Нина Мокрушина
Проект «Реки, родники, пруды — нету жизни без воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Одним из приоритетных направлений государственной политики России является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения. Формировать его, призвано экологическое образование.
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Публикация «Проект „Реки, родники, пруды — нету жизни без воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Реки и озера
- Родник. Все о родниках для детей
- Темочки
Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.
Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном.
Любой край, город, любая деревня- неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живем в городе Энгельсе Саратовской области.
Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами. Ещё в нашем крае есть реки и родники. Родники - это очарование родной земли.
В нашем саду, в частности нашей группе при активной помощи родителей, детей и воспитателя создан проект «РЕКИ, РОДНИКИ, ПРУДЫ – НЕТУ ЖИЗНИ БЕЗ ВОДЫ», представляющий собой целенаправленную деятельность воспитателя по обучению детей младшего возраста, формированию ценностного отношения к родному краю, природе родного края. Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести к пониманию, что наш город (река) - частица России.
Реки всегда являлись основными источниками пресной питьевой воды и играли огромную роль в жизни человека. В реках постоянно контролируется качество воды. Рекам испокон веков давали красивые имена, например у нас, в Энгельсе зарегистрировано множество названий рек : Волга (самая крупная река области, р. Сазань, р. Саратовка, р. Штонь и др.
Сколько былин, легенд, сказов, поверий связано с водой. Есть вода — есть жизнь. Живет река, значит, живёт и здравствует население. Конечно, нам с вами гораздо удобнее и привычнее пользоваться водой из крана, но вода, взятая в тиски железных труб, лишена свободы, а значит и своей живительной силы.
1. По доминирующей деятельности: познавательно- исследовательский проект.
2. По содержанию: информационно - творческий проект.
3. По участникам: детско-взрослый коллектив.
4. По времени проведения: краткосрочный (3 месяца).
5. По характеру контактов: групповой, при активном участии семьи, сотрудников ДОУ.
Актуальность проекта.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
В настоящее время проектная деятельность—одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, будут исследовать, экспериментировать, проводить разные опыты. А также проектный метод позволит объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности. Всё это подчеркивает актуальность данного проекта.
Проблема.
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды и о природоохранной работе по сохранности рек.
Гипотеза.
Если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической экологически ориентированной и творческой продуктивной деятельности на основе проектного метода, то можно сформировать личность, способную бережно относиться к природным ресурсам (богатствам) родного края, проявлять заботу и беспокойство об их состоянии.
Цель проекта.
Формирование у детей гуманных чувств, бережного отношения к природным ресурсам родного края, то есть воспитание экологического сознания.
Задачи проекта.
1. Расширить представления детей о значении воды в жизни человека, о водных источниках – реках, экологических проблемах, связанных с их загрязнением, которые необходимо решать на современном этапе. Ознакомить детей с реками, расположенными в Саратовской области, их целебными свойствами. Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
2. Развивать творческие способности, исследовательские навыки в процессе детского экспериментирования и разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта, а также воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории достопримечательностях и экологии родного края.
Принципы проекта.
• систематичность
• поиск в согласии в решении главных вопросов
• осознанная деятельность педагогов и родителей.
Форма работы.
• занятия,
• познавательные игры, способствующие реализации цели проекта,
• экологические эксперименты,
• беседы,
• игры- путешествия,
• викторины,
• дидактические игры,
• подвижные игры,
• создание альбомов,
• чтение,
• отгадывание загадок,
• праздник.
Содержание работы над проектом.
Проект включает в себя следующие тематические блоки:
1. «Волшебный мир воды»
Вода сама по себе не имеет питательной ценности, но она – непременная составляющая часть всего живого. Ни один из живых организмов нашей планеты не может существовать без воды.
Из воды состоят все живые растительные и животные существа.
На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело с водой. Он использует ее для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления.
Для человека вода является более ценным природным богатством, чем уголь, нефть, газ, железо, потому что она незаменима.
Вода занимает большую часть планеты. И поэтому нашу планету называют «голубой» планетой.
2. «С чего начинается река»
Родник - это ключ, бьющийся из - под земли. Родник – начало реки. Родник - водный источник, бьющий, текущий из глубины земли; естественный
выход подземных вод на земную поверхность.
3. «Реки нашего края». Изготовление макета «Река Волга».
4. «Природоохранная работа».
1 этап – подготовительный.
Январь
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта
2.. Пополнить развивающую среду:
- подбор художественной литературы по теме;
- подбор энциклопедий,
- составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
-составление картотеки опытов с водой;
-подготовка оборудования для опытов с водой.
- подбор иллюстраций с изображением реки, предметных картинок с сюжетами использования воды.
3. Разработать план работы по реализации проекта «РЕКИ, РОДНИКИ, ПРУДЫ – НЕТУ ЖИЗНИ БЕЗ ВОДЫ»
4. Создать творческую группу в помощи реализации проекта : родители, сотрудники детского сада.
5. Подготовить информацию для родителей по темам:
- Эксперимент в детском саду;
- Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
- Почему воду нужно беречь?
- Памятка «Что почитать детям о воде».
6. Создание проблемной ситуации: Письмо от Капитошки.
2 этап – основной (планирование и организация деятельности)
Февраль
1 неделя
Тема 1: “Вода, вода – кругом вода”.
Цель: дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Тема 2: «Ручейки и озера».
