Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Краткосрочный проект «Мой край родной — Ямал»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
Автор проекта : Абдулова Д. С
Вид проекта : краткосрочный, творческий, познавательный, открытый
Проблема: дети мало знают и малой родине- Ямал
Цель проекта : Воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.
Основные задачи проекта :
Публикация «Краткосрочный проект „Мой край родной — Ямал“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
• Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального отношения к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов (ненцы) родного края.
• Развивать эмоционально- ценностное отношение к городу, краю, землякам.
• Развивать представление о культуре и быте коренных народов Севера и народов населяющих родной край.
• Создавать эмоциональное настроение, оставлять яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
• Формировать творческое воображение через восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников.
Предполагаемые результаты:
• создать в группе необходимых условий по ознакомлению детей с жизнью коренных народов (ненцев, хантов).
• оформление национального уголка;
• оформление фотовыставки «Мы на Севере живём»
• оформление папки – передвижки «Культура и обычаи коренных народов Севера»;
• подборка методической литературы, художественной литературы, иллюстрированного материала.
• изготовление атрибутов для игровой и театрализованной деятельности.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Территория реализации проекта : МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский» старшая группа».
2. Актуальность:
Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной, северный край. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле: «Ненец и тундра – брат и сестра». Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.
Поэтому, очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились так же любить свой родной край, свою землю. Очень важно приобщить детей к культуре, быту, традициям и искусству народов Севера, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём.
Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самой. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос о патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. Задача педагогов воспитывать в детях любовь к Родине, к родному краю, гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о родном крае. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.
Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм творческой познавательной деятельности.
Поэтому был разработан краткосрочный проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Проект рассчитан сроком на 1 месяц.
3.
Работа с родителями
1. Консультации для родителей «Художники земли Ямальской», «Ямальские промыслы»
2. Участие родителей в организации и проведении физкультурно- оздоровительного досуга «Мы дети севера» 3. Сбор краеведческого материала с участием родителей.
4. Помощь в оформление уголка в ДОУ «Наш край Ямал»
5. Организация встреч с интересными людьми.
6. Помощь в оформлении альбомов «Ненецкие сказки», «Наш край Ямал»
7. Выставки народно-прикладного искусства детей и родителей «Мы живём на Ямале».
8 Конкурс между родителями «Мой любимый Ямал»
Конкурс Мой любимый Ямал «проводиться в трех номинация:
1. Макет «Мой родной Ямал»
2. Сказка народов Ямала (Придумать сказку и нарисовать иллюстрацию к ненецкой сказке, рисунок формат А 4, сказка формат А 4, каждая работа в отдельном листе)
3. Ненецкая кукла
5. Заключение.
Все участники конкурсы были приглашены в итоговое мероприятие физкультурно- оздоровительный досуга «Мы дети севера». Участники конкурса будут награждены благодарственными письмами и победители дипломами (победители были выявлены в результате голосования детьми и педагогами детского сада).
Красочно оформлен уголок краеведения. Все детские работы награждены дипломами различного уровня.
Литература:
1. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. Родной край, М. Просвещение, 1990г.
2. Фёдорова Л. В. Северные родники, Сыктывкар, 1995г.
3. Лапцуй Л. Едейко, Салехард, издательство «Красный Север», 2004г.
4. Дудников Н. Медвежьи забавы, Пермь, издательство «Книжный мир», 2000г.
5. Ямальский калейдоскоп. Учебное пособие по литературному краеведению. 2 класс. Автор – составитель Л. В. Федорова. Тюмень. Из – во ИПОС СО РАН, 2003г.
6. Мой дом север. Сказки. Легенды. «Европа – печать и издательство» ЕООД, София ТОО «Вилад» Москва. 2001г.
7. Шорыгина Т. А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М. : ТЦ Сфера, 2008 г.
Приложение№1
Рассказ «Чудесное спасение»
Автор: Варвара Зеличенок
На берегу Обской губы в поселке Нори жил ненец Яшка. Было у него три сына. Младшие сыновья помогали маме ухаживать за оленями, а старший сын Юрка часто с отцом ходили на рыбалку. В летнее время Яша с сыном уезжали на остров и жили в чуме.
