Татьяна Латухина
Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Латухина Татьяна Ивановна.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Тип проекта : информационно-творческий.
Участники проекта : дети-дошкольники смешанной группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта : одной из главных задач, определенных во ФГОС дошкольного образования является: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родине. 2015 год - юбилейный для нашего Лухского района,"нам" исполняется 80 лет, это ещё больше обязывает нас, воспитателей, родителей познакомить детей с родным краем : с историко-культурными, географическими, природными особенностями. С раннего детства необходимо воспитывать уважение, гордость за землю, за людей, с которыми рядом живешь, ощущение своей причастности и неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатства нашей страны. Такие чувства, заложенные с детства, помогут детям стать патриотами своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь. Справедливы слова К. Симонова:
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
Ты вспомнишь не страну большую,
которую изъездил и узнал,
Ты вспомнишь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал.
Проблема: В ходе беседы с родителями выяснилось, что в семьях знакомству детей с родным краем не уделяется должного внимания. Родители считают, что это функции детского сада и школы. В детском саду мало накоплено материала для изучения историко-культурных, географических особенностей села и района.
Цель проекта : обогащение представлений детей о родном крае : его природе и достопримечательностях, людях, живущих на Лухской земле. Подведение детей к осознанию того, что каждый ребёнок-это часть окружающего мира и неразрывно с ним связан.
Задачи: формирование представлений детей о родном крае : районе, населённом пункте;
- воспитывать умение видеть красоту родного края;
-формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках;
- воспитывать чувство гордости за свой родной край, любовь к родным местам, доброжелательное и бережное отношение ко всему живому;
- приобщать детей к истокам народной культуры, фольклору, песням, танцам;
- придать всем мероприятиям художественно-эстетического направления эмоциональную окраску;
- развивать речь, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.
Ожидаемые результаты: будут сформированы знания детей о родном крае;
- дети и родители станут участниками конкурсов, досугов, развлечений;
- дошкольники приобретут навыки общения со взрослыми.
Этапы реализации проекта : подготовительный;
планирование;
презентация;
итоги.
Деятельность по реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
1.1. Изучить и создать информационную базу по проекту : сделать анализ предметно-развивающей среды; подобрать стихи, рассказы, фотографии, картины о родном крае;
1.2. Определить источники информации: газеты, библиотека, интернет, рассказы родителей, старожилов;
1.3. Подбор иллюстраций по теме;
1.4. Составление планов бесед, экскурсий;
1.5. Познакомить всех участников с идеей проекта; мотивировать детей, родителей, работников к предстоящей деятельности.
2. Этап планирования работы.
При планировании работы по проекту, используем методику трё х вопросов:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
С помощью чего узнаем?
Содержание практической деятельности:
2.1. Выработать с детьми алгоритм действий: что делать сначала?
кто будет делать?
что будем делать потом?
2.2. Подключение родителей к планированию работы: проведение с детьми бесед о родном крае; совершение походов, экскурсий в п. Лух, знакомство с достопримечательностями. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Посещение и участие в праздниках "День села", «День района", «День лука» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Рассматривание иллюстраций, фотографий в газете "Родная нива".
2.3. Посещение библиотеки, как источника информации о родном крае. Знакомство с альбомами "Наше село начинается с людей", "Вот моя деревня" (с рисунками детей,"Н. Н. Бенардос", "Стихи и рассказы о родном крае".(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
2.4. Получение информации из сети Интернет. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
2.5. Экскурсия по деревне. Дома с наличниками. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
2.6. Встреча с жителями. Антонова Л. А., Курникова Е. А. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
2.7. Проведение фольклорного праздника «Масленица". (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
2.8. Знакомство с частушкой. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
2.9. Экскурсия на речку "Добрица".
2.10. Экскурсия к памятнику павшим воинам.
3 этап. Основная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
3.1. Создание предметно-развивающей среды: изготовление чучела для праздника Масленицы, костюмов, реквизита к этому празднику и к частушкам;
изготовление макета "Болото".
3.2. Наполнение содержанием жизнь ребёнка.
Проведение бесед:1. Лухский край - луковый рай, или как вырастить лук по-лухски. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
2. Лухский край-родина электросварки. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10).
3. Берёза-символ России и моей малой Родины. (ПРИЛОЖЕНИЕ 11).
4. Наше болото-памятник природы регионального значения. (ПРИЛОЖЕНИЕ 12).
5. Наша речка Добрица. (ПРИЛОЖЕНИЕ 13).
6. Родословная книга семьи и генеалогическое дерево. (ПРИЛОЖЕНИЕ 14).
7. Самовар-символ России и гостеприимства. (ПРИЛОЖЕНИЕ 15).
Чтение художественной литературы о родном крае.
Т. Воронько "Лучше нет родного края",
Г. Ладощиков "Родная земля", "Наша Родина",
В. Орлов "Здравствуй, Родина моя",
В. Степанов "Что мы Родиной зовём?",
В. Боков "Какая наша Родина?",
З. Александрова "Родина",
С. Дрожжин "Привет",
С. Есенин "Гой, ты, Русь, моя родная",
К. Симонов "Родина",
К. Ибряев "С чего начинается Родина".
Отражение полученных впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.