Цель: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды, для всего живого на земле. Познакомить детей с традиционным добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь и сохранять.
1. Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?»
2. Подвижная игра «Ручеек»
3. Чтение произведений Н. А. Рыжовой: «История одного пруда», «Как люди речку обидели», Г. - Х. Андерсен «Русалочка», сказки «Путешествие Капельки». Постановка проблемы: путешествуя с Капелькой, узнать о реках нашего края.
4. Наблюдение за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, снежинки, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д.).
5. Экскурсия в лесопарк, наблюдение как зарождается река.
6. Просмотр фильма «Реки».
7. Дидактическая игра: «Отвечай быстро»
8. Пословицы и поговорки о воде.
2 неделя
Тема 3: “Превращения воды”
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде
Тема 4: «Родник, его целебные свойства»
Цели: Расширить представления о значении воды в жизни человека, водных источниках - реках, экологических проблемах, связанных с их загрязнением. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать заботливое отношение к водным ресурсам, чувство уважения к окружающему миру.
1. Беседа «Какие свойства воды ты знаешь?»
2. Беседа «Чистая вода нужна всем и всегда»
3. Опыты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды».
4. Выпуск книги: “Реки родного края». Участники-дети; Материал: папка с файлами, картинки или фотографии с изображением реки
5. Рассматривание снежинок.
6. Игра «Мельница»
7. Чтение художественной литературы о природе:, сказка «День рождения Дельфинёнка», «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири)
8. Д. и. «Четвертый лишний»
9. Просмотр мультфильма: «Сладкий родник»,
3 неделя
Тема 5: “Уроки Айболита”
Цель: познакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.
Тема 6: “Путешествие Капельки”. Создание коллажа «Круговорот воды в природе.»
(Круговорот воды)
Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
1. Беседа «Где живут капли воды в детском саду».
2. Рассматривание капелек воды через лупу.
3. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
4. Загадки о воде.
5. «Наша семья на реке» - создание альбома (родители, дети)
6. «Волшебница- водица» - познавательные игры, составление рассказов о воде
7. Опыты: «Капельки»
8. Чтение худ. лит. : стихи А. С. Пушкина «О море», Н. А. Рыжова «Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр»
9. Д. и: «Да-нет»
4 неделя
Тема 7: «Берегите воду».
Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснить, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.
Тема 8: “Вода – начало всех начал”. (Итоговое занятие)
Цель: обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значении в жизни растений, животных и человека.
1. Познавательная беседа-«Реки»
2. Подвижная игра «Мы – водные животные».
3. Опыты: «Очистка грязной воды», «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».
4. Чтение сказки Н. А. Рыжовой «Жила-была Река», Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», сказки о живой воде, «Путешествие Капельки»
5. Проведение акции «Живи, река, живи!» + Изготовление макета реки «Волга».
6. Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде»
7. Д. И. : «Кто быстрее соберет», «Круги на воде»
3 этап – заключительный.
Начало марта.
Итог проекта :
• Презентация проекта.
• Альбом «Наша семья на роднике» (родители, дети)
• Макет родника «Иван да Марья».
• Фотовыставка «Если б не было воды, не купались в речке мы».
• Альбом «Этика поведения около водоемов».
• Коллекция видеофильмов о родниках.
• Музыкальное развлечение «Праздник волшебной воды».
Совместная деятельность с родителями
1. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воде.
2. Сбор материала о реках.
3. Организация экскурсии на реку.
4. Создание фотовыставки «Если б не было воды, не купались в речке б мы», «Наша семья на реке».
5. Создание коллекции видеофильмов «Реки Энгельса - частица нашей Родины».
Совместная деятельность с педагогами ДОУ
1. Привлечение узких специалистов: логопеда и муз руководителя.
2. Поиск методической литературы.
Ожидаемые результаты
Дети:
После проведённой работы дети узнают, что без воды не может быть жизни на Земле, что в природе все взаимосвязано. У дошкольников расширятся представления о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Сформируются знания о значении воды, вода – источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Дети узнают о круговороте воды в природе, научатся составлять схемы круговорота воды в природе.
У детей разовьётся объемно- пространственное воображение, сформируются основы экологической культуры, дети узнают: какой бывает вода, научатся самостоятельно проводить лабораторные опыты с водой, определяя ее качества и свойства. Знание свойств воды поможет понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде: что растет в водоеме, кто живет, почему?
Узнают о явлениях кислого дождя, который получается от загрязненности воздуха, о его вредности для живой и неживой природы, человека.
Дети научатся экономно использовать воду, станут понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу. Получат знания о природоохранительной деятельности на воде, о сохранении природы. Будут бережно относиться к рекам. Вырастут экологически грамотными людьми.
Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь, прежде всего, чем изменить мир, начни изменять себя.
У детей расширится кругозор, появился интерес к своей малой Родине. Дети станут замечать красоту окружающей природы.
Повысится познавательная активность, заинтересованность историей возникновения названий рек.
Родители
Родители станут активными участниками проекта. Оценят важность и необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе. Родители в результате деятельности в образовательном проекте расширят свои знания о родниках нашего района, важности знакомства с ними детей, а также о сохранении природы.
Педагоги.
Получат позитивный эмоциональный контакт, при разработке проекта, с родителями. Будет реализован единый подход к воспитанию любви к родной природе, в семье и в детском саду.