Однажды они отправились рыбачить, много тогда попалось рыбы. Когда отец уже собирал сети, увидел, что в них запутался детеныш нерпы, а его мать плавала рядом, издавая крик о помощи. Яшка уже было замахнулся ножом на белька, как его остановил Юрка.
-Не трожь, отец! – крикнул сын, - давай отпустим, пусть живет!
После они вдвоем освободили малыша из сетей и поплыли домой. А спасенный белек с мамой нерпой провожали их до самого берега, как бы благодаря о помощи. А дальше было все по-прежнему, Яшка с сыном ездили на рыбалку, ходили на охоту. Прошли годы, у Юрки подрос сын Прокоп. Яшка сильно постарел, и на рыбалку ходить уже не мог. Тогда Юрка стал брать с собой маленького Прокопа. Почти каждый раз к ним подплывала нерпа, Юрка говорил сыну, что скорее всего это та нерпа которую они с дедом Яшей освободили из сети. Однажды, когда они рыбачили, поднялся шторм, и сильным порывом ветра сдуло маленького рыбака в воду, отец даже этого не заметил. Одежда моментально намокла, стала тяжелой и тянула Прокопа на дно. Силы его уже покидали, он никак не мог подняться на поверхность воды, чтобы крикнуть отцу. И вдруг он почувствовал, что кто-то его подталкивает наверх. А в это время, отец в лодке увидел, что Прокоп куда то пропал, вокруг бушевали волны. Юрка метался по лодке, не зная где искать сына. Рядом с лодкой раздался детский крик о помощи. Отец протянул руку и затянул сына в лодку. А следом увидел знакомую усатую мордочку.
Когда они приехали домой, Прокоп сидя на коленях у дедушки Яшки рассказал историю о том, как ему помогла выбраться из пучины нерпа. Дедушка загадочно улыбнулся и вспомнил, как когда-то они с Юркой помогли освободиться из сети запутавшемуся бельку.
- Однако внучек — это наш белек! – сказал дед Яшка, и глядя на сына добавил – Не забыл он доброту твою, сынок!
Приложение№ 2
Сказка «Дружная семья»
Автор: Колокольцева Александра,старшая группа
Жила-была ненецкая семья в чуме: мама, папа и 2 детей - сын и дочь. Однажды папа пошел в лес за дровами, чтобы костер разжечь и сварить еду. Дети увязались за ним помочь папе. Шли они долго, устали и вдруг поднялся ветер, резко стало темнеть, закружила вьюга- метель, стало холодно. Дети прижались к папе, испугавшись резкой смены погоды. Дальше шли уже наугад и заблудились. И забрели на священное место, куда нельзя было ходит. Есть у народов Севера места, куда не должна ступать нога человека, об этом предупреждают шаманы. Но они не знали, куда идти и что это за место, Стало очень темно, выла вьюга. Папа набрал веток, хотя руками еле шевелил, они замерзли, но у него дети, за которых он в ответе. Зажег костер, стало чуть светлее и вдруг над костром в пламени они увидели сердитое лицо духа, который громко их ругал, что они ступили на священную землю и что их ждет смерть. Отец попросил духа их помиловать, у него же дети, которые ни в чем не виноваты. Дух сказал, что можно сделать доброе дело и их простят. Тут же стало светлее, все затихло и они услышали слабый плач, пошли на эти звуки и увидели в яме маленького олененка, который уже ни на что не надеялся, слабо пищал. Дети спустились в яму, держась один за другого, сверху их держал папа за руки и так они вытащили малыша, который потерял маму, упал в яму, и если бы не семья, которая дружно вытащили его, непременно бы погиб. Малыш пошел с ними, стало еще светлее утих ветер, и все вышли из леса, а вслед им дерево шептало: " Вы сделали доброе дело, мы вас отпускаем, живите в мире» И стали они все вместе жить дружно, олененок стал членом их семьи, Все будет хорошо, когда в семье мир,любовь и доброта.