Петрунина Екатерина Николаевна
Проект «Россия — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Введение.
1.1 Описание проекта.
Главное направление патриотического воспитания, отражённого в данном проекте, может быть сформулировано следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю. Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.
Публикация «Проект „Россия — Родина моя“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Нравственно – патриотическое воспитание одно из важнейших звеньев воспитательной работы сегодня, когда мы наблюдаем падение нравственных ценностей, семейных традиций, культуры. Наш проект направлен на решение данных задач. В рамках проекта мы знакомим детей с укладом жизни, бытом, русского народа, изучаем историю предков, их культуру. Воспитание любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далекому” - от любви к родителям, родному дому, к детскому саду, к улице, к городу до любви к родной стране. Поэтому в нашем проекте мы знакомим детей с историей родного Подмосковья, героями, промыслами нашей области.
Cуть гражданско-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Ведем работу по гражданско-патриотическому воспитанию с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Стараемся, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детском саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование-чувство любви к своему Отечеству.
1.2 Паспорт проекта.
Педагогический проект
Тема: «Россия – родина моя!»
Тип проекта : групповой, творческий, информационный, среднесрочный.
Актуальность проекта : Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Масштаб проекта :
Среднесрочный 2019 г.
Территориальный – детский сад № 8 «Ягодка» Количество детей – 24
Участники проекта :
Воспитатель группы: Петрунина Е. Н.
Целевая группа:
Дети подготовительной к школе группы «Светлячки»
Родители детей подготовительной к школе группы «Светлячки»
Цель проекта :
Воспитать гражданина и патриота своей страны, создавать условия для воспитания любви к близким людям, детскому саду, родному городу и стране, организации совместной, непосредственно образовательной деятельности, предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи проекта :
Задачи для дошкольников.
Обучающие:
-расширять представления о защитниках отечества, Великой отечественной войне;
-знакомить дошкольников с историей России, народными традициями, промыслами, праздниками.
- расширять и систематизировать у дошкольников начальные представления о себе и окружающем мире;
-познакомить детей с государственной символикой (герб, флаг, гимн, а также с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.
Развивающие:
-развивать познавательную активность дошкольников;
-развивать монологическую и диалогическую речь, память.
-развивать связную речь, воображение, мышление.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и уважение к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа, толерантное отношение к представителям других национальностей.
-способствовать становлению высоконравственной и духовной основы личности;
-воспитывать бережное и уважительное отношение к труду;
-воспитывать уважение к традициям, гордость за свою страну и народ.
-воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Задачи для педагогов:
-совершенствовать педагогическое мастерство;
-внедрять инновационные технологии в образовательный процесс.
Задачи для родителей :
-повышать педагогическую грамотность родителей по вопросу нравственно -патриотического воспитания дошкольников;
-включать родителей в образовательное пространство ДОУ;
-формировать у родителей активную жизненную позиции по вопросам патриотического воспитания.
Приоритетные направления
Совместная деятельность педагога и воспитанников.
Совместная деятельность педагога – психолога и воспитанников.
Совместная деятельность музыкального работника и воспитанников
Самостоятельная деятельность ребенка
Просвещение и педагогическое сотрудничество с родителями
Ресурсное обеспечение
Нормативно - правовое обеспечение:
• Конституция РФ;
• Конвенция о правах ребенка;
• Закон РФ "Об образовании";
• Концепция дошкольного воспитания;
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
• Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М., 2011 год;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан пин 2.4.1.2660-10
Методическое обеспечение проекта :
Материально – технические.
Развивающая среда, природное окружение, дидактические игрушки, настольно – печатные игры, познавательная литература, материал для художественного творчества, мультимедийное оборудование, плазменная панель, ноутбук, видеомагнитофон, фотоаппарат.
Методическое обеспечение.
• Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М., 2011 г.
• Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы». - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004г.
• Е. В. Михеева «Современные технологии обучения дошкольников» -Волгоград: Изд-во «Учитель», 2013.
• Т. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
• О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе».
• О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».
• О. Л. Князева «Приобщение к истокам русской народной культуры».
• М. Н. Мельников «Русский детский фольклор».
• Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством».
• О. В. Дыбина «Что было до…» (Игры – путешествия в прошлое предметов).