3.3. Работа по обогащению игрового опыта дошкольников.
Дидактические игры: "Узнай-назови",
"Сложи картинку", "Да - нет",
"Ты катись, катись, клубочек",
"Где я был - не скажу, лишь об этом расскажу!",
"Волшебный микрофон".
4 ЭТАП. Презентация.
4.1 Оформление уголка о родном крае.

4.2. Выпуск стенгазеты "Лухскому району-8о лет".

4.3. Конкурс чтецов по теме "РОДИНА".
Рефлексия: долгосрочный проект позволил сформировать у детей ключевые моменты, представления о родном крае, об основных архитектурных сооружениях, памятниках. Умение видеть красоту родного края, радоваться ей, беречь, сохранять. Уважительно относиться к людям, живущим рядом с тобой.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1. Церкви в посёлке Лух.



Приложение 2. Участие в празднике "День Лука".
Знакомство с Олегом Опариным, автором песни "Эх, лук-лучок!", ставшему знаменитым на празднике Лука.

Приложение 3. Посещение библиотеки.


Приложение 4. Получение информации из Интернета.

Приложение 5. Наличники на окнах.


Издавна на Руси дома украшали деревянной резьбой: вырезали ажурные наличники на окна, карнизы, фронтоны. Наличники служили не только украшением для окон, но и оберегали от нечистой силы. Как считали русские люди, она может проникнуть в дом именно через окно. В каждом поселении были свои секреты резьбы деревянного кружева, свои рисунки. В нашей деревне наличники похожи на тонкое кружево.



Приложение 6. Встреча с жителями села.
Антонова Людмила Александровна (80 лет)
Рядом с детским садом бабушка живет,
Она ровесница района, хвала ей и почет!

Ты сельская женщина, как будто жемчужина: редка и прекрасна на вид, и сил в твоих столько ладонях натруженных, что многих мужчин удивит.

Трудовой путь этой женщины начался в 11 лет, сразу после войны. Она работала в детских яслях. А в 16 лет стала работать на свинарнике. Работа была тяжелая: носила воду с речки, топила печь, чтобы согреть воду и сварить корм животным. Работала хорошо, старалась, и в 1957 году за хорошую работу Людмилу Александровну наградили путёвкой на 6 Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Символом этого фестиваля был голубь мира.

В 1958 году молодежь в деревне практически не оставалась, (работали за трудодни, зарплату не платили) и многие поехали в город. Людмила Александровна сначала уехала в Лух, А потом в г. Вичугу, где трудилась кастеляншей в детском саду до 1971 года. Вышла замуж. Жилья не было. И они с мужем поехали на работу в Хабаровский край, Биробиджанский район. Вместе с ними приехало ещё 220 семей трудиться в животноводство. Дали квартиры, работу, обустроили быт.
В 1973 году родился сын Миша, и Людмила вернулась в родную деревню. Когда сынишке исполнилось полгода, пошла на работу телятницей, где и работала даже после выхода на пенсию.
Сейчас живёт одна, управляется с хозяйством. Ее дом, огород всегда ухожены, все хозяйство содержит в чистоте и порядке. У дома много деревьев, кустарников, цветов.
Курникова Екатерина Алексеевна (85 лет. Учитель с 42-летним стажем).
Если бы профессии имели головы,все бы склонились
Перед профессией УЧИТЕЛЯ.

Екатерина Алексеевна закончила педагогическое училище и получила направление в Дагестан, в село Чирката учить детей русскому языку. Работать было трудно,население не знало русского языка. Первый год собрали детей всех возрастов и открыли 5 класс. Молодая учительница сумела наладить контакт с великовозрастными учениками, и ребятишки очень полюбили уроки русского языка. До сих пор пишут Екатерине Алексеевне теплые, душевные письма и не допускают ошибок. В 1958 году вернулась в Лухский район, где и работала в местных школах до 1993 года. За свою работу неоднократно получала награды, даже правительственные. Много местных жителей училось у Екатерины Алексеевны, она пользуется на селе авторитетом и уважением.
Приложение 7. Проведение фольклорного праздника «Масленица».
Масленица - самый яркий, веселый русский праздник. Его, как и в старину, празднуют с массовыми народными гуляньями, забавами, играми. Символ Масленицы - блины, круглые, похожие на солнышко, и чучело Зимы, которое означает проводы зимних холодов и наступление долгожданной весны. На Масленичной неделе проводят игры, катаются на санях, водят хороводы.
Хозяйка праздника:

Все заботы бросьте, приходите в гости!
Прямо к нашему крыльцу, к нам на Масленицу!

