Любовь Сариева
Проект «Родной край» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Сельский национальный детский сад «Малыш»
Педагогический проект
«Мой родной край»
(проект составлен для детей старшей группы)
Тип проекта : краткосрочный (2 недели)
Автор проекта : педагог дополнительного образования
Сариева Любовь Павловна
село Ульдючины
2022 год
Проект на тему «Мой родной край»
Публикация «Проект „Родной край“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Автор проекта : Сариева Любовь Павловна
Педагог дополнительного образования
МКДОУ «СНДС «Малыш» с. Ульдючины
Содержание.
1. Актуальность выбранной темы …. … 2 2. Цели и задачи проекта…. … 3
3. Паспорт проекта Участники проекта. …. 3 - 4
4. Этапы реализации проекта…5 - 8
5. Роль родителей в реализации проекта. 8
6. Заключение. 8
Актуальность проекта
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми мира, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине. Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Актуальность программы определяется стремлением расширить знания детей о природе, истории, культуре нашей малой Родины.
Исходя из актуальности темы, мы поставили перед собой следующую цель.
Проблема:
Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Цель: зажечь искорки любви к родному краю, приобщение дошкольников
к истории и культуре родного края и к достопримечательностям.
В процессе работы над данной темой мы определи следующие задачи.
Задачи:
- развивать бережное отношение к селу и его природе,
к достопримечательностям и культурным ценностям;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к семье,
дому, улице, краю, стране;
- интеграция нравственного, эстетического, интеллектуального
развития ребенка в ходе формирования
основ национального самосознания;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков;
- повысить компетентность родителей по воспитанию у детей
чувства гордости и любви к родному краю.
Концепция проекта :
Проект направлен на достижение положительного результата при реализации национально- регионального компонента в деятельности ДОУ, опираясь на накопленный педагогический опыт, созданию экспериментальной базы, плодотворному сотрудничеству с социально значимыми объектами села, привлекая к совместной деятельности родителей.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории родного края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех людей, кто основал и прославил наш край, начнут проявлять интерес к различным событиям, связанные с родным краем и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта :
«Мой край родной» - проект по краеведению
Вид проекта :
Познавательный, творческий.
Участники:
Дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, социум.
Сроки реализации:
краткосрочный
Педагогические принципы:
регионализации;
непрерывности;
доступности;
целостности;
системности;
преемственности;
культурообразности;
стимулирование детской деятельности.
Ожидаемые результаты. Проект призван помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь. Реализация данного проекта позволит :
-заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
-приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Отличительная особенность данного проекта состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода;
Основные организационные формы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• в свободной деятельности;
• целевые прогулки по селу;
• экскурсии с различной тематикой о селе;
• тематические выставки;
• демонстрация презентаций по теме проекта;
Методы и приемы:
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические,
подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
• целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание картин, иллюстраций.
• Встреча с замечательными людьми нашего села
Работа по данной теме особенно трудна, потому что, требует большого труда и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.
Работая над этой темой, мной была составлена модель системы работы по краеведению, выделены блоки работы по патриотическому воспитанию, включающие серии конспектов-занятий, консультации для педагогов и родителей.
Этапы реализации проекта
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап (организационный)
Изучение интереса детей для определения цели и задач проекта; теоретическая подготовка педагога к выполнению проекта; подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме; разработка перспективного плана; сбор информации; сотрудничество с работниками библиотеки, краеведческого музея; ознакомление с проектом родителей; беседа с детьми и родителями с целью выявления знаний о родном крае, их готовности пополнить эти знания, поделиться с ними; разработка консультаций для родителей
Дети задают вопросы во время беседы по теме; рассматривают открытки, фотографии, книги с иллюстрациями, энциклопедии, журналы
2 этап (планирование)
Обогащение предметно-развивающей среды: отбор, поиск материала по изучению родного края (фотографии, слайд - шоу, видеофильм документальный и другое); подбор настольно-печатных
игр, дидактических
игр по краеведению; заучивание стихов про наш край, пословиц, поговорок о Родине; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Соблюдай ПДД», «Путешествие по селу», и другим; экскурсии к достопримечательностям села
Дети приносят из дома открытки, фотографии по теме проекта.