• Т. С. Комарова «Изобразительное искусство детей в детском саду и школе» .
• Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
• Периодические издания «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Старший воспитатель», «Солнечный зайчик».
• Интернет-ресурсы.
Методическое сопровождение
Сбор информации о Москве и Подмосковье;
Подборка иллюстраций по теме проекта;
Подбор художественной литературы о городе-герое Москве;
Подборка стихотворений, пословиц, поговорок, пальчиковой гимнастики;
Дидактические игры;
Составление творческих рассказов о Подмосковье;
Беседы о животных и растениях Подмосковья;
Конспекты НОД;
Консультации и информационные стенды для родителей.
Сотрудничество с родителями :
Беседы.
Совместная деятельности с детьми по созданию практического альбома «Мы помним и чтим»
Консультации из цикла воспитания ребенка в русских традициях «Роль матери и отца в воспитании детей», «Приучение ребенка к труду», «С чего начинается Родина?»
Сотворчество родителей и детей «Твори, выдумывай, пробуй»
Создание совместно с родителями «Красной книги»
Создание коллажа для родителей «Народные промыслы»
Проведение традиционных праздников «День знаний», «Здравствуй осень!», «Новогодние и рождественские праздники», «Богатыри России».
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Информационное:
-Фото- и видеоматериалы
-библиотечный фонд
2. Научно-методическое:
-консультативная работа с родителями.
3. Дидактическое обеспечение
-подбор произведений о Родине;
-подбор картинок по данной теме.
4. Кадровое:
-воспитатель;
- музыкальный руководитель;
- педагог-психолог.
5. ТСО:
-ноутбук;
-фотоаппарат;
-телевизор.
Технологии:
• Здоровье-сберегающие педагогические технологии;
• Информационно-коммуникативные технологии;
• Технология развития речи;
• Технология дидактической игры;
• Игровые технологии.
Ожидаемый результат:
• Расширять у детей знания о родном городе и других городах России, о символах страны и их значении;
• Дать представление о Москве, как главном городе России;
• Знать основные виды народного декоративно-прикладного творчества и их особенности;
• Уметь называть основные виды животных и растений, характерных для нашей страны;
• Учить рассказывать по иллюстрациям, развивать монологическую и диалогическую речь детей;
• Собрать и систематизировать весь материал по теме проекта;
• Воспитывать уважение и бережное отношение к родному краю;
• Создать базу по наглядному, дидактическому материалу по теме «Моя Родина»;
• Заинтересовать родителей в сотрудничестве, как участников педагогического процесса.
I. Разработка проекта.
2.1. Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
Формулирование задач и цели проекта;
Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта;
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
Создание презентаций про Подмосковье и наш поселок;
Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.
Основной этап
НОД «Московский Кремль».
НОД «Москва - столица России».
НОД «Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу К. Д. Ушинского «Наше Отечество».
НОД с использованием ИКТ «Наша Родина – Россия».
НОД по развитию речи «Защитники Отечества».
НОД по развитию речи «Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А. К. «Грачи прилетели» и Левитана И. И. «Большая вода».
НОД по рисованию «Русская матрешка».
НОД по рисованию «Жостовская фабрика декоративной росписи».
НОД по конструированию «Проекты городов России».
НОД по аппликации «Русский народный костюм».
НОД по аппликации «Открытка ветеранам».
НОД по лепке «Веселые букашки».
НОД по экологии «Посади дерево сам».
НОД по физической культуре «Чистота – залог здоровья».
Конспект итогового занятия. Викторина «Что? Где? Когда?»
Беседы с детьми.
Составление описательных рассказов. Рассматривание иллюстраций.
Чтение художественной литературы: Х. -К. Андерсен «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Гадкий утенок»; С. Михалков «Прогулка»; сказки «Как аукнется, так и откликнется», «Снегурушка и лиса», «Сивка-бурка», «Хаврошечка»; М. Матвеева «Синяя чашка», «Теплый хлеб», Э. Успенский «Про Веру и Анфису»,А. Толстой «Приключения Буратино», Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим», Н. Носов «Незнайка в солнечном городе».
Чтение стихов: С. Есенин «Береза», о Москве, Родине, России. Чтение произведений о русских богатырях. Заучивание пословиц, поговорок, небылиц. Разучивание частушек. Отгадывание загадок.