Вот блинок на масле - жить вам будет слаще!
Я принёс поднос блинов - выходите с дворов!


Мы на праздник приглашаем, приглашаем от души!
Эх, горячие блиночки, до чего же хороши!


Нам нельзя без самовара, коль блины-то с пылу, с жару!
Значит, нужен и чаек, так ли, дорогой дружок!

Самовару наш поклон! Поспешит со всех сторон
К тебе радостный народ! Без чаёчка не уйдёт!


На Масленицу все играют, песни поют, хороводы ведут,
На горках катаются, снежками кидаются!
А ещё для удальцов - есть особое кольцо,
Кто в него попадет, тот удачу обретёт!


Приложение 8. Знакомство с частушкой.
Частушка - один из жанров устного народного творчества. Обычно частушка состоит из четырёх рифмованных строчек. Исполняется в сопровождении гармошки, балалайки. Главное назначение частушки - дать определённую эмоциональную окраску фактам жизни, событиям, темам; выразить свои мысли и чувства.
ТЕМА «ЛУК-ЛУЧОК».

1. Как же нам не веселиться,
И не петь, не танцевать.
В нашем Лухе снова будут
Праздник лука отмечать!
2. В Лухе лук растёт хороший
Всем на загляденье!
Приезжайте в гости к нам,
Будет представленье!
3. Я сажаю в огороде
Луковые грядки,
Поливаю и рыхлю-
И держу в порядке!
4. Простудилась я опять
Стала кашлять и чихать,
Луку с мёдом ложку съела-
Стала бодрая опять!
5. Говорят в народе лук-
От семнадцати недуг,
Ели лук моряки,
Чтобы не было цинги!
6. Ах, лук-лучок,
Золотые перья!
Знать не зря его сажает
Бабушка Лукерья!
7. Ах,лук-лучок,
Я свяжу тебя в пучок,
В длинну косу завяжу-
Всем соседям покажу!
ТЕМА «ЗА ГРИБАМИ В ЛЕС ПОЙДЁМ!»
1. Месяц в небе,как лукошко,
Ты,играй,играй гармошка
У грибов одна нога,
Да и та без башмака!
2. На поляне гриб-малыш,
Называется челыш!
Он ещё большой бывает-
Все ребята его знают!

3. Как у наших,у опят
Вырос целый детский сад!
Все сынки,да дочки
Прячутся в листочках!
4. Милые поганочки-
Пляшут на поляночке,
Не жалеют каблуков,
Веселят всех грибников!
5. Я-поганка бледная,
Очень-очень вредная!
В суп меня не надо класть,
Чтоб в больницу не попасть!
Расступись,честной народ
Мухомориха идёт!

6. Фартук новый, лист кленовый
Мне ребята в пору!
Соберусь я и уеду
В гости к Мухомору!
7. Долго я живу в лесу-
Полюбуйтесь на красу-
В красной шапке модная,
В пищу непригодная!
8. У частушек есть начало,
У частушек есть конец,
Кто частушки наши слушал
Скажем прямо «Молодец!»
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Как вырастить лук по –лухски.
Лук размножается семенами, они чёрные, довольно крупные. Семена лука называются ЧЕРНУШКА. Чтобы их получить,нужно рано весной в землю посадитьсамые крупные луковицы,они дадут стрелу,на вершине которой завязывается шишка с семенами,к осени она созревает,её срезают ножницами и кладут на дозревание в тёплое помещение. На следующую весну семена сеют в грядку,из которых вырастаетмелкий лук-севок. Его хранят при комнатной температуре до следующей весны,сажают в грядку и из севка вырастает лук-репка. Жители нашей деревни сажают одновременно и лук на семена,и на севок,и на репку,т. к. лук-репка вырастает из семян только на третий год. Из грядки его вытаскивают в августе,обрезают,просушивают на солнышке и убирают на хранение. Народные умельцы плетут луковые косы,которые укашают интерьер,а зимой срезают луковки из косы по необходимости.




Приложение 10. Лухский край-родина электросварки.

