Мария Ефименко
Проект по духовно-нравственному развитию дошкольников «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
По духовно – нравственному развитию ребёнка в дошкольных учреждениях района
Заглавие Цели и задачи
Тема Мини – музей «Русская изба» - как форма воспитания духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Автор Ефименко М. И., воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росинка» общеразвивающего вида г. Бирюча»
Публикация «Проект по духовно-нравственному развитию дошкольников „Русская изба“» размещена в разделах
Цели и задачи Сохранение и использование уникального историко – культурного наследия русского народа, формирования у воспитанников интереса к культурным ценностям, воспитания у подрастающего поколения чувства любви к «малой» Родине.
Аннотация Реализация проекта воспитателями, родителями начинается с создания инициативной группы по реализации проекта. Затем последовательное создание плана использования музея, благотворительный сбор веществ культурного наследия нашего района, обустройство помещения, оформление экспозиций, выставок, на основе уже собранного материала.
Ожидаемые результаты Сохранение наследия и последовательное использование его в воспитании формировании личности подрастающего поколения. Объединение, сплочение людей высокой благородной цели. Появление активных участников и партнёров воспитательного и образовательного процесса.
Актуальность Уважение к энтографии культурному наследию своего народа.
Сроки реализации Три учебных года (2015-2018гг).
Введение
Человек существо духовное, он стремится не только к физическому
развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное это естественная потребность человека, призванная в этот мир.
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже
в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Известно, что
основой духовно-нравственного воспитания является культура общества,
семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры — праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
Народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями
и играми — это сильнейший и обильнейший источник познанию народной
жизни. Действительно, в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть.
Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом.
Православные праздники — это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта — всего без чего мы не полны, не цельные.
Цель духовно-нравственного развития — повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщения дошкольников к основам православной культуры; задачи — приобщить ребенка к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановлением традиций русского народа, способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детском саду создан мини-музеи: «Русская изба». Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев. Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка. Главным направлением перестройки дошкольного образования становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, творческую самостоятельность.
Компетентность педагогического коллектива в вопросах воспитания и образования, многолетний опыт и необходимость личностного развития каждого ребенка посредством различных видов искусства с другой стороны, подвигли к разработке данного проекта.
Проект представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на синтезе искусств и художественных видах деятельности, направленных на пробуждение эмоционального окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
АННОТАЦИЯ
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины происходит к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражает специфику и суть работы педагогического коллектива в работе по патриотическому воспитанию детей.
Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного села, района, города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине.
Уже в дошкольном возрасте, открывая вместе с ребенком своеобразие мира природы, искусства, культуры родного края, задача взрослых – способствовать становлению основ самосознания ребенка как члена семьи, как гражданина, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.
Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Современная семья, как носитель, хранитель и передатчик народных культурных ценностей – не всегда соответствует этому назначению.
Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско – нравственной и художественно – эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призваны поддерживать образовательные учреждения. Ведь наследование нравственных и этических ценностей родной культуры в нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ развития личности дошкольников.
Актуализация
Уважение к культурному наследию своего народа – одна из форм проявления внутренней культуры человека. Истоки народной мудрости, красоту поэзии, характерные черты народного быта доносят до нас произведения народного фольклора, этнографические праздники.
В дошкольных учреждениях рекомендуется создать мини-музей под названием “Русская изба”, где педагоги и родители собирают предметы народного быта. Основные задачи работы музея: формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских национальных традиций, устного народного творчества, предметов материальной культуры, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.
Экспонаты музея позволяют детям погружаться в “старину” : знакомиться с присказками и сказками, сидя на русской печи; петь и водить хороводы; отгадывать старинные загадки. Принимая непосредственное участие в познавательно-развлекательных мероприятиях в музее, дети учатся работать со сверстниками и педагогами. Атмосфера игры позволяет дошкольникам без особых трудностей впитывать в себя народную мудрость.
Адресность
Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.
Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
.
Пояснительная записка
Этнография (от греческого слова «этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».
Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете, способствует формированию у них исторического сознания. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.
Интерактивность. В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы.
Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
ЦЕЛЬ:
Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
ЗАДАЧИ:
Создать комплекс условий для освоения ребенком особого способа жизни, в котором пространство художественного взаимодействия с миром расширяется с учетом возрастных особенностей, развивающихся личностных ценностей и свободы выбора сферы интересов.
Способствовать становлению у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического отношения к семье, дому, к родному краю, чувства гордости за достижения страны, мужество воинов, любовь и уважение к армии; формированию у детей черт характера, которые помогут им стать человеком и гражданином.
Создать условия для развития художественных потребностей и эстетического вкуса детей через их собственную творческую деятельность.