Пальчиковая гимнастика по теме проекта.
Завершающий этап
Поиск формы реализации проекта;
Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
Коллективная реализация проекта, его презентация и защита.
Предварительная работа:
-Выделение и постановка проблемы (выбор темы проекта);
-Сбор материала по теме;
-Анализ и обобщение полученных данных;
-Подбор и ознакомление с литературными произведениями.
-Дидактические игры: «Найди флаг России», «История российского герба», «Найди среди гербов разных стран герб России», «Чей костюм?», «Выложи узор на кокошнике», «Найди планету Земля», «Где растет дерево?», «На каком языке говорят в (Италии?»
-Сюжетные игры: «Космос», «Экскурсия», «Пограничники», «Прием гостей», «Инопланетяне».
-Русские народные подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Краски», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Палочка-выручалочка», «День-ночь», «Лошадки», «Горелки», «Уголки», «Море
волнуется», «Вышибала», «Зевака», «Классики», «Телефон», и т. д.
-Коммуникативные игры: «Кто чем приметен?», «Путаница».
-Хороводные игры: «Заинька», «Плетень», «Калитушка», «Ворон».
III.Реализация проекта.
3.1 .Перспективный план по работе с детьми.
Формы, методы и приёмы работы Цель Направление реализации проекта по образовательным
областям
НОД «Московский кремль»
Расширять представления детей о Москве. Познакомить детей с архитектурным памятником – Московским Кремлём; дать знания о плане Кремля, названии его башен.
Формировать духовно-нравственные качества детей посредством приобщения к русской культуре. Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
НОД «Москва - столица России» Создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России, путем интеграции познавательной деятельности и речевого развития -закрепить понятие «россияне», «столица», «Родина»;
-расширить кругозор дошкольников сведениями о Москве;
-воспитывать патриотические, гражданские чувства
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
НОД по развитию речи «Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу К. Д. Ушинского «Наше Отечество» - Обогатить у детей словарный запас с помощью прилагательных, закрепить навыки подбором синонимов;
- развивать диалогическую и монологическую форм речи детей;
- развитие долговременной памяти мышления;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
-воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение слушать товарищей не перебивая их. Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
НОД с использованием ИКТ «Наша Родина-Россия»
-Расширить и конкретизировать представление детей о нашей Родине- России;
- закрепить знания детей о государственных символах России;
- прививать чувства любви и гордости своей Родине;
- активизирование словаря по теме «Родина-Россия», развитие диалогической речи;
- развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
НОД по развитию речи «Защитники Отечества» - упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по сюжетной картинке, придерживаясь плана рассказывание;
- активизировать употреблении в речи прилагательных и наречий; -развивать связную речь дошкольников и активизировать слова по данной теме;
- воспитывать чувства уважения и гордости к солдатам- Защитникам Отечества, желание стать Защитником. Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
НОД «Русская матрешка» - приобщить детей к декоративно-прикладному искусству через знакомства с игрушкой-матрешкой;
- познакомить детей с историей, видами и особенностями росписями матрешек;
- развивать интерес детей к народному искусству, чувства цвета и технических умений;
- умело пользоваться кистью;
- рисовать кончиком кистью, всей кистью;
- воспитывать эстетическое отношение и любовь к бытовой культуре, предметам искусства. Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
НОД по развитию речи «Рассматривание и сравнение репродукций картин Соврасова А. К. «Грачи прилетели» и Левитана И. И. «Большая вода» - учить детей рассматривать и сравнивать репродукции картин, отвечать на поставленные вопросы;
- совершенствовать умение подбирать слова- определения к существительным;
- развивать связную речь детей, развивать творческое воображение;
-воспитывать интерес к искусству, любовь к родному краю, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту;
- расширять знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже, развивать художественное восприятие произведений Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, музыкальная деятельность.
