тического поведения у всех участников проекта
Перспективный тематический план работы
с детьми в мини-музее «Русская изба»
Подготовительная группа.
1. Экскурсия в мини-музей
Быт русского народа (мебель)
Утварь деревенского дома
Русская кухня (национальные блюда)
2. Любят в праздники рядиться наши русские девицы
Русский национальный костюм
Русский национальный головной убор (ж. и м.)
Русская национальная обувь (сапожки, валенки)
Посиделки.
3. Беседа «Что я знаю о родном селе»
Дидактические игры «Заешь ли ты своё село?», «Узнай Новороманово по фотографии.
4. Твоя улица, твой дом, твой двор
Конкурс творческих работ «Вот мой дом родной»
Сады и рощи моего села
5. Места отдыха в селе
В доме культуры
У реки
Родные рощи и луга
Библиотека и читальный зал
Народные музыкальные инструменты.
6. Выставка рисунков «наши дети рисуют родное село»
Клуб знатоков села
Кукла-скатка
Старшая группа.
1. Экскурсия в мини-музей
Рассказ об устройстве русской избы
Без печи изба – не изба
Мебель в деревенском доме.
2. Посуда деревянная
Посуда глиняная
Щи да каша – пища наша
Русская пища
Посиделки.
3. Вот в какой чудной одежде ходили люди прежде
Праздничная русская женская одежда
Мужская русская (праздничная и повседневная) одежда
4. Женские и мужские головные уборы
Лапти – лапоточки
Дети, в гости наряжайтесь
Празднование Нового года на Руси
5. Игрушки наших бабушек
Мои любимые игрушки
Игры – забавы с домовёнком
6. фольклор (потешки, колыбельные)
Чтение казачьей сказки
Кукла-кисточка
Реализация проекта
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям, начиная с дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своих предков. Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы - “погружение в культуру”. Под “погружением” понимается такая организация занятий, которая позволяет и детям и педагогам приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере той культуры, услышать голоса предков. Это постепенное “вживание” в эпоху и ее культуру, примерка ее нарядов и ее “образа мыслей” стало возможным благодаря реализации проекта «Русская изба» в МБДОУ детский сад №18 «Родничок»
На подготовительном этапе реализации проекта проходил сбор старинных предметов, утвари в наших семьях. Педагогический коллектив с интересом встретил эту идею. Большинство экспонатов было собрано благодаря энтузиазму воспитателей.
Следующий этап – оформление старинного интерьера русской избы.
Для погружения в культуру наших предков педагогами ДОУ были разработаны занятия, связанные с старинным бытом, с народным фольклором, с праздниками старины.
Таким образом, мы видим, что приобщение дошкольников к культуре дает детям возможность испытать полноту бытия. Культура вводит в систему личностных потребностей и представлений. А ведь это - та основа, которая позволяет решать проблему воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, а включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами и образами.