Николай Николаевич Бенардос прославил Лух как изобретатель электросварки. Это принесло ему мировую известность, а изобретение получило название «электрогефест»,он позволяет выполнять соединение и разъединение металлов под действием электрического тока.
А первое изобретение Банардоса-пароход «Николай»,названный в честь старшего сына,мог преодолевать речные перекаты,мели. Испытание он начал на реке Лух,успешно проплыл и дальше по Клязьме до Гороховца (Нижегородская область). Общий маршрут составил 300 км. Но в те времена(1873 год,власти не сочли нужным использование такого корабля, и он был распилен на дрова.

Приложение 11. БЕРЁЗА-символ России и моей малой Родины.
( Рассматривание картин: И. Грабарь «Февральская лазурь»,
И. Шишкин «Ручей в берёзовом лесу».
Чтение стихотворений о берёзе С Есенина,Е. Трутневой)

Берёза-это самое распространённое дерево в России,стройное,белоствольное,с раскидистыми ветвями и шелестящими налёгком ветру листьями. А ведь берёза не только за красоту любима!Это дерево обладает многими ценными свойствами,в том числе и целебными. В жару берёза даёт прохладу,а в холод согревает (берёзовые дрова самые жаркие).Берёза лечит людей-даёт берёзовый сок. О берёзе пишут стихи,песни,картины. В народе берёзку называют «берегиня».
В праздник «Троица» берёзку завивают-украшают ленточками,а веточки берёзы в этот праздник несут в церковь-освящают и ставят как оберег в доме,в красный угол-рядом с иконой. Нашу деревню нельзя даже представить без этой белоствольной красавицы:есть большие,просто гигантские берёзы,похожие на мудрого,седого старца,создают впечатление надёжности и могут защитить от ветра,непогоды. Есть и совсем молодые,жизнеутверждающие, которые как как бы переговариваются между собой: «Деревня должна жить!»

Приложение 12. Наше болото-памятник регионального значения.

Все обходят это место,
Здесь земля,как будто тесто.
Здесь осока,кочки,мхи-
Нет опоры для ноги.
Болото у нас расположено недалеко от деревни Кружково,оно верховое-образовалось на лугу,когда на нём стала застаиваться вода. На болоте всегда сыро. Стоит только туда войти,чувствуешь-ноги утопают в мягкий мох,делаешь шаг,а в след набирается вода.
Болото-природное хранилище воды,из него вода поступает в реку. Вода чистейшая!Ведь она фильтруется через мох,торф,освобождается от вредных веществ.
На болоте растёт мох-сфагнум,осока,сабельник,кипрей,клюква,хвощ. Встречается ива,редко-молодые сосны,крушина;высокие травы-таволга,крапива,рогоз. Всего встречается 100 видов растений, два из которых занесены в Красную книгу: ива лопарская и осока плетевидная.
Из папоротников встречается пузырник ломкий-это вообще древнее растение. На болоте растёт целебная ягода-клюва.

Осенью, когда она созревает, сюда приходят, приезжают из разных мест много людей, чтобы запастись этой чудо-ягодой!
О,сколько бусинок багряных рассыпалось,не сосчитать!
Мхи на болотистых полянах коврами кажутся опять!
Приложение 13. Наша речка Добрица.
Берёт начало речка в болоте,возле деревни Марищи. Длина реки -59 км.

Вода чистая,водятся раки-это показатель,раки живут только в чистой реке.

На Добрице много мест,где течение становится тише,речка разливается вширь-это плёс. Здесь владения бобров,они строят хатки. Иногда речка расходится узкими рукавами,а затем опять сливается.

Наша деревня находится на левом берегу Добрицы, в ней можно искупаться,половить рыбу, полюбоваться красотой!
Добрица впадает в реку Лух, Лух-в Клязьму,Клязьма-в Оку,а Ока в Волгу!
Приложение 14. Родословная книга семьи и генеалогическое дерево.
Все должны знать историю своего рода. Если она утеряна,то её вместе с родителями, бабушками, дедушками необходимо восстановить, составить родословную своей семьи; открыть новые страницы семейной летописи и убедиться, что без прошлого нет будущего.


Приложение 15. Самовар.

Самовар-сиМвол гостеприимного дома. Он вносит в дом уют. Самовар-символ России. Раньше он находился в каждомдоме:и у богатых,и у бедных,чаем можно напоить не один десяток гостей. Родиной самовара является Урал. Его создали братья Лисицины в 1778 году. Самовары украшали чеканкой,гравировкой,они были самой разной формы.
В 19 веке самовары стали выпускать в Туле. Этот город называют центром самоваров.
Самовар-это большой металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней трубой, внизу которой находится топка, в неё помещают и разжигают древесные угли. Для тяги наверх трубы помещают ещё одну трубу - самоварную, соединяющую самовар с дымоходом. Так при небольшом количестве топлива, можно получить много кипятка.