НОД по рисованию «Жостовская фабрика декоративной росписи» - познакомить детей с Жостовской фабрикой: история ее создания, продукцией которую на ней выпускают, ее особенностями;
- формировать у детей представление о том, что произведение декоративно_ прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения в поколение;
- воспитывать у детей любовь к родному краю
- уважительное отношению к труду взрослых. Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
НОД по конструированию «Проекты городов России» Применять информацию об истории и достопримечательности России и родного края, с практической деятельностью;
- формировать у детей способности творческой деятельности, в сооружении построек из строительного материала;
-развивать конструктивное воображение и творчество, проявление индивидуального стиля конструирования.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
НОД по аппликации «Русский народный костюм» - сформировать представление детей о русском народном костюме;
- научить составлять узоры по мотивам народного искусства, украшать сарафан и рубаху;
- развивать умение аккуратно обводить по контуру, вырезать, правильно размещать деталь на бумаге;
- закреплять приемы вырезывания предметов из бумаги, равномерно наносить клей;
- способствовать развитию творческих способностей детей, воображения.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
НОД по аппликации
«Открытка ветеранам»
-Способствовать развитию творческих способностей.
-Совершенствовать навыки и умения в аппликации.
- Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, аккуратность в работе.
-Повышать общую осведомлённость, интерес к истории России;
- Воспитывать чувство патриотизма, уважение к ветеранам, желание дарить радость людям, которые защищали Родину.
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
НОД по лепке для детей дошкольного возраста «Веселые букашки»
1. Формирование знаний в области изобразительного искусства:
- закрепить понятие о насекомых;
- расширить представления детей об особенности строения тела насекомых;
- дать представление о насекомых как отдельной группе животных (на примере анализа фотографических изображений;
- обратить внимание на детали, которые раскрывают характер и настроение изображаемых насекомых (форма и размер туловища, положение лапок, крылышек, расположение на «лужайке»);
2. Формирование умений и навыков:
- учить детей создавать образ насекомого (жука, используя скульптурные средства выразительности: пластилин;
- напомнить приемы работы с пластилином;
- учить украшать полученных жуков с помощью бисера и стекляруса;
- закреплять умение создавать композицию из объемных предметов («Жуки гуляют на улице», «Жуки играют в прятки» и т. д.).
3. Формирование творческой активности детей:
- способствовать созданию оригинальных (нестандартных) и динамичных композиций (жуки встали на задние лапки, растопырили крылышки и т. д.);
- побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного или услышанного;
- побуждать детей сочинять небольшие истории, исходя из увиденного изображения;
- обратить внимание детей на выразительные свойства материала (пластилина).
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
НОД по экологии «Посади дерево сам» - формировать у детей знания о значении деревьев в жизни человека;
- желания самим посадить дерево, ухаживать за ним;
- знакомить детей с разнообразием детей нашей природной зоны, об условиях необходимых для из роста;
- учить отгадывать загадки, осознанно применять знания о правилах поведения в лесу;
- развивать любознательность, память, умение делать выводы;
- воспитывать любовь к природе. Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
НОД по физической культуре «Чистота залог здоровья» - помочь детям в занимательной форме, играх усвоить понятия «Здоровый образ жизни», «Охрана здоровья», убедить в необходимости личной гигиены;
- развивать физическое качество детей: ловкость, быстроту, выносливость;
- воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию инструктора по физической культуре Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. физич. Раз.
Конспект итогового занятия викторина «Что? Где? Когда?» - обобщить систематизировать представление детей о Родине, о главном городе- Москва;
- развивать у детей любознательность, интерес к истории России, активизировать речевое общение;
- воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, интерес и уважение к русской культуре Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Результаты проекта :
Творческие проекты не только решают творческие, психологические и воспитательные задачи, но и способствуют саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности, индивидуальности, инициативности. Проектная работа необходима в воспитательно-образовательном процессе, так как это позволит:
- обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
-реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
-обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
В результате работы над проектом дети закрепили представление о России :
-Сформировали представление о Родине, ее просторах, природе.
-Познакомились с достопримечательностями городов России.
-Познакомились с понятиями национальность, традиции, памятниками архитектуры.
-Занимаясь проектной деятельностью - дети учатся работать в команде, вырабатывают собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
-У дошкольников повышается самостоятельность, активность, любознательность, развивается творческое мышление, находить выход из сложных ситуаций
-В ходе проекта дети развили творческие и исследовательские способности, приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умение анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало воспитанию в духе патриотизма, приобщению к истории и культуре района, систематизации знаний о родном крае, воспитании любви и привязанности к малой Родине.