Развивать художественно – практические способности, эмоционально – чувственную сферу, художественно – образное мышление ребенка как основу развития творческой личности.
Пробуждать у детей национальное самосознание, высокие духовные качества через приобщение к русской народной культуре.
Создать условия для развития потребности в преобразовании действительности в соответствии с законами гармонии.
Создать детско – взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблемы в условиях ДОУ и семьи; помочь родителям сохранить и развивать любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад - социальная среда.
.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации проекта, в котором через интеграцию всех областей образования, объединения всех видов художественно – эстетической деятельности в единый, целостный педагогический процесс, предполагается развитие личности с эмоционально – ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей.
У детей:
Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культур-ной жизни, архитектуре современной жизни родного села.
Активизация представлений о малой родине как о природном комплексе с разно-образным животным и растительным миром.
Отражение в художественно – творческой деятельности (музыке, танцах, театральной деятельности, рисовании, лепке, конструировании) темы любви к родному краю.
Вызвать постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведении искусства.
У родителей:
Пробуждение желания открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения;
Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно – творческой и здоровье сберегающей деятельности ДОУ
Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.
У педагогов:
Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.
Родители воспитанников МБДОУ «Детский сад «Росинка» г. Бирюча» заинтересованы в художественно - эстетическом развитии своих детей, привитии интереса к истории и культуре своей Родины. Учитывая возрастные особенности детей, эта программа может быть успешно реализована в группах воспитанников старшего дошкольного возраста.
С целью приобщения дошкольников к истории и культуре русского народа в МБДОУ «Детский сад «Росинка» г. Бирюча общеразвивающего вида» создан мини-музей «Русская изба».
Цель мини-музея: приобщать дошкольников к истории и культуре русского народа.
Задачи мини-музея:
1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.
2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
5. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;
7. Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность
Знакомство дошкольников с жизнью, особенностями быта, традициями и обычаями русского народа;
• знакомство с фольклором;
• расширение словарного запаса дошкольников;
• воспитание у детей интереса к культуре русского народа;
• духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников.
В мини-музее «Русская изба» представлены следующие экспонаты:
• различные предметы быта (посуда - кринки, кувшины, горшки, миски, чугунки; керосиновая лампа, прялка, корзины, туеса, нитки, веретено, ухват, кочерга, веник голик, шкатулки, самовар, чугунные утюги, лапти, деревянная маслобойка, коромысло и др.);
• старинная мебель (столы, лавки, сундуки, макет русской печи, детская колыбель, железная кровать;
• декоративные элементы (скатерти, рушники, салфетки, тканые коврики для пола);
• святой угол (икона, детская библия);
• русские национальные костюмы и их элементы (платье, сарафан, кокошник, венок, рубаха, штаны, пояс, головной убор и др.);
• куклы в русских костюмах;
Для организации работы в мини-музее «Русская изба» я использую разнообразные формы и методы:
• непосредственно-образовательная деятельность,
• слушание, разыгрывание фольклорных произведений,
• народные праздники,
• народные игры и игрушки,
• посиделки,
• выставки,
самостоятельная деятельность детей
Анкета
Место нахождения: 309920 г. Бирюч Белгородская область,
Красногвардейского района, ул. Карла-Маркса д. 2 «а».
Наименование: мини – музей «Русская изба»
Дата открытия: 1 сентября 2001г.
Наличие паспорта: имеется.
Руководитель: воспитатели
Тип музея: комната быта
Профиль музея: этнография
Музейные разделы: включает в себя 1 экспозицию: «Русская изба».
Виды экспонатов: предметы русского деревенского быта.
Материальное обеспечение: поступление экспонатов от работников ДОУ, родителей и жителей города и района.
Организационно-методическое обеспечение:
- программа О. Л. Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре».
- Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
- А. Ф. Некрылова, Л. В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб. : 2002г.
- А. Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
.
.
Содержанием работы музея русского быта является :
проведение тематической НОД для дошкольников;
посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
организация экскурсий для детей и их родителей.
Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом : вышивка, шитье», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «деревенская улица: народные календарные праздники круглого года», «Подворье: коровушка – кормилица», «во саду ли, в огороде» и др. ;
оформление тематических выставок: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;
организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
Формы деятельности музея русского быта :
- НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);
- работа в комнате русского быта как часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);
- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», Подблюдные вечерки», ««Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха», «В гости пришла Марья Искусница», «Святки» и др.).
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
1. Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (музыкальный руководитель).
2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная» (родители детей групп «Карапузы» и «Гномики»).
3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для Матрешки».
4. Создание мини-музеев (совместно с педагогами)
5. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия»
Консультация для педагогов
1. Показ открытого занятия по ознакомлению детей с народными инструментами для педагогов ДОУ «Балалаечка – душа русского народа».