Составляют рассказы из личного опыта «Моя улица», «Мое родное село», «Что я видел в Элисте» и другие, по картинкам;
читают произведения по теме проекта; заучивают стихи, пословицы, поговорки;
предоставляют свой опыт в форме продуктов деятельности (рисунки, поделки и другое); играют в сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры
3 этап (реализация проекта)
Социально-коммуникативное развитие.
Беседы: «Моя улица», «За что я люблю свое село», «Край родной, навек любимый»;
настольно-печатные игры:
сюжетно-ролевые игры: «Путешествуем по городу», «Дружная семья», «Детский сад», «Наша школа» и другие.
Дети составляют рассказы об улице, на которой живут, о нашем любимом селе, о Приютненском районе; играют в сюжетно-ролевые игры, подбирают материал и атрибуты к ним.
Познавательное развитие
Рассказ педагога о культуре и о традициях родного края; об обычаях нашего народа; об истории национального костюма; о людях, прославивших наш край дидактические игры : «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Сложи герб», «Символика родного края», «Национальный костюм» и другие; рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий «Достопримечательности Калмыкии»; виртуальная экскурсия по Республике Калмыкия.
В ходе беседы дети отвечают на вопросы и сами задают их; разучивают правила игр, выбирают участников из своих сверстников; играют в настольно-печатные, дидактические игры «Сложи герб», «Собери картинку» и другие; рассматривают альбомы, иллюстрации, фотографии, беседуют по их содержанию.
Речевое развитие
Сочинение творческих рассказов «Моя малая родина», «Моя Родина в будущем», «О чём нам шепчет степь родная»; составление рассказов по картинам, по сюжетным картинкам «Что сначала, что потом?» речевые игры: «Доскажи словечко», «Узнай по описанию», «Где эта улица, где этот дом?», «Продолжите предложение» и другие;
дидактические игры: «Найди пару», «Что лишнее?» и т. д.
Дети сочиняют рассказы о городе, о своем селе, о природе Калмыкии; составляют рассказы из личного опыта. Играют в речевые игры «Узнай по описанию», «Доскажи словечко» и другие; дидактические игры «Кто где работает?», «Найди пару», «Что лишнее?» и другие; предлагают свои игры.
Художественно-эстетическое развитие
Знакомство с творчеством калмыцких поэтов и; чтение произведений по теме проекта, заучивание стихов.
Изобразительная деятельность: рисование - «Моя семья», «Улица, на которой я живу», «Наш город» и другие;
использование раскрасок; рисование по прочитанным произведениям; лепка животных и птиц родного края; аппликация – создание коллективных композиций по теме проекта.
Конструирование: «Строим город» с использованием конструктора.
Дети принимают активное участие в беседах, задают вопросы, слушают произведения писателей, учат стихи; отображают в изобразительной деятельности свои впечатления об услышанном и увиденном; слушают и разучивают песни о Родине; организуют выставки своего творчества: рисунки, поделки.
Физическое развитие
Беседа с детьми о лучших спортсменах Республики Калмыкия; знакомство с народными играми : «Загони овец в баз», «Собери альчики», «Богшурhа болн арат»и другие; организация эстафет, соревнований.
Дети активно принимают участие в беседах, рассказывают о своих достижениях в спорте; знакомятся с правилами и ходом народных спортивных игр; участвуют в эстафетах, соревнованиях; придумывают свои подвижные и спортивные игры.
Роль родителей в реализации проекта :
- беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;
- оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;
- выставка «Сделаем наше село чище» (совместно с родителями);
- консультирование родителей «Роль семьи в изучении краеведения в ДОУ»
- фото – выставка «Национальный костюм»
- совместное (с родителями) проведение национального праздника «Зул».
Заключение
Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному селу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе малой Родины.