2. Консультация «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные голосовые упражнения – основа для закрепления произношения звуков у дошкольника».
3. Открытый показ занятия для педагогов района «Россия – Родина моя»
.
В рамках реализации проекта «Мини - музей «Русская изба» разработан план взаимодействия педагог - ребё нок:
1. Ежедневное организованное наблюдение воспитателя с детьми за природой, окружающей действительностью, умело, сочетая наблюдения непосредственного окружения с чтением художественных произведений, использование народного календаря, слушанием музыки, рисованием, рассматриванием картин;
2. Проведение экскурсий в городской краеведческий музей, детскую библиотеку, детскую школу искусств, детскую художественную школу выставочные залы родного города.
3. Собеседование с детьми с применением методических приемов (вопросы, сравнивания, индивидуальные задания и др.)
4. Привлечение детей к участию в народных традиционных праздниках, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу всеобщей радости и веселья («Святки», «Масленица», «Сороки», «Рождество» и др., а также ознакомление с новыми традициями, обычаями и праздниками;
5. Широкое использование народного фольклора во всех его жанрах: сказки, загадки, пословицы, поговорки игры, небылицы, мифы и легенды, народного песенного творчества (колыбельные, народные песни и танцы, хороводные игры) в повседневной жизни группы.
6. Ознакомление детей с искусством народного быта, одеждой, умение увлечь их национальным искусством.
Интеграция образовательных областей в процесс реализации проекта : Мини- музей «Русская изба» - как форма воспитания духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Образовательная область Содержание Формы работы
Здоровье. Физическая культура
Формирование интереса к народным видам спорта и играм. Укрепление физического здоровья. Подвижные игры: русские народные, игра народов России, и разных стран.
Коммуникация Развитие умения общаться с целью получения знаний, знакомство с народным фольклором. Использование современных информационных технологий, беседы, интервью, словотворчество.
Социализация Принадлежность к нации, формирование основ толерантности, уважение к историческому и настоящему своего села, района, области, России. Приобщение к моральным нормам Беседы, ситуативные разговоры, электронные презентации, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, викторины, составление семейного дерева, герба семьи.
Познание Знакомство с историческим, географическим, экономическим, культурным и природным наследием родного села, района, города, страны Электронные презентации, создание мини-музеев, издание буклетов, сотворчество, проектная деятельность, исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, работа в мастерских, ярмарки.
Художественное творчество Формирование интереса и приобщение к народным видам творчества, развитие детского творчества через применение знаний народного промысла в продуктивной деятельности. Мини художественно-эстетические студии в каждой возрастной группе: рисование вышивка, работа с тканью, нитью, бумагой, плетение. Посещение музеев, использование видеозаписей. Оформление выставок.
Музыка Приобщение к музыкальному народному творчеству Интегрированные занятия, создание игровых ситуаций.
Чтение художественной литературы Формирование первичных ценностных представлений об образе жизни русского народа и народов России. Театральная деятельность, мастерская по изготовлению атрибутов, литературные викторины.
Труд
Формирование о труде, его роли в жизни общества.
Алгоритмы ознакомления с трудовой деятельностью взрослых.
Безопасность
Формирование правил безопасного для человека и природы поведения
Своды правил поведения, создание буклетов, электронных презентаций, рассмотрение проблемных ситуаций.
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
Смета расходов:
Наименование Требуемые
средства (руб) Имеющиеся средства (руб)
Оборудование:
1. Многофункциональный сканер
2. Компьютер (ноутбук)
3. Интерактивная доска
4. Видиокамера
12 000
14 000
100 000
20 000
Материалы для изготовления информационных материалов:
1. краска для картриджей (черно-белый)
2. краска для картриджей (цветной)
3. бумага офисная ф. А-4
4. бумага цветная ф. А-4
1 440 (4 х 360)
7 000 (4 х 1750)
1 700 (10 х 170)
1800 (5 х 360)
Канцелярские товары:
1. Папки, маркеры, скрепки, мультифоры, карандаши, краски и др.
4 000
Методическое обеспечение:
1. Методическая литература
2. Методические пособия
22 000
7 000
Расходы на проведение мероприятий:
Заседания клубов, проведение семинаров и т. д.
4 000
Итого по смете: 194 940
ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДОЛЖЕНИЯ ПРОЕКТА
Продолжение проекта возможно при :
- образованности педагогов, принятия ими новых подходов в образовании;
- проявление результативности проделанной работы, понимание ответственности за результат всего коллектива работников ДОУ;
- стимулировании и мотивации всего коллектива ДОУ;
- активное участие вовлеченных родителей в образовательный процесс ДОУ;
- поддержка и участие социальных